Судья: Яхин И.Н.
2а-1771/2020 (суд первой инстанции)
33а-3451/2020 (суд апелляционной инстанции)
Уникальный идентификатор дела № 18RS0001-02-2020-001541-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
судей: Багаутдиновой Г.Р., Соловьева В.А.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием прокурора Бузанаковой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 28 августа 2020 года дело по апелляционной жалобе Модлея А. А.овича на решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 18 августа 2020 года, которым
в удовлетворении административного искового заявления Модлея А. А.овича к Ленинской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска о признании незаконным постановления Ленинской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска от 12 августа 2020 года №123.1, возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Городской Думы г.Ижевска седьмого созыва по Московскому избирательному округу №7 отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., объяснения Модлея А.А. и его представителя Дубинко Н.В. поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Центральной Избирательной Комиссии Удмуртской Республики – Кучумова А.Г. полагавшего апелляционную жлобу необоснованной, заключение прокурора Бузанаковой Е.Б. об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам
установила:
Модлей А. А.ович обратился в суд с административным исковым заявлением к Ленинской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска (далее – Комиссия) о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Городской Думы г.Ижевска седьмого созыва по <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Комиссией вынесено оспариваемое постановление, из которого следует, что <данные изъяты> подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, признаны недействительными, ввиду того, что <данные изъяты> подписей внесены без указания сведений, требуемых в соответствии с законом Удмуртской Республики № 33-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее Закона № 33-РЗ), а именно: не были указаны субъект Российской Федерации и город проживания в сведениях об избирателе. Кроме того подпись на № листе в строке № признана недействительной в связи с указанием не соответствующих действительности сведений об избирателе.
Полагает указанное постановление незаконным ввиду положений ч.1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ) и ч.8 ст. 29 Закона № 33-РЗ, позволяющих не указывать часть реквизита адреса, в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Поскольку сбор подписей осуществлялся исключительно на территории Удмуртской Республики в г. Ижевске и только среди избирателей, проживающих в г. Ижевске, то не указание сведений о субъекте Российской Федерации и населенном пункте не препятствует однозначному восприятию, поэтому отсутствовали основания для признания их недействительными.
Ввиду того, что достоверными и действительными из <данные изъяты> представленных подписей являются <данные изъяты>, он подлежал регистрации в качестве кандидата в депутаты Городской Думы г.Ижевска седьмого созыва по <данные изъяты>.
Более того Комиссией не выданы ему копии официальных документов, на основании которых подписи признаны недействительными, а так же Комиссия не извещала его о проверке подписных листов, пригласив лишь на итоговое заседание рабочей группы, где подводились итоги проверки, поэтому он был лишен права защитить свои законные интересы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции Модлей А.А. просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, приводя доводы об ошибочности выводов суда первой инстанции, изложенных в оспариваемом решении, и необоснованном применении разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, сделанных значительно ранее вступления в законную силу положений ч. 11 ст. 37 Закона №67-ФЗ, настаивая на том, что не указание в подписном листе избирателем сведений о субъекте Российской Федерации и населенном пункте в качестве реквизитов своего адреса места жительства не препятствует однозначному восприятию.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме, так как суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлениями Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № и № сформирована Комиссия с назначением председателем М.А.В.
Решением Городской Думы г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Городской Думы г. Ижевска седьмого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
20 февраля 2020 Городской Думой г. Ижевска решением № утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Городской Думы г. Ижевска, в соответствии с которой численность избирателей <данные изъяты> составляет <данные изъяты> человек.
ДД.ММ.ГГГГ Модлей А.А. обратился в Комиссию по выборам депутатов Городской Думы г. Ижевска седьмого созыва по <данные изъяты> в порядке самовыдвижения с заявлением о согласии баллотироваться.
В последующем, а именно ДД.ММ.ГГГГ, Модлеем А.А. представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Городской Думой г. Ижевска седьмого созыва, включая <данные изъяты> подписных листа с подписями избирателей в количестве <данные изъяты>.
В свою очередь Комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято решение, оформленное Постановлением №, о проверке всех представленных кандидатами по одномандатным округам подписей в подписных листах.
Постановлением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № по выборам депутатов Городской Думы г. Ижевска седьмого созыва Модлею А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы г. Ижевска седьмого созыва по <данные изъяты>.
Поводом для этого послужило то, что по результатам проверки 100 процентов представленных Модлеем А.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из общего количества <данные изъяты> подписей избирателей признаны недействительными <данные изъяты> подписей, из которых <данные изъяты> подпись ввиду указания в подписном листе не соответствующих действительности сведений об избирателе, и <данные изъяты> подписей избирателей ввиду неуказания сведений, требуемых законом № 33-РЗ. Следовательно достоверными признаны <данные изъяты> при необходимых <данные изъяты> подписей.
Из ведомости проверки подписных листов, полученной Модлеем А.А. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что недействительной по признаку несоответствия действительности сведений признана подпись в строке № подписного листа №, и недействительными по признаку отсутствия требуемых сведений признаны подписи в строках: № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №.
При проведении проверки подписей избирателей принимал участие Модлей А.А. о чем указано в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции так же установлено, что в строке № подписного листа № содержится подпись ФИО который не зарегистрирован по указанному в подписном листе адресу, о чем представлен ответ ОВМ ОП №1 УМВД России по г.Ижевску (Ленинский).
В данной части Модлей А.А. не оспаривает указанное Постановление.
Кроме того судом первой инстанции установлено, что в подписных листах в строках: № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа №; № подписного листа № адреса подписавшихся приведены без указания субъекта Российской Федерации и города (населенного пункта).
В указанном протоколе содержится извещение о рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в депутаты на заседании Комиссии ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов в здании Администрации Ленинского района г.Ижевска по соответствующему адресу. При этом копия протокола получена Модлеем А.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Копия оспариваемого Постановления получена Модлеем А.А. ДД.ММ.ГГГГ и уже ДД.ММ.ГГГГ Модлей А.А. обратился в суд с административным иском о защите избирательных прав.
В соответствии с ч.4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Разрешая вопрос о сроке обращения в суд судом первой инстанции установлено, что данный срок не пропущен.
При этом факт ссылки суда на положения ч.2 ст. 240 КАС РФ не повлек неправильный вывод пропуске срока на обращение, поскольку суд первой инстанции правильно руководствовался сроком на обращение в суд равным 10 дням с момента принятия оспариваемого Постановления.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными является закон № 67-ФЗ.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Удмуртской Республике урегулированы Законом № 33-РЗ.
Согласно п. 6 ст. 76 Закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (п.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ).
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (п.1 ст. 37 Закона № 67-ФЗ).
Согласно п.1 ч.1 ст. 29 Закона № 33-РЗ в поддержку выдвижения кандидатов, муниципальных списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (п.6 ст. 37 Закона № 67-ФЗ).
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает, среди прочего, адрес места жительства, под которым в силу подпункта 5 ст. 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя (п.11 ст. 37 Закона № 67-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в ч.8 ст. 29 Закона № 33-РЗ.
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (п.2 ст. 38 Закона № 67-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в ч.5 ст. 30 Закона № 33-РЗ.
В соответствии с пп. «в» и «г» п.6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ недействительными признаются:
подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с п. 3 настоящей статьи;
подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Аналогичные нормы содержится в п. 3 и 4 ч.13 ст. 30 Закона № 33-РЗ.
