Решение по делу № 2а-10/2021 от 21.12.2020

                                                                                          Дело № 2а-10/2021

                                            Р Е Ш Е Н И Е

                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          09 февраля 2021 года                                             п. Черемисиново

          Черемисиновский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи                                                Чуйковой Е.Е.,

при секретаре                                                                              Толченко Т.А.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Черемисиновского района Курской области Тишина Н.Н.,

представителя административного ответчика Администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области Дмитриев Ю.А.,

представителя заинтересованного лица – администрации Черемисиновского района Курской области Павличенко Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, принятию и ведению реестра мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов,

                                                        УСТАНОВИЛ:            Прокурор Черемисиновского района Курской области в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района, выразившееся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района, принятию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района; обязать администрацию Русановского сельсовета Черемисиновского района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района, а также по созданию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.         В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Черемисновского района в рамках надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления проведена проверка исполнения Администрацией Русановского сельсовета Черемисиновского района законодательства в указанной сфере, в ходе которой установлено, что Администрацией Русановского сельсовета Черемисиновского района не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района, а также не принят и не ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Черемисиновского района Курской области Тишин Н.Н. уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - Администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области Дмитриев Ю.А. возражал против удовлетворения требований прокурора, указав в обоснование возражений, что органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест накопления ТКО является муниципальный район, поскольку в специальном законе (№89-ФЗ) и Правилах обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра законодатель указывает на необходимость создания мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществление ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, тогда как законом субъекта РФ определены полномочия сельских поселений только как участие в организации по накоплению и транспортированию ТКО; кроме того, на территории сельского совета региональным оператором АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» определен пакетированный способ сбора ТКО, в связи с чем включение сведений о месте накопления твердых коммунальных отходах должно осуществляться на основании заявления лиц, создающих такую площадку, однако до настоящего времени таких заявлений в администрацию сельского совета не поступало.

            Представитель заинтересованного лица – Администрации Черемисиновского района Курской области Павличенко Н.И. считала административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом, представил суду заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, при вынесении решения просил суд учесть, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» организация деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения сельского поселения, места общего пользования создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованием правил благоустройства такого муниципального образования.

           Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора Черемисиновского района в полном объеме по следующим основаниям.

            Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

            В соответствии с ч.1, ч.3 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

          Таким образом, административное исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

          В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на соответствующих территориях.

         В силу ч.ч. 2 и 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

       создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

       определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

      организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.        Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

        Согласно п. 16 Устава муниципального образования «Черемисиновский район» Курской области к вопросам местного значения Черемисиновского района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории Черемисиновского района.

        Пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городских поселений участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними Уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ).

       Законом Курской области от 23.08.2016 N 57-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями Курской области закреплены вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Уставом МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области.

           Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что администрация Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области является органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку указанные полномочия были закреплены за сельским поселением законом Курской области от 23.08.2016 N 57-ЗКО, что соответствует положениям ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции администрацией Русановского сельсовета Черемисиновского района не представлено.

Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 05.12.2016г. №144 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курской области, в соответствии с п.3.1 которого на территории Курской области сбор ТКО осуществляется следующими способами: прием отходов в многоквартирных домах в мусоропроводы и контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); прием отходов в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках; складирование крупногабаритных отходов на специальных площадках; сбор ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

          Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).           В соответствии с п.2 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.          В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО -места (площадки) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

           Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.11 Правил обустройства мест накопления ТКО).           Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п.12 Правил обустройства мест накопления ТКО).

          Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО).          Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

         Установление на территории сельсовета пакетированного способа сбора твердых коммунальных отходов не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности по определению схемы мест (площадок) накопления ТКО, поскольку в соответствии с п.9.2 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курской области, утвержденного Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 05.12.2016г. №144, при осуществлении сбора ТКО в пакетах или других предназначенных для их сбора емкостях договором об оказании услуг по обращению с ТКО места сбора отходов устанавливаются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, а также время сбора отходов.

          Материалами дела подтверждено, что прокуратурой Черемисиновского района Курской области в рамках надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления проведена проверка исполнения Администрацией Русановского сельсовета Черемисиновского района законодательства в указанной сфере, в ходе которой установлено, что Администрацией Русановского сельсовета Черемисиновского района не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района, а также не принят и не ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

         По результатам проверки 11.11.2020г. в адрес главы администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района прокурором внесено представление с требованием об их устранении.

         Таким образом, в судебном заседании установлено, что вопреки ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Закона Курской области от 23.08.2016 N 57-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения" Администрацией Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, а также не принят и не ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что подтверждается письмом Администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области от 11.12.2020г.

         Непринятие Администрацией Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области мер по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в части определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, а также формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов может привести к образованию несанкционированных свалок на территории Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области и повлечь вред здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей муниципального образования, круг которых не определён.

         Таким образом, выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о бездействии Администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области по выполнению обязанностей в сфере организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

         С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Черемисиновского района Курской области требований.

          В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд находит разумным установить срок для устранения нарушений в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

                                              Р Е Ш И Л :

           Административные исковые требования прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, принятию и ведению реестра мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.

          Признать незаконным бездействие администрации Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, принятию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области.

         Возложить на администрацию Русановского сельсовета Черемисиновского района Курской области обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Русановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, а также по формированию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Черемисиновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                       Е.Е. Чуйкова

2а-10/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Черемисиновского района Курской области
Ответчики
Администрация Русановского сельсовета
Другие
Администрация Черемисиновского района
АО "САБ по уборке г.Курска"
Суд
Черемисиновский районный суд Курской области
Судья
Чуйкова Елена Егоровна
Дело на сайте суда
cheremisinovsky.krs.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация административного искового заявления
21.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2021Предварительное судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
09.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее