Решение по делу № 33-7191/2014 от 10.07.2014

Судья: Сериков В.А. гр. дело № 33-7191

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» июля 2014 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Шабаевой Е.И.,

Судей – Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.,

при секретаре – Салихове Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.о.Тольятти от 02.06.2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Немова В.Б. удовлетворить частично.

Обязать мэрию городского округа Тольятти включить Немова В.Б. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

В удовлетворении остальных требований отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шабаевой Е.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Немов В.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения мэра г.о.Тольятти от 15.01.2014 года № 80/р5 об отказе Немову В.Б. во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Судом постановлено вышеизложенное решение о частичном удовлетворении заявленных требований.

Представитель мэрии г.о.Тольятти с постановленным решением суда не согласен и в принесенной им апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются названным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).

В соответствии с порядком формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, установленного в статье 4 названного Закона Самарской области № 135-ГД, заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - список), подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список (далее - заявители).

Для включения в список одновременно с заявлением подаются документы, указанные в статье 5 настоящего Закона.

Орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в статье 5 настоящего Закона, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:

1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

В статье 5 региональный закон установил, что выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Самарской области либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относится к тем документам, необходимым для включения в список, которые запрашиваются органом местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления, в подведомственных указанным органам организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в распоряжении которых находятся указанные документы и информация.

Из материалов дела усматривается, что заявитель Немов Владимир Борисович, 17.12.1990 года рождения относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

С 07.02.1992 года находился в доме ребенка <данные изъяты>, с 26.06.1996 года по 07.09.2000 года находился в <данные изъяты>, с 07.09.2000 года переведен в <данные изъяты>, где обучался до 2008 года, с 01.09.2008 года по 28.06.2012 года обучался в <данные изъяты>.

С 14.07.2012 года проживает в г.Тольятти по адресу: <адрес> где и зарегистрирован. Квартира по указанному адресу принадлежит на праве собственности П.Т.З.. Судом было установлено, что Немов В.Б. не является ее родственником и не является членом ее семьи.

Также в ходе разбирательства по настоящему делу, судом было установлено, что Немов В.Б. жильем по договору социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

До достижения возраста 23 лет заявитель обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Оспариваемым распоряжением Немову В.Б. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, со ссылкой на часть 3 статьи 4 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», а именно в связи с непредоставлением полного пакета документов.

В ходе судебного разбирательства представитель мэрии г.о.Тольятти пояснил, что основанием для отказа Немову В.Б. включить его в названный список явилось то обстоятельство, что им не был представлен документ с прежнего места жительства в с.Камышла. Также в ходе разбирательства дела мэрия ссылалась на отсутствие справки о наличии либо отсутствии в собственности у Немова В.Б. объектов недвижимости.

Судом первой инстанции было установлено, что необходимую справку с прежнего места жительства Немов В.Б., после соответствующего разъяснения со стороны специалиста мэрии, пытался дополнительно к пакету документов передать еще до вынесения распоряжения об отказе во включении в список, однако сотрудник мэрии отказался ее принять. Данные обстоятельства подтверждаются наличием справки с места жительства в с.Камышла, которая была получена Немовым В.Б. 17.12.2013 года и показаниями свидетеля Мухаметзяновой Ф.М., которая была допрошена судом.

Таким образом, полный пакет документов в мэрию не был представлен не по вине заявителя. Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона Самарской области № 135-ГД решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список, а не в случае непредставления документов, которые орган местного самоуправления должен был запросить сам в порядке межведомственного взаимодействия.

Учитывая установленные обстоятельства, а также требования законодательства, в силу которого Немов В.Б. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечен не был, обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список в соответствии с порядком, установленном Законом Самарской области № 135-ГД, судебная коллегия приходит к выводу о правильности решения суда первой инстанции об обязании мэрии городского округа Тольятти включить Немова В.Б. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд постановил решение о включении Немова В.Б. в список в отсутствие сведений о наличии либо отсутствии у заявителя в собственности недвижимости, судебная коллегия считает несостоятельными. Поскольку сведения об отсутствии у Немова В.Б. на территории Самарской области объектов недвижимости, имеются, а также в соответствии со статьей 5 Закона Самарской области № 135-ГД, такие сведения мэрия г.о.Тольятти должна была запросить в порядке межведомственного взаимодействия.

В той части, в которой суд отказал Немову В.Б. в удовлетворении требований, решение суда не оспаривается.

На основании изложенного, в силу статьи 258 ГПК РФ, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.о.Тольятти от 02.06.2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-7191/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Немов В.Б.
Ответчики
Мэрия г.о.Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
25.07.2014Судебное заседание
05.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее