Решение по делу № 8а-10058/2020 [88а-548/2021 - (88а-9849/2020)] от 01.12.2020

Дело № 2а-6398/2020

88а-548/2021 (88а-9849/2020)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                    20 января 2021 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Ровенко П.А., Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Казаряна Г.А. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Казарян Г.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 23 апреля 2020 года № 2382-ДИЗО/20 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Окружная дорога, взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что они с супругой, как многодетная семья, обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Окружная дорога, для индивидуального жилищного строительства. После повторного рассмотрения заявления в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2020 года Окружная администрация г. Якутска письмом от 23 апреля 2020 года № 2382-ДИЗО/20 отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на его несоответствие проекту межевания территории, утвержденному распоряжением от 26 марта 2020 года № 618зр, согласно которому земельный участок расположен на территории общего пользования.

С данным решением заявитель не согласился, считает его противоречащим закону, поскольку не содержит предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А, которая предусматривает индивидуальное жилищное строительство, ограничениям по линии градостроительного зонирования (красные линии) соответствует, решение о резервировании земельного участка для государственных и муниципальных нужд не принималось. Более того, Окружная администрация г. Якутска в лице главного архитектора 8 апреля 2019 года согласовала схему расположения земельного участка для дальнейшего предоставления в собственность. Принятый 26 марта 2020 года проект межевания кварталов «2а» и «4а» не является основанием к отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку заявление подано в 2019 году, поэтому оно подлежало рассмотрению в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на момент его подачи.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2020 года, административные исковые требования Казаряна Г.А. удовлетворены, отказ Окружной администрации г. Якутска, изложенный в сообщении № 2382-ДИЗО/20 от 23 апреля 2020 года, в предварительном согласовании предоставления Казаряну Г.А., ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Окружная дорога, признан незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка, находящегося по адресу: г. Якутск, Окружная дорога, Казаряну Г.А. и ФИО1

Удовлетворяя административный иск Казаряна Г.А., суды исходили из того, что в соответствии с Генеральным планом г. Якутска испрашиваемый заявителем земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-2А с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», доказательств отнесения земельного участка к территории общего пользования административным ответчиком не представлено. Кроме того, судами учтено, что на момент подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка каких-либо препятствий для его удовлетворения не имелось, поэтому в соответствии с ранее принятым судебным актом при рассмотрении заявления не мог быть применен проект межевания территории кварталов «2а», «4а» городского округа «город Якутск», утвержденный распоряжением от 26 марта 2020 года № 618зр.

19 ноября 2020 года представителем Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 1 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Казаряном Г.А. административных исковых требований.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на законность оспариваемого отказа органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с проектом межевания территории кварталов «2а» и «4а» г. Якутска, утвержденным распоряжением от 26 марта 2020 года № 618зр, испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования. Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами установлен факт самовольного занятия Казаряном Г.А. земельного участка, заявленного к предоставлению, а также необходимо учесть наличие других лиц, претендующих на этот же земельный участок.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для изменения принятых по настоящему административному делу судебных актов.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется при предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, предоставляются: 1) земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет; 2) земельный участок с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок; 3) земельный участок с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории; 4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории.

Как следует из материалов дела, Казарян Г.Г., относящийся к категории граждан, имеющих трех и более детей, обращаясь в Окружную администрацию г. Якутска, просил предоставить его семье в собственность бесплатно земельный участок с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем.

Частью 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если не утвержден проект межевания территории, осуществляется в следующем порядке: 1) заявитель подготавливает схему расположения земельного участка с учетом требований законодательства Российской Федерации; 2) заявитель подает или направляет заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, с приложением документов, указанных в пункте 5 части 5 настоящей статьи, и схемы расположения испрашиваемого земельного участка; 3) орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, рассматривает заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пунктами 6 – 10 части 5 настоящей статьи.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и части 9 настоящей статьи, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Отказывая заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в г. Якутске, Окружная дорога, о чем Казаряну Г.А. было сообщено письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 23 апреля 2020 года № 2382-ДИЗО/20, административный ответчик не указал основания принятого решения, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок не соответствует утвержденному распоряжением от 26 марта 2020 года № 618зр проекту межевания территории кварталов «2а» и «4а» городского округа «город Якутск», поскольку находится на территории общего пользования.

В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

К территориям общего пользования согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии (часть 3).

Частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, отражаются в текстовой части проекта межевания территории.

Красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи отображаются на чертежах межевания территории (пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

С учетом установленных по делу обстоятельств судебная коллегия кассационного суда находит правильным вывод судебных инстанций о недоказанности административным ответчиком отнесения испрашиваемого Казаряном Г.А. к предоставлению земельного участка к территории общего пользования, соответствующие документы в составе проекта межевания территории кварталов «2а» и «4а» городского округа «город Якутск», утвержденного распоряжением от 26 марта 2020 года № 618зр, в обоснование позиции органа местного самоуправления не были представлены.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 10 апреля 2020 года № 07-063175 спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2А (зона индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска), проект планировки территории отсутствует, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствует.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал оспариваемое решение, выраженное в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 23 апреля 2020 года № 2382-ДИЗО/20, незаконным.

Вместе с тем, судебная коллегия кассационного суда полагает необходимым отметить, что позиция судов о необходимости разрешения заявления Казаряна Г.А. на основании нормативных правовых актов, действовавших на момент подачи заявления, основана на неверном толковании закона.

Согласно подпункту «в» пункта 3 и пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из приведенных законоположений, при рассмотрении настоящего административного дела применению подлежат нормативные правовые акты, действующие на день принятия оспариваемого решения.

Кроме того, возлагая на Окружную администрацию г. Якутска обязанность предварительно согласовать предоставление Казаряну Г.А. и ФИО1 земельного участка, суды вторглись в компетенцию органа местного самоуправления по решению соответствующего вопроса.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, и в рассматриваемом случае своим решением подменять установленную законом (статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации) процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, а также не вправе предрешать, какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий.

Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд общей юрисдикции на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, изменить решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2020 года, возложив на Окружную администрацию г. Якутска обязанность повторно рассмотреть заявление Казаряна Г.А. и ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2020 года изменить в части возложения на Окружную администрацию г. Якутска обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, находящегося по адресу: г. Якутск, Окружная дорога, Казаряну Г.А., ФИО1, изложив абзац второй резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции:

«Возложить на Окружную администрацию г. Якутска обязанность повторно рассмотреть заявление Казаряна Г.А. и ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Окружная дорога, в соответствии с действующим законодательством».

В остальной части решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

8а-10058/2020 [88а-548/2021 - (88а-9849/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Казарян Гагик Арамаисович
Ответчики
ОА г. Якутска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиганшин Игорь Камильевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
20.01.2021Судебное заседание
20.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее