Дело № 2-944/2022
...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2022 года город Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Федоровой В.Н., при секретаре Степановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Псковского района в интересах Тимофеевой Натальи Петровны к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Псковского района в интересах Тимофеевой Н.П. обратился в суд с иском к Администрации Псковского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения на территории муниципального образования «Псковский район», отвечающего санитарно-техническим требованиями, общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем согласно протокола ... от ... заседания жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку по настоящий момент истец не обеспечена жилым помещением, находится в трудной жизненной ситуации, оснований для исключения из Списка не имеется, заявлены настоящие исковые требования.
В судебном заседании помощник прокурора Псковского района Васильев Г.С., истец Тимофеева Н.П. заявленные требования поддержали, ссылаясь на указанные в иске обстоятельства.
Истец Тимофеева Н.П. пояснила, что она зарегистрирована в частном доме по адресу: ..., фактически проживает по договору аренды в квартире по адресу: .... Указала, что в настоящее время находится в трудной жизненной ситуации, в августе родила ребенка, не замужем, не трудоустроена, денег на плату за съемное жилье не имеет. Подтвердила, что жилого помещения на праве собственности, договору социального или специализированного найма не имеет, желает быть обеспеченной жильем на территории Псковского района.
Представитель ответчика Администрации Псковского района Голдобина А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств областного бюджета, перечисляемых в форме субвенций бюджету муниципального образования Комитетом по социальной защите Псковской области. В настоящее время субвенций бюджету МО «Псковский район» от Комитета по социальной защите Псковской области на приобретение жилья истцу не предусмотрено, что повлечет невозможность исполнения решения суда. Более того, обеспечение Тимофеевой Н.П. жилым помещением в обход граждан, стоящих впереди истца по списку, будет нарушением прав и законных интересов этих граждан, что является недопустимым. Также указала, что Тимофеева Н.П. нанимателем по договору найма специализированного жилого помещения и договору социального найма в Псковском районе не является.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку требования истца фактически являются требованиями о внеочередном обеспечении его жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено, и их удовлетворение повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих в списке ранее Тимофеевой Н.П., на ... порядковый номер Тимофеевой Н.П. в Списке – ..., всего в Списке состоят ... человек.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Территориального отдела Псковского района Комитета по социальной защите Псковской области Русакова Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав лиц, включенных в Список ранее Тимофеевой Н.П.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из протокола ... заседания жилищной комиссии от ..., Тимофеева Н.П., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать лишена родительских прав в ... году.
Установлено, что Тимофеева Н.П. зарегистрирована по адресу: ..., что подтверждается выпиской из лицевого счета №... год, выданной Администрацией сельского поселения «Середкинская волость». Фактически она проживает в арендованной квартире по адресу: ....
По информации, предоставленной Отделом ЗАГС Псковского района, в архиве Отдела ЗАГС Псковского района Комитета юстиции Псковской области на Тимофееву Н.П. не найдены записи актов о заключении /расторжении брака.
... у Тимофеевой Н.П. родился сын Д,, что подтверждается свидетельством о рождении ..., выданном Отделом ЗАГС города Пскова Комитета юстиции Псковской области ....
В отношении Д, ... Отделом ЗАГС города Пскова Комитета юстиции Псковской области выдано свидетельство об установлении отцовства ....
Согласно свидетельству ... о регистрации по месту жительства, ребенок Тимофеевой Н.П. зарегистрирован по адресу: ....
Сведения о правах Тимофеевой Н.П. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ....
Решением жилищной комиссии ... от ... (протокол ...) Тимофеева Н.П. включена в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда Тимофеева Н.П. не обеспечена, жилья на праве собственности не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является ни на территории ..., ни на территории .... Последнее подтверждается ответом Управления по учету и распределению жилой площади Админстрации ... от 05....
По сведениям Комитета по социальной защите населения ... по состоянию на ... порядковый номер истца в Списке –290, всего в Списке - 2061 человек.
При этом само право истца на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны ответчика, третьих лиц не оспаривается, указывается лишь на отсутствие нарушения прав истца; установленный порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц с учетом объема ежегодного финансирования и необходимости учета очередности предоставления жилья согласно списку для недопущения нарушения прав иных лиц, включенных в список ранее истца.
Вместе с тем суд не может согласиться с позицией ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по следующим мотивам.
Правоотношения, связанные с предоставлением жилых помещений специализированного жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, основаны на положениях статей 7, 40 Конституции РФ и регулируются положениями пункта 1 статьи 109.1 ЖК РФ, статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, в силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 названной статьи).
Законом Псковской области № 1241-ОЗ от 09 января 2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 1241-ОЗ) также установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (ст. 4).
Согласно ст. 7 Закона № 1241-ОЗ орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона. Лица, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями и предоставлением социальной выплаты, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 9 Закона № 1241-ОЗ).
В соответствии с Положением о порядке предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области ... от ... администрация соответствующего муниципального района (городского округа) обеспечивает предоставление жилых помещений лицам, указанным в Списке за счет средств областного бюджета, перечисляемых в форме субвенций бюджету муниципального образования Комитетом по социальной защите Псковской области.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, у Администрации Псковского района Псковской области обязанности по предоставлению истцу как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить правовым основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Что касается очередности, то федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в данной области, не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в ст.8 п.2 ФЗ № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены компетентному органу и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы ответчика об отсутствии нарушения прав истца являются несостоятельными, поскольку государство гарантировало истцу, как социально незащищенному лицу, предоставление жилого помещения по договору специализированного жилого помещения незамедлительно после возникновения права и в целом таковое право возникло у истца в связи с достижением ею совершеннолетия, но, несмотря на данное обстоятельство, и на то, что в Список она была включена еще в 2014 году, ее право до настоящего времени не реализовано, жильем истец не обеспечена, выразила желание быть обеспеченной жильем в ....
Что касается ссылки на то, что удовлетворение рассматриваемого искового заявления приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в список ранее истца, то данное обстоятельство не может явиться основанием для отказа в иске, поскольку в силу ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «...» подлежит взысканию государственная пошлина сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Псковского района в интересах Тимофеевой Натальи Петровны к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Псковского района Псковской области предоставить Тимофеевой Наталье Петровне благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м, на территории муниципального образования «Псковский район» Псковской области.
Взыскать с Администрации Псковского района в доход бюджета муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.Н. Федорова
...