Дело № 2а-803/2021
УИД 17RS0006-01-2021-000963-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года с. Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгака Г.Д., при секретаре судебного заседания Кара-оол А.В., с участием помощника прокурора Монгун-Тайгинского района Хертека А.М., представителя Администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ХХХХ., рассмотрев в открытом судебном заседании а административное исковое заявление прокурора Монгун-Тайгинского района к Администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Монгун-Тайгинского района обратился с административным иском к Администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления указав, что в результате проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации администрацией муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» не разработана и не утверждена программа охраны земель на территории поселения, отсутствует муниципальный правовой акт, утверждающий программу охраны земель. В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес председателя администрации от 06.09.2021 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако представление прокурора не рассмотрено, меры по устранению нарушений законодательства не приняты, представлен формальный ответ. В связи с этим просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» по не разработке и утверждению муниципальной программы охраны земель муниципального района и обязать администрацию муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства путем принятия мер по разработке и утрверждению программы охраны земель муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Монгун-Тайгинского района Хертек А.М. заявленный административный иск просил удовлетворить, уточнив требования в части срока исполнения, предоставив 1 месяц для исполнения решения суда после вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ХХХХ. с иском согласилась, просила предоставить срок до 1 месяца для исполнения решения суда.
Выслушав лица участвующие в деле, исследовав письменные материалы, суд считает административный иск подлежащий удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельном кодексе Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В п. 1, п. 2. ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений п. 1 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Исходя из положений ч.2 ст.15 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Исходя из положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Положениями п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Статьей 1 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", установлено, что в Российской Федерации устанавливаются правовые основы стратегического планирования, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Стратегическое планирование в Российской Федерации (далее - стратегическое планирование) осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.
Пунктом 3 Указанного Закона предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
Исходя из системного анализа указанных норм права суд приходит к выводу, что в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
В соответствии с п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Из представления прокурора от 06.09.2021 г. № 7-17-2021 следует, что в ходе проверки установлено, что в нарушение требований земельного кодекса РФ администрацией муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» программа охраны земель поселения не разработана и не утверждена, муниципальный правовой акт, утверждающий программу охраны земель поселения отсутствует.
Из ответа на представление прокурора администрации муниципального района администрацией муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» следует, что представление прокурора рассмотрено, устранены допущенные нарушения, а также доработана муниципальная программа «Развитие земельно-имущественных отношений и градостроительства на территории Монгун-Тайгинского района на 2020-2022 годы» и включено в перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Из копии постановления администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» следует, что утверждена программа Развитие земельно-имущественных отношений и градостроительства на территории Монгун-Тайгинского района на 2020-2022 годы», однако данное постановление не имеет подписи должностного лица, нет даты его принятия и номера.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» и о возложении обязанности, поскольку бездействие административного ответчика, выразившееся в части не разработки муниципальной целевой программы по охране земель, нарушает требования вышеперечисленных норм федерального законодательства, а также нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва», на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст. ст. 177, 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва к Администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»» о признании незаконным бездействие и о возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы охраны земель муниципального района.
Обязать Администрацию муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства путем принятия мер по разработке и утверждению программы охраны земель муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Монгун-Тайгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Г.Д. Донгак