РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 17 июля 2023 года
Нижнеилимский районный суд <адрес> в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя истца ФИО9, представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» об обязании уплатить дополнительные страховые взносы, передать в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» (далее по тексту – ПАО «Иркутскэнерго») об обязании уплатить дополнительные страховые взносы, передать в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Управление пенсионного РФ в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении страховой пенсии отказано, так как к зачету в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы трудовой деятельности:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера диспетчерского оборудования телеавтоматики 3-го разряда в электрическом цехе Иркутская ТЭЦ-16;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО « Иркутскэнерго»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»;
Основанием для отказа в принятии к зачету спорных периодов работы является тот факт, что ответчик не предоставлял сведения персонифицированного учета и не оплачивал дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно записям трудовой книжки в спорные периоды он состоял в трудовых отношениях с ОАО «Иркутскэнерго», работал по профессиям, предусмотренным Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому правом на досрочное назначение пенсии пользуются слесари, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (шифр профессии 2140000а-18455), что соответствовало выполняемой им работе по профессии электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматике в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 указанного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы. На работодателей возложена обязанность по уплате, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также предусмотрено правило о том, что периоды работы работников, занятых на соответствующих видах работ засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов.
Просит суд обязать ПАО «Иркутскэнерго»:
- уплатить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> в порядке, предусмотренного главой 34 НК РФ, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6% на имя ФИО1 за периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера диспетчерского оборудования телеавтоматики 3-го разряда в электрическом цехе Иркутская ТЭЦ-16;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО « Иркутскэнерго»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»;
- а также предоставить в отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> сведения обязательного персонифицированного учета о работе ФИО1 в спорные периоды – в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций непосредственно на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
ДД.ММ.ГГГГ судом принято заявление об изменении исковых требований, согласно которому истец просит суд обязать ПАО «Иркутскэнерго»:
- уплатить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> в порядке, предусмотренного главой 34 НК РФ, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6% на имя ФИО1 за периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»;
- а также предоставить в отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> сведения обязательного персонифицированного учета о работе ФИО1 в спорные периоды – в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций непосредственно на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
ДД.ММ.ГГГГ истцом исковые требования дополнены дополнительным требованием о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
Представителем ответчика ПАО «Иркутскэнерго» представлен отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать. В обоснование возражений указано, что в соответствии со ст. 58.3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ применяются с ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность работодателя производить уплату страховых взносов, начисляемых по дополнительному тарифу, за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ законодательством РФ не установлена. Каких-либо документов, подтверждающих непосредственную занятость истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях труда, не имеется, следовательно, этот период времени и не подлежит включению в расчет специального стажа истца. Поскольку истец обратился в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в соответствии со ст. 392 ТК РФ срок исковой давности по требованиям истца об уплате дополнительного тарифа страховых взносов составляет один год, течение этого срока начинается со дня, когда работник узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено, в связи с чем срок исковой давности по требованиям истца истек.
В дополнительном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика указал, что Список №, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пп. «б» п. 1 указанного постановления, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения Список № применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда.
По результатам аттестации рабочих мест/спецоценки предусмотренная Списком № работа может быть отнесена к работе с опасными или вредными условиями труда, но не к тяжелым условиям труда. Документы, свидетельствующие о том, что работа истца в спорные периоды соответствовала положениям Списка №, выполнялась в тяжелых условиях труда, у работодателя отсутствуют. Записи трудовой книжки и положение о подразделении не содержат характеристику работ электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда и условий их выполнения в спорный период времени, и не подтверждают работу в тяжелых условиях труда.
Исковое требование о взыскании компенсации морального не подлежит удовлетворению ввиду недоказанности факта причинения морального вреда.
Представителем третьего лица - отделением Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (далее по тексту – отделение ФПСС) представлен отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной пенсии истцу отказано ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ (работа по Списку № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением ФИО2 ССС от ДД.ММ.ГГГГ №). Списком № предусмотрены профессии и должности, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, в число которых входят слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (раздел XIII. Электростанции, электропоезд, паросиловое хозяйство, позиция 2140000а-18455). В спорные периоды работы ФИО1 работал на должностях, не предусмотренных Списком №. Из представленных документов не усматривается, что истец был занят не менее 80% рабочего времени на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 застрахован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут подтверждаться только выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В выписке индивидуального лицевого счета истца за все спорные периоды отсутствуют сведения о занятости на соответствующих видах работ в соответствии с пп.2 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Выполнение истцом работ в тяжелых условиях труда не подтверждаются ответчиком и картой специальной оценки условий труда, а также картами аттестации рабочего места по условиям труда. В связи с чем, оснований для удовлетворения не имеется.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания уведомлен надлежаще, на личном участии не настаивал.
Представитель истца ФИО9 просила иск ФИО1 удовлетворить по основаниям указанным в иске. Дополнительно указала, что фактически ФИО1 работал и обслуживал электрическое оборудование в тех цехах, которые поименованы в Списке № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №. В его обязанность входило обслуживание электрооборудования ТЭЦ-16, которое находится на тех же отметках, что и основное технологическое оборудование, условия труда идентичны условиям труда работы профессий и ремонтного персонала, осуществляющих обслуживание и ремонт котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи. Зона обслуживания подразделения электрического цеха распространяется на все электротехническое оборудование, средства связи и сигнализации. ТЭЦ-16 состоит, в том числе, из котлотурбинного цеха, цеха топливоподачи, цеха химводочистки, бойлерной, электрического цеха. С ДД.ММ.ГГГГ работодатель предоставляет в отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> сведения обязательного персонифицированного учета о работе по занимаемой должности истца в особых условиях на основании карты аттестации рабочих мест от 2016 года, тогда как условия труда не изменились.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать полностью, поскольку обязанность по уплате дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размер 6% возложена на работодателя только с ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств осуществления работы истцом ФИО1 в особых условиях труда с занятостью не менее 80 % не имеется. Исходя из данных карты аттестации рабочих мест от 2006 года, 45% рабочего времени ФИО7 находился на своем рабочем месте - главном щите управления, в отдельно стоящем здании, в нем нет оборудования, поименного в Списке № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает, что возникший спор является трудовым спором, и просила применить срок исковой давности, установленный ст. 392 ТК РФ.
Представитель третьего лица – отделения ФПСС по <адрес> ФИО8 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Участвуя ранее в судебных заседания, полагал необходимым в удовлетворении иска ФИО1 отказать,
Представитель третьего лица – межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания уведомлен надлежаще, на личном участии не настаивал.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.59, 60 и 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено и из трудовой книжки AT-V № на имя ФИО1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в электрический цех в качестве электромонтера диспетчерского оборудования и телеавтоматики 3 разряда Иркутской ТЭЦ-16.
ФИО1 в спорные периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»;
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Не были приняты к зачету в специальный стаж, в том числе, периоды работы в филиале ТЭЦ-16 ПАО «Иркутскэнерго»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера диспетчерского оборудования и телеавтоматики 3 разряда в электрическом цехе; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»;
Разрешая исковые требования ФИО1 суд учитывает следующие нормы закона, регулирующие спорные правоотношения.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ) определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе, Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №).
В силу пункта 4 Правил №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (разъяснение Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 13 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со Списком №, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код позиции 2140000а-18455).
Согласно Разъяснениям Министерства труда Российской Федерации, утвержденным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, по Списку № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (код позиции 2140000а-18455).
Согласно п. 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Спискам, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 10 названных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил)
Аналогичные условия содержатся в пункте 3 Правил подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, согласно которого периоды работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о работе с вредными веществами определённых классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени и др. для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
К таким документам можно отнести результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда, которые могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяю право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ( п. 6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н)
С учетом изложенных выше положений о порядке подтверждения работником специального стажа работы в тяжелых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы, которые дают застрахованному лицу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, ст. 209 ТК РФ определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные иные мероприятия (ч. 1 ст. 209).
Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч. 5 ст. 209).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предусмотренных законодательством о специальной оценки условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценки условий труда (ст. ст. 22, 214 ТК РФ).
В силу абз. 12 ч. 2 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно частям 1, 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО7, он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, спорные работы ФИО1в ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе могут подтверждаться только выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 за все спорные периоды отсутствуют сведения о занятости на соответствующих видах работ в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Работодатель указывал, что истец работал в указанные периоды в обычных условиях труда, не отражая особый характер.
Стороной истца заявлено о том, что работодателем предоставлялись недостоверные сведения за период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования) по ДД.ММ.ГГГГ и отраженные в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения досрочной страховой пенсии по старости).
Судом установлено, что работодателем ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура ТЭЦ-16 филиала АОЭиЭ Иркутскэнерго, в которую входят: управление, производственные подразделения и объекты непроизводственного назначения.
При этом, в производственные подразделения входят: котлотурбинный цех, электрический цех, участок тепловой автоматики и измерений, гараж, ремонтно-строительный цех, команда военизированной охраны.
Работодателем разработано Положение об электрическом цехе, которое утверждено ДД.ММ.ГГГГ (взамен утвержденного ДД.ММ.ГГГГ). Согласно введению указанного Положения – оно определяет цели, задачи, функции, структуру, взаимодействие с другими структурными подразделениями ТЭЦ-16.
Согласно п. 1.4 указанного положения зона обслуживания подразделения: электрическое оборудование ТЭЦ-16, средства связи и сигнализации.
В пункте 1.6 указанного положения указан перечень закрепленного за подразделением оборудования, к которым относится, в том числе, синхронные генераторы с токопроводами и системами возбуждения, воздухоохладителями аппаратурой управления механизмов турбоагрегатов и цепями управления механизмов турбоагрегатов; разделительные трансформаторы; распределительные устройства всех напряжений с присоединенными к ним электрическими присоединениями; электродвигатели резервного возбудителя, мотор-генераторы, электродвигатели, являющиеся составными элементами электрооборудования; аккумуляторная батарея с устройствами заряда и подзаряда, щит постоянного тока, сеть силового и оперативного постоянного тока в электроустановках; кабельные сооружения с кабелями, находящимися в управлении подразделения; заземляющие устройства, включая заземляющие проводники в помещениях и на электрооборудовании, находящемся в ведении подразделения; рабочее и аварийное освещение во всех помещениях на рабочих местах и на территории ТЭЦ-16, за исключение схем освещения и светильников на панелях ЦТЩ (центральный щит управления); кабельные ввода сборок задвижек; главный щит управления, релейные щиты электрических присоединений; устройство вентиляции; аппаратура и цепи устройства управления, блокировки, автоматики, релейной защиты и сигнализации электрических присоединений; средства электрический измерений, преобразователи тока, напряжения и других электрических параметров электрических присоединений и распределительных устройств, аппаратура автоматической дальней связи, аппаратура радиоузла, кабели связи внутристанционные, кабели связи соединяющие.
Задачами данного подразделения являются: деятельность по производству электрической и тепловой энергии; деятельность по ремонту закрепленного оборудования; эксплуатация и ремонт аппаратуры и систем контроля противопожарной защиты и сигнализации; деятельность в области пожарной безопасности, в области обращения с отходами, обеспечение выполнения требований охраны труда; обеспечение выполнения психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности оперативного персонала.
Аналогичные положения содержатся в Положениях об электрическом цехе, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда электрического цеха ТЭЦ-16, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций является работников участка электрического цеха и в его зону обслуживания входит электрооборудование всех участков ТЭЦ-16.
Согласно п. 1.10. Должностной инструкции рабочим местом электромонтера является ГЩУ (главный щит управления) электроцеха, находящийся в здании электрического цеха на третьем этаже.
Согласно Должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда электрического цеха № ДИ 10.015.0006-2005, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (взамен ДИ ДЭ-6 от ДД.ММ.ГГГГ), со сроком действия 3 года, электромонтер по обслуживанию электрооборудования 4 разряда является работником ЭЦ (электрического цеха) ТЭЦ-16 (п. 1.1), в зону обслуживание работника входит электрооборудование ТЭЦ-16 (п. 1.7)
К функциям подразделения относится: контроль за работой и состоянием электросилового оборудования РЗА (релейная защита и автоматика), измерения, СДТУ (средства диспетчерского технологического управления), помещений, зданий и сооружений, находящихся в ведении электрического цеха, путем обходов и осмотров с целью выявления и устранения дефектов; контроль за состоянием релейной защиты дистанционного управления, сигнализации и электроавтоматики; соблюдение режима работы ЭЦ (электрический цех), производство оперативных переключений на этом оборудовании, ликвидация повреждений и устранение аварийного состояния оборудования (раздел 2). В своей работе используют документы, в том числе оперативный журнал электрического цеха.
Согласно п. 1.12 Должностной инструкции рабочее место работника расположено на ГЩУ (главный щит управления), находящийся в здании электроцеха на третьем этаже.
Аналогичные положения содержатся в Должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда электрического цеха № ДИ 208.205.006-2010, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (взамен ДИ, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ) со сроком действия 3 года.
Из плана-схемы закрепления территории ТЭЦ-16 за подразделениями видно, что здание главного щита управления электрического цеха является отдельно стоящим зданием, что также подтверждается техническим паспортом на нежилое здание главного щита управления и электрического цеха от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый №.
Исходя из состава помещений электрического цеха ТЭЦ-16 в указанном здании не расположено основное технологическое оборудование электростанции, в том числе и оборудование котельного, турбинного (парогазотурбинного), оборудование пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Из сведений, отраженных в оперативном журнале электрической станции (дежурный электромонтер ТЭЦ-16) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оперативном журнале за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оперативном журнале за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оперативном журнале за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оперативном журнале за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нем работником фиксируется выполняемая работа электромонтера в течение всей смены (вахты), с указанием конкретного периода занятости по выполнению необходимых работ, а также план - заданий и план-нарядов.
Из записей указанного оперативного журнала усматривается, что ФИО1 был занят по выполнению определенных работ в котельном цехе, котлотурбинном цехе, участке тепловой автоматики и измерений не каждый рабочий день, и выполнение указанных работ занимало непродолжительный период времени, в связи с чем не подтверждается занятость ФИО1 в тяжелых условиях труда не менее 80 % рабочего времени.
Стороной истца указано о том, что факт занятости ФИО1 на работе с тяжелыми условиями труда подтверждается Инструкциями по охране труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции.
Так, из содержания Инструкции по охране труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции (ДЭМ) со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что работающего в зоне ремонтов электрооборудования могут воздействовать следующие опасные (вредные) факторы: механическое оборудование с движущимися и вращающимися частями; повышенное содержание угольной пыли; влажность; шум; возможность поражения электрическим током (п.1.1).
Согласно п. 1.7 Инструкции для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов необходимо применять соответствующие средства защиты и спецодежду согласно действующему законодательству. Применяемые средства защиты и спецодежды должны соответствовать стандартам и техническим условиям на их изготовление.
Из ответа филиала ТЭЦ-16 ПАО «Иркутскэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что не предоставляется возможным представить копии документов по причине их отсутствия: карты аттестации рабочего места по условиям труда, специальная оценка условий труда за периоды работы по должности электромонтера с 1986 -2005 г.г.
Согласно данным карты аттестации № рабочего места по условиям труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда ТЭЦ-16 (код 19848, 2006 год) условия труда отнесены к вредным условиям труда, установлен итоговый класс условий труда: класс 3.2 (строка 061) –условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственный факторы, в качестве гарантий указано на повышенную оплату труда - доплата 4% (строка 080), льготное пенсионное обеспечение (срока 110) - не указано (только для работ код 2140100а-19820). Право на досрочное назначение страховой пенсии не предусмотрено.
При этом фактическое состояние условий труда на рабочих местах (строка 060) изложена в Приложении «Расчёт значений вредных факторов». Согласно данным указанного Расчета продолжительность воздействия вредных факторов исходя из нахождения в определенных цехах (класс условий труда 3.2) определена следующим образом: электрокотельная - 3%, химлаборатория – 4%, турбинное – 10%, ХВО- 5%, КРУ -8%, котельное – 2%, ГЩУ – 45%, багерная насосная – 6%, участок топливоподачи -10%.
При этом, 53% времени электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда ТЭЦ-16 в свое рабочее время находился в допустимых условиях труда (ГЩУ- 45%, КРУ-8%, где установлен класс условий труда -2).
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда №.205.04 от 2011года электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции 4 разряда филиала ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго» следует, что общая оценка условий труда составляет: 3.1 (вредные условия труда), предусмотрен повышенный размер оплаты труда: 4%, дополнительный отпуск.
Согласно карте №.205.04-Д от ДД.ММ.ГГГГ доплат за вредные условия труда на рабочем месте сделано заключение о превышении уровня шума, необходимости доплаты и ее размер составляет 4% тарифной ставки.
Согласно протоколу №.205.04-Ш измерений и оценки условий труда при воздействии шума электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда зафиксировано, что превышение нормативного значения величины параметров шума (более 80 децибел) на рабочем месте зафиксировано в рабочих зонах: турбинное отделение отметка 0,0м., отметка 7,0 м., химводочиска, фильтровальный зал, при времени воздействия – 10, 5, 10 и 10 % соответственно, класс условий труда – 3.1.
Результаты специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не оспаривалась, незаконной не признавалась.
Учитывая, что обязанность у работодателя по предоставлению в пенсионный орган сведений о льготном периоде работы связана с результатами специальной оценки условий труда, то в данном случае у ответчика отсутствовала такая обязанность.
Поскольку конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников дифференцированно, в зависимости от класса условий труда на их рабочих местах в порядке ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором, в ПАО «Иркутскэнерго» были приняты и действовали коллективные договоры.
Так, согласно соглашению о внесении изменений и дополнений в коллективный договор ПАО «Иркутскэнерго» на 2015-2017 г.г., принятого ДД.ММ.ГГГГ, в коллективный договор были внесены изменения, включено Приложение № к коллективному договору «Положение о предоставление компенсаций за работу во вредных условиях труда работникам ПАО «Иркутскэнерго» по результатам специальной оценки условий труда»
Согласно указанному Положению для определения размера доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда используют данные строки 030 «Оценки условий труда по вредным (опасным) факторам» «Карты специальной оценки условий труда», при этом класс условий труда вредный - это класс условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; опасный – это класс условий труда 4.
На основании положений об оценке труда, проведенных аттестации рабочих мест, специальной оценки условий труда работодателем выносились приказы об утверждении перечня работ, профессий и должностей с тяжёлыми и вредными условиями труда, на которые устанавливаются доплаты к тарифным ставкам и дополнительный отпуск.
Так, ДД.ММ.ГГГГ вынесен приказ № «Об утверждении Положения об оценке труда», ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «Об установлении доплат за условия труда», ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «Об утверждении перечня работ, профессий и должностей с тяжелыми и вредными условиями труда», ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № «Об утверждении перечня работ, профессий и должностей с тяжелыми и вредными условиями труда».
Из представленных лицевых счетов за спорные периоды работы ФИО1 видно, что последнему производилось начисление и, соответственно, доплата за работу во вредных условиях труда (код №). Также из указанных лицевых счетов следует, что оплата рассчитывалась из тарифной почасовой оплаты, то есть за каждый час работы во вредных условиях труда, то есть производилась за полный период рабочей смены. И данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика.
Однако, данное обстоятельство – предоставление ФИО1 компенсации за работу во вредных условиях труда в виде повышения размера оплаты труда в виде доплат к тарифным ставкам, предоставление дополнительных дней отпуска, - не подтверждает факт работы истца в тяжелых условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», и, как следствие, не обязывают работодателя на предоставление соответствующих обязательных сведений индивидуальных (персонифицированных) учета о работе истца в особых условиях.
Кроме того, у суда не имеется оснований полагать, что работодателем ПАО «Иркутскэнерго» предоставлены недостоверные сведения, представляемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении работника ФИО1 без указания работы истца в специальных условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в спорные периоды его работы.
Так, в соответствии с пп. 1и 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при подсчете страхового стажа, которые предусмотрены статьями 11 и 12 ФЗ «О страховых пенсиях» после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в подсистеме государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Постановлением Правительства РФ о ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии.
Согласно п. 10 указанных Правил №, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документов, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в подсистеме государственного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку. По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд РФ вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из представленных суду документов следует, что страхователем (работодателем) требования ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» выполнялись, ежегодно в Пенсионный фонд предоставлялись сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, согласно перечню рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости ТЭЦ-16 ОАО «Иркутскэнерго» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе не предусмотрена, в поименном списке к указанному перечню ФИО1 не указан.
В предоставленных Перечнях рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе также не предусмотрена, в поименных списках работников на льготное пенсионное обеспечение, являющихся приложением к указанным перечням, - ФИО1 не указан.
Доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, дающих основание полагать, что предоставляемые работодателем сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования являются не достоверными суду не представлено, при этом установлено, что такие сведения были представлены на основании проведенных результатов оценки условий труда.
Кроме того, представителем ответчика в судебном заседании указано, что специалистами пенсионного фонда регулярно проводились проверки достоверности предоставляемых сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, каких-либо замечаний не было, работодатель не привлекался к ответственности за предоставление недостоверных сведений.
Так, согласно Акту по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем ПФР индивидуальных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ от ДД.ММ.ГГГГ проведена достоверность предоставленных сведений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки сделано заключение о том, что индивидуальные сведения признаны достоверными.
Аналогичные выводы отражены в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки предоставленных сведений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требование истца о возложении на ответчика обязанности уплатить дополнительные страховые взносы за спорные периоды работы суд приходит к следующему.
Статьей 58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ) была возложена обязанность на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, - плательщиков страховых взносов производить уплату страховых взносов по дополнительным тарифам, но такая обязанность была возложена с ДД.ММ.ГГГГ. А с ДД.ММ.ГГГГ – обязанность предусмотрена в соответствии со ст. 428 НК РФ, также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Условия назначения страховой пенсии по старости применяется в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» соответствующие период могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ, результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (п.3 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ч. 6 ст.30 и ч. 8 ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях»).
В связи с чем, оснований для удовлетворения указанного требования истца не имеется, в его удовлетворении следует отказать.
То обстоятельство, что с 2017 года по занимаемой должности ФИО1 ответчиком предоставляются соответствующие сведения обязательного персонифицированного учета в особых условиях с указанием льготной кодировки, производится оплата дополнительного тарифа исходя из результатов карты специальной оценки труда от 2016 года, не может быть принято во внимание, поскольку не подтверждают факт работы ФИО1 в особых условиях в спорные периоды.
Представителем ответчика в судебном заседании указала, что действительно с 2017 работодателем предоставляются соответствующие сведения обязательного персонифицированного учета в особых условиях с указанием льготной кодировки в отношении истца ФИО1 Указанная оплата дополнительного тарифа производится работодателем исходя из результатов карты специальной оценки труда № от 2016 года, по выводам которой сделана рекомендация в необходимости установления права на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем работодателем в добровольном порядке принято такое решение.
Результаты специальной оценки труда № от 2016 года не распространяются на спорные периода трудовой деятельности ФИО1
Фактически предметом исковых требований истца является установление факта занятости ФИО1 по вредных условиях труда в профессии предусмотренного Списком №, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" пунктом А, код 2140000а-18455, полный рабочий день (более 80%), возложении на ответчика обязанностей, связанных с осуществлением истцом работы в спорный период времени в должности электромонтера по ремонту котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, в том числе, начислить и уплатить дополнительные страховые взносы.
Давая оценку фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что факт занятости истца ФИО1 в специальных условиях труда в должности электромонтера в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики в течение 80% рабочего времени, то есть в работах, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не нашел своего подтверждения, в связи с чем, правовые основания для возложения на ответчика обязанности по уплате дополнительных страховые взносы, передаче в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений обязательного персонифицированного учета о работе истца в особых условиях труда в спорный период времени не имеется.
Ответчиком также заявлено о пропуске истца срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, по требованиям истца об обязании уплатить дополнительные страховые взносы, передать в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такой срок составляет один год, течение этого срока начинается со дня, когда работник узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено, и такой срок истек.
О неисполнении ответчиком обязанности по представлению индивидуальных (персонифицированных) сведений в Пенсионный фонд истец узнал в ДД.ММ.ГГГГ, когда территориальный орган Пенсионного фонда отказал в установлении страховой пенсии по старости.
Требования о возложении на работодателя обязанности предоставить необходимые сведений в отношении работников в Пенсионный фонд России не относятся к индивидуальному трудовому спору, следовательно, на них не может распространяться срок обращения в суд, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, возложенная законом на страхователя (работодателя) обязанность по начислению и уплате страховых взносов, представлению индивидуальных (персонифицированных) данных в отношении своих работников сохраняется за работодателем и после увольнения работника, если такая обязанность не была им выполнена своевременно.
Таким образом, бездействие ответчика, по существу, является длящимся нарушением прав застрахованного лица, в связи с чем он вправе требовать восстановления нарушенного права.
Кроме того, ФИО1 в 2022 году обращался за судебной защитой путем подачи иска к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным. Определением Нижнеилимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО1 оставлено без рассмотрения. С данным исковым заявлением ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, оснований для применения срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, не имеется.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с разъяснениями п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом не установлено нарушение прав истца со стороны ответчика, то и оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, фактически данное требование является производным от основных исковых требований, в отношении которых суд не нашел оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196, 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО1 к публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» об обязании уплатить дополнительные страховые взносы, передать в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления полного мотивированного решения. Полное мотивированное решение судом изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.Ф. Антоневич