Судья Попова Т.В УИД 65RS0011-01-2020-001068-86 Докладчик Литвинова Т.Н. Дело №33-1022/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Южно-Сахалинск 11 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Литвиновой Т.Н.,
судей Прокопец Л.В., Карпова А.В.,
при помощнике судьи Герун А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самойлова Олега Ивановича к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮНИТУР-2007» о расторжении договора, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и штрафа
по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «ЮНИТУР-2007» Ткаченко А.Н.
на решение Поронайского городского суда от 25 января 2021 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Литвиновой Т.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
02 октября 2020 года Самойлов О.И. обратился в суд с иском к ООО «Туристическая компания «Апельсиновое солнце» о расторжении договора о реализации туристического продукта, взыскании стоимости неоказанных туристических услуг, штрафа, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что 18 января 2020 года заключил с ООО «ЮНИТУР-2007» договор реализации туристского продукта № в соответствии с которым приобрел тур по направлению Москва-Анталья (Турция) с 05 июня 2020 года по 22 июня 2020 года, оплатив по договору 137000 рублей. Поездка по путевке не состоялась в результате распространения коронавирусной инфекции, создавшей угрозу безопасности для туристов, в связи с чем 17 марта 2020 года тур по его просьбе был аннулирован. Поскольку с предложением о переносе срока поездки он не согласился, 10 июня 2020 года обратился в ООО «Туристическая компания «Апельсиновое солнце» с требованием о возврате денежных средств, которое до настоящего времени не исполнено. В соответствии со статьей 14 Федерального закона №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» просил расторгнуть договор от 18 января 2020 года, заключенный между ним и ООО «ЮНИТУР-2007» о реализации туристского продукта, взыскать с ООО «ЮНИТУР-2007» в его пользу 137000 рублей в счет возмещения стоимости неоказанных туристических услуг, компенсацию морального вреда и штраф.
Определением суда от 07 октября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ЮНИТУР-2007», также привлечен Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Сахалинской обалсти в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах.
27 ноября 2020 года Самойловым О.И. представлено уточнение исковых требований, в котором он просит взыскать с ООО «ЮНИТУР-2007» денежные средства в размере 126938 рублей, компенсацию морального вреда в размере 120000 рублей.
Определением суда от 27 ноября 2020 года принят отказ Самойлова О.И. от иска к ООО «Туристическая компания «Апельсиновое солнце», производство в части требований к данному ответчику прекращено, указанное юридическое лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Поронайского городского суда от 25 января 2021 года исковые требования удовлетворены. С ООО «ЮНИТУР-2007» в пользу Самойлова О.И. взысканы денежные средства, уплаченные по договору № от 18 января 2020 года за туристические услуги, в размере 126938 рублей, компенсация морального вреда в размере 3000 рублей, штраф в сумме 64969 рублей. С ООО «ЮНИТУР-2007» в бюджет Поронайского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 5098 рублей 14 копеек.
На указанное решение представителем ООО «ЮНИТУР-2007» Ткаченко А.Н. подана апелляционная жалоба, в обоснование которой указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Отмечает, что поездка истца в рамках заключенного договора от 18 января 2020 года о реализации туристского продукта не состоялась в связи с обстоятельствами, связанными с угрозой безопасности туристов в связи с пандемией коронавирусной инфекции, а не по вине туроператора, в связи с чем суд неправомерно взыскал компенсацию морального вреда и штраф. Считает, что ООО «ЮНИТУР-2007» не исполнило свои обязательства в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (в результате глобального распространения коронавирусной инфекции), а потому договор о реализации туристского продукта подлежит расторжению исключительно с соблюдением процедуры, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации №1073 от 20 июля 2020 года. Полагает, что учитывая дату заключения договора, дату тура, дату аннулирования тура, дату уведомления о предоставлении равнозначного туристического продукта, дату заявления истца о возврате денежных средств, в соответствии с Постановлением Правительства №1073 от 20 июля 2020 года права и законные интересы истца не нарушены, так как срок возврата денежных средств не наступил, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец Самойлов О.И., представитель ответчика ООО «ЮНИТУР-2007», представитель Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Сахалинской обалсти в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах, представитель третьего лица ООО «Туристическая компания «Апельсиновое солнце» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг (статья 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ).
Статьями 451, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 31, 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Как следует из материалов дела, 18 января 2020 года между Самойловым О.И. и ООО «ЮНИТУР-2007» в лице ООО «Туристическая компания «Апельсиновое Солнце» заключен договор реализации туристского продукта № в соответствии с которым истец приобрел путевки в Турцию (Аланья) в период с 05 по 22 июня 2020 года на троих человек, уплатив за туристский продукт 137500 рублей, из которых стоимость туристических услуг составила 126938 рублей 40 копеек, агентское вознаграждение за реализацию тура 10562 рубля.
Поездка по путевке не состоялась в связи с распространением в мире новой коронавирусной инфекции.
Сумма агентского вознаграждения возвращена ООО «Туристическая компания «Апельсиновое Солнце» Самойлову О.И. 22 октября 2020 года.
11 июля 2020 года Самойлов О.И. обратился к ООО «Туристическая компания «Апельсиновое Солнце» с требованием о возврате денежных средств.
16 сентября 2020 года ООО «ЮНИТУР-2007» направило в ООО «Туристическая компания «Апельсиновое Солнце» для Самойловых уведомление о предоставлении равнозначного туристского продукта. Денежные средства за туристский продукт истцу не возвращены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и исходил из того, что Самойлов О.И. вправе отказаться от тура в связи с распространением коронавирусной инфекции и получить уплаченные за туристский продукт денежные средства, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу Самойлова О.И. денежные средства в размере 126938 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей и штрафа в размере 64969 рублей.
При этом суд отклонил как необоснованные доводы ответчика о применении к правоотношениям сторон положений Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года №, сделав вывод о том, что данный нормативный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, тогда как Самойлов О.И. обратился с заявкой об аннулировании тура 17 марта 2020 года, что предусмотрено условиями заключенного договора, а турагент данную заявку удовлетворил, тем самым согласился с расторжением договора о реализации туристского продукта.
Судебная коллегия с приведенными выводами согласиться не может, так как суд первой инстанции при разрешении спора не применил закон, подлежащий применению.
Согласно пункту 1 Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года №, настоящее Положение устанавливает особенности на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма (далее - туроператор), либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором (далее - договор), включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта (далее - заказчик) уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Пунктом 2 Положения предусмотрено, при исполнении в 2020 и 2021 годах договора туроператор обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Пунктом 3 вышеуказанного Положения установлено, что при принятии решения о предоставлении равнозначного туристского продукта (в том числе если на день вступления в силу вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года №, наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором) туроператор направляет заказчику и (или) турагенту, реализующему туристский продукт, сформированный таким туроператором (в случае заключения договора турагентом), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного постановления уведомление, содержащее обязательство туроператора по предоставлению заказчику не позднее 31 декабря 2021 года равнозначного туристского продукта. Турагент обязан в течение одного рабочего дня направить заказчику уведомление.
В случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 года, за исключением предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положениями (пункт 5).
По требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 года (пункт 6).
Согласно пункту 7 Положения, в случае если на день вступления в силу Постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, и туроператором не направлено уведомление в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2020 года.
Из системного толкования приведенных норм следует, что в 2020 и 2021 годах порядок исполнения и расторжения договоров реализации туристского продукта, заключенных до 31 марта 2020 года, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года №.
В том случае, если при расторжении заказчиком договора о реализации туристского продукта отсутствуют основания, предусмотренные пунктами 6 и 7 приведенного Положения (заказчик не достиг возраста 65 лет и не находится в трудной жизненной ситуации, а туроператором выполнено требование о направлении уведомления о предоставлении равнозначного туристского продукта), обязанность по возврату заказчику уплаченных за туристский продукт денежных сумм возникает у туроператора не позднее 31 декабря 2021 года.
Поскольку договор о реализации туристского продукта заключен до 31 марта 2020 года (18 января 2020 года), на день вступления в силу Постановления (24 июля 2020 года) наступили сроки предоставления туристского продукта (05 июня 2020 года), и туроператором в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного Постановления (16 сентября 2020 года) направлено уведомление о предоставлении заказчику равнозначного туристского продукта, а предусмотренных пунктом 6 Положения обстоятельств не установлено, обязанность ответчика ООО «ЮНИТУР-2007» по возврату Самойлову О.И. уплаченных за туристский продукт денежных сумм наступит 31 декабря 2021 года.
При таких данных, учитывая, что к спорным правоотношениям применяются специальные нормы, в соответствии с которыми сроки возврата истцу уплаченных за туристский продукт денежных сумм не наступили, а следовательно, права Самойлова О.И. не нарушены, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по возврату денежных средств, а также по уплате денежной компенсации морального вреда и штрафа.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Поронайского городского суда от 25 января 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Самойлову Олегу Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮНИТУР-2007» о расторжении договора, о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и штрафа отказать.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Литвинова
Судьи Л.В. Прокопец
А.В. Карпов