Согласно пп. «д» п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу указанных положений п.1 ст. 37 Закона № 67-ФЗ, п.1 ч.1 ст. 29 Закона № 33-РЗ, а так же схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Городской Думы г. Ижевска утвержденной решением № Городской Думой г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которой численность избирателей <данные изъяты> составляет <данные изъяты> человек, поэтому для регистрации кандидата по указанному одномандатному избирательному округу необходимо представить <данные изъяты> подписей (<данные изъяты>). При этом Модлей А.А. представил подписные листы с количеством подписей <данные изъяты>, что соответствует допустимому превышению от числа необходимых подписей установленного п.2 ст. 38 Закона № 67-ФЗ и ч.5 ст. 30 Закона № 33-РЗ.
Фактически между Модлеем А.А. и Комиссией имеются разногласия касающиеся необходимости указания/ наличия в подписных листах в сведениях об избирателях, выдвинувших кандидата в депутаты, в части адреса места жительства - наименования субъекта Российской Федерации и города, и в случае их отсутствия препятствует ли это однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Исходя из разъяснений, указанных в п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Судебная коллегия отмечает, что наименование субъекта Российской Федерации и города является частью адреса места жительства избирателя, следовательно, должно было указываться в подписных листах, поскольку без указания этих данных невозможно установить действительное место проживания избирателя.
Вопреки доводам административного истца данная позиция не противоречит п. 12 ст. 37 Закона № 67-ФЗ, согласно которому адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 ст. 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Так, не указание субъекта Российской Федерации и города в адресе места жительства избирателя, не может не препятствовать его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства данного лица.
Кроме того, судебной коллегией отмечается, что проведение выборов в Удмуртской Республике запланировано не только в г.Ижевске, но и в других городах Удмуртской Республики, например в г.Глазов, г.Сарапул, г.Можга. Исходя из изложенного, не указание населенного пункта места жительства избирателя, в данном случае, препятствует его однозначному восприятию.
Таким образом, отсутствие указания в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможным полную идентификацию избирателя, и препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного п. 1 ст. 39 Закона № 67-ФЗ.
Довод Модлея А.А. о том, что ему не выданы копии официальных документов, на основании которых подписи признаны недействительными, судебной коллегией отклоняется как опровергаемый материалами дела.
Так, материалами административного дела подтверждается, что Модлею А.А. выданы под его личную роспись копии: ДД.ММ.ГГГГ протокола об итогах проверки подписных листов (л.д. 61), ведомость проверки подписных листов (л.д. 62); ДД.ММ.ГГГГ постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (л.д. 68). Иных документов, на основании которых подписи признаны недействительными, материалы дела не содержат.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что не направление какого либо документа административному истцу, в данном случае, не может однозначно свидетельствовать о нарушении его права, а может, в первую очередь, являться самостоятельным предметом рассмотрения, например по признанию незаконным бездействия.
Довод Модлея А.А. о том, что Комиссия не извещала его о проверке подписных листов, пригласив лишь на итоговое заседание рабочей группы, где подводились итоги проверки, поэтому он был лишен права защитить свои законные интересы, судебной коллегией также отклоняются как опровергаемые материалами административного дела.
Так из протокола Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении вопроса об отказе в регистрации Модлея А.А. кандидатом в депутаты Городской думы города Ижевска седьмого созыва по <данные изъяты> следует, что от комментариев и пояснений Мадлей А.А. отказался ссылаясь на то, что высказал свое мнение во время заседания рабочей группы по проверке подписных листов ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69 – оборотная сторона).
Довод жалобы о необоснованном применении разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм действующего законодательства, так как указанные разъяснения применяются, в том числе, к рассматриваемым правоотношениям, поскольку с учетом указанных правовых позиций и действующего законодательства подлежит разрешению административное дело, о чем указано в ч.4 ст. 180 и ч.3 ст. 310 КАС РФ.
Иных доводов, влекущих изменение или отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления Ленинской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Модлея А. А.овича кандидатом в депутаты по <данные изъяты>».
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, что нашло свое отражение в решении суда, которое по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 18 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Председательствующий судья О.В. Захарчук
Судьи: Г.Р. Багаутдинова
В.А. Соловьев