Судья Скресанов Д.В. Дело 13-14/2024
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2024 года № 33-2512/2024
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Махина Е.С., гражданское дело по представлению Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры на определение Вытегорского районного суда Вологодской области от 19 января 2024 года,
установил:
муниципальное предприятие сельского поселения Оштинское «Мегорский жилищно-эксплуатационный участок» (далее МП сельского поселения Оштинское «Мегорский ЖЭУ», предприятие) обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки до 31 декабря 2025 года исполнения решения Вытегорского районного суда Вологодской области от 21 августа 2019 года, ссылаясь на невозможность исполнить решение суда в установленные сроки ввиду отсутствия денежных средств.
Определением Вытегорского районного суда Вологодской области от 19 января 2024 года заявление МП сельского поселения Оштинское «Мегорский ЖЭУ» удовлетворено, предприятию предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года.
В представлении Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор просит определение суда отменить, в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказать. Указывает, что решение находится на исполнении уже 5 лет, ранее предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. Неисполнением решения суда нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, причиняется вред почве.
Изучив доводы частной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда, полагаю его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что решением Вытегорского районного суда Вологодской области от 21 августа 2019 года, вступившим в законную силу 24 сентября 2019 года, исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, на МП сельского поселения Оштинское «Мегорский ЖЭУ» возложена обязанность в срок до в срок до 01 июля 2020 года направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее Департамент) документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению на получение лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод, установленных приложением 10 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения Департаментом, утвержденного приказом Департамента от 30 октября 2017 года № 829, для оформления прав недропользования в отношении артезианских скважин для целей водоснабжения населенных пунктов с. Мегра (артезианские скважины №602, №3349, №1824), с. Палтога (артезианская скважина №42), с.Ошта (артезианские скважины №1030, №1767), п. Верхнее Понизовье (артезианская скважина №39899), п. Васюковские Острова (артезианская скважина №684), а также в срок до 01 июля 2020 года обеспечить подачу населению с. Мегра, с. Ошта, п. Верхнее Понизовье п. Васюковские Острова воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, соответствующей гигиеническим нормативам качества, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 путем проведения комплекса мероприятий по улучшению качества воды. МП сельского поселения Оштинское «Мегорский ЖЭУ» запрещено с 01 января 2020 года осуществлять сброс сточных вод, отводимых от населения с. Мегра Вытегорского района, на рельеф местности (почву).
Определением Вытегорского районного суда Вологодской области от 14 июля 2020 года предприятию предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 июля 2021 года. Апелляционным определением Вологодского областного суда от 13 октября 2021 года, отменившим определение Вытегорского районного суда от 04 августа 2021 года, предприятию предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 июля 2022 года.
В обоснование заявления об отсрочке исполнения решения суда должник ссылается на то, что в целях исполнения решения суда в части сброса сточных вод, отводимых от населения с. Мегра на рельеф местности, в 2020 году администрацией сельского поселения Оштинское было направлено ходатайство на имя главы Вытегорского муниципального района о выделении денежных средств на ремонт очистных сооружений в с. Мегра. Выделенные денежные средства в сумме 300 000 рублей были потрачены на мероприятия по улучшению качества воды по разработке проектно-сметной документации очистных сооружений и канализации в с. Мегра.
В октябре 2021 года администрацией сельского поселения был заключен договор с ООО «Ресурс» на разработку проектно-сметной документации, получено положительное заключение на проектно-сметную документацию от АУ ВО «Управление Госэкспертизы по Вологодской области».
Представительным Собранием Вытегорского муниципального района в бюджет сельского поселения Оштинское были переданы средства на проведение капитального ремонта очистных сооружений в 2022 году в размере 5 000 000 рублей.
Администрацией сельского поселения заключен договор на капитальный ремонт очистных сооружений в с. Мегра посредством проведения конкурсных процедур с ООО «Ресурс». 22 декабря 2022 года была принята часть работ по капитальному ремонту очистных сооружений, 28 апреля 2023 года контракт был полностью исполнен. На данный момент очистные сооружения в с. Мегра функционируют должным образом, обеспечивая очистку сточных вод, но продолжается сброс сточных вод на рельеф, запрещенный пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В целях исполнения решения суда необходимо дополнительно провести модернизацию очистных сооружений путем строительства отвода сточных вод в водный объект (р. Мегра). В плане реализации муниципальной программы Вытегорского муниципального района «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2021-2025 годы» предусмотрено в 2024 году мероприятие 4.2. «Разработка проектной и рабочей документации для проведения работ по модернизации очистных сооружений канализации в с. Мегра с отводом сточных вод».
Во исполнение решения суда по вопросу направления в Департамент документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению на получение лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод и обеспечения подачи населению воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, соответствующей гигиеническим нормативам по ходатайству предприятия администрацией сельского поселения Оштинское в 2021 году разработаны зоны санитарной охраны для артезианских скважин № 1030 и № 1767 в с. Ошта. Данная документация необходима для получения лицензии согласно приложению 10 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения Департаментом, утвержденного приказом Департамента от 30 октября 2017 года № 829. Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 12 октября 2023 года № 401 установлены зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения администрации сельского поселения Оштинское (скважины № 1030 и № 1767 в с. Ошта).
МП сельского поселения Оштинское «Мегорский ЖЭУ» указывает, что в установленный судом срок не представляется исполнить решение суда в полном объеме, поскольку это требует значительных финансовых затрат, которые необходимо привлекать.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Согласно статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом статей 15, 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости.
Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными с тем, чтобы изменение сроков исполнения решения не являлось инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного решения.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Таким образом, основание для отсрочки исполнения решения суда должно носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не уклоняется от исполнения решения суда, предприятием принимаются меры к его исполнению, в настоящее время решение исполнено частично, учел значительную стоимость работ.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда на испрашиваемый срок, так как указанные заявителем причины не носят исключительный характер, не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда, и не могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Доказательств наличия неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, невозможности или крайней затруднительности его исполнения, не представлено.
Выявленные Череповецким природоохранным прокурором в ходе проведения проверок в 2019 году нарушения требований законодательства об охране окружающей среды до настоящего времени должником не устранены; решение суда, принятое в защиту интересов неопределенного круга лиц, до настоящего времени не исполнено.
Доводы частной жалобы о недостаточности финансирования, больших денежных затратах, необходимых для исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об объективных факторах, препятствующих исполнению решения суда. Данные обстоятельства относятся к факторам экономического риска, которые должник должен учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств.
Учитывая социальную значимость вопроса и принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда снизит эффективность судебного решения, приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц и требований о разумности срока исполнения решения суда, определение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления предприятия об отсрочке исполнения решения следует отказать.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение Вытегорского районного суда Вологодской области от 19 января 2024 года отменить.
Муниципальному предприятию сельского поселения Оштинское «Мегорский жилищно-эксплуатационный участок» отказать в предоставлении отсрочки исполнения решения Вытегорского районного суда Вологодской области от 21 августа 2019 года по делу № 2-315/2019.
Судья Е.С. Махина