Решение по делу № 2-1911/2023 (2-6842/2022;) от 23.12.2022

    Дело 2-1911/2023

    УИД 21RS0023-01-2022-003328-10

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    08 августа 2023 года                                                                        г.Ижевск

    Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

    председательствующего судьи                                              Шешукова Д.А.,

    при секретаре                                                                           Исламовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Борисову Ю.Л. о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурор Ленинского района г. Чебоксары (далее – прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ИП Борисов Ю.Л. (далее –ответчик) о возложении обязанности создать условия маломобильным группам населения, инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение хостела «Квинта» по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, оборудовав пандус и поручни, отвечающие требованиям СП 59.13330.2020 а также необходимые обозначения доступности для маломобильных групп населения, а также лица, имеющим ограничения по зрению на входе в указанное помещение, в том числе, контрастную маркировку дверного проема и обеспечение специализированных мест размещения и проживания для людей с инвалидностью в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу. Требования мотивировал следующим. Прокуратурой проведан проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам проверки выявлены факты нарушения ИП Борисовым Ю.Л. законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а именно: в здании хостела «Квинта», расположенного по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, в силу характера услуг, оказываемых населению, являющееся объектом социальной инфраструктуры, на входной лестнице отсутствуют поручни, отсутствует контрастная маркировка краевых ступеней входной лестницы; отсутствует пандус, размеры входной площадки не соответствуют нормативным требованиям, отсутствует тактильная информационная вывеска с информацией о назначении объекта и графике его работы, отсутствует контрастная маркировка дверного проема, отсутствует специализированные места размещения и проживания для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. По результатам проверки прокуратурой района направлено в суд постановление о привлечении ИП Борисов Ю.Л. к административной ответственности. Ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.13 КоАП РФ.

Определением суда от 24.10.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено АНО ЦЭиС «Доступный мир».

Стороны, третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г.Ижевска Железняк Т.А. на требованиях настаивала по указанным в нем основаниям.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Рассматриваемое исковое заявление направлено на защиту неопределенного круга лиц - инвалидов, маломобильных граждан, следовательно, прокурор наделен полномочиями инициировать подачу настоящего иска.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).

К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Основные критерии доступной среды объектов и представляемых на них услуг для инвалидов и конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены Сводом правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр.

В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

В соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020, при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.

В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330.

Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней - 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).

На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.

Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминесцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.

При расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительно центральные двусторонние разделительные поручни.

В размерах ограждений и поручней (высоты, длины завершающих их горизонтальных частей) допускается отклонение в пределах +/- 0,03 м.

В соответствии с п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, знаком доступности для МГН должны обозначаться:

- стоянки (парковки) транспортных средств;

- зоны предоставления услуг;

- входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках;

- входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения;

- доступные санитарно-бытовые помещения для инвалидов на креслах-колясках;

- доступные гардеробы, примерочные, раздевальные;

- доступные лифты и другие подъемные устройства, доступные для инвалидов на креслах-колясках;

- доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках;

- специальные зоны отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках;

- зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках (на платформах, перронах и т.п.);

- пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций;

- места общего сбора МГН и доступное место в них для сбора инвалидов на креслах-колясках.

В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.

Помещения и места обслуживания, оборудованные стационарной системой обеспечения разборчивости звуковой информации, а также технические средства связи обозначаются по ГОСТ Р 52131.

Проходы, оборудованные рамками металлоискателя, маркируются знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения и информационным указателем о пути следования к ближайшему доступному для данной категории посетителей проходу.

В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);

- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Предъявляемые технические требования в оборудованию зданий средства доступности для маломобильных групп населения, в том числе, пандусам, ограждениям, поручням, вызывным устройствам, знакам доступности и т.п., определены в соответствии со СНиП 35-01-2020, ГОСТ Р 51261-2017.

Как следует из материалов дела, проверкой с выходом на место прокуратурой установлено, что в здании хостела «Квинта», расположенного по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, в силу характера услуг, оказываемых населению, являющееся объектом социальной инфраструктуры, на входной лестнице отсутствуют поручни, отсутствует контрастная маркировка краевых ступеней входной лестницы; отсутствует пандус, размеры входной площадки не соответствуют нормативным требованиям, отсутствует тактильная информационная вывеска с информацией о назначении объекта и графике его работы, отсутствует контрастная маркировка дверного проема, отсутствует специализированные места размещения и проживания для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 21 АБ 204806 от 17.09.2014г., помещение по адресу г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, принадлежит на праве собственности Борисову Ю.Л.

Борисов Ю.Л., ИНН 212700549183, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 19.06.1996г, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

04.04.2022г. заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Борисова Ю.Л. по ст. 9.13 КоАП РФ.

Факт нарушения вышеизложенных требований ответчиком не оспаривается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежат удовлетворению.

Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности – в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу – суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Таким образом, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения возлагаемой судом обязанности – в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу с сообщением об устранении допущенных нарушений суду и истцу.

При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к ИП Борисов Ю.Л. подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет г.Ижевска в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Борисову Ю.Л. о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на индивидуального предпринимателя Борисова Ю.Л. (ИНН <номер>) обязанность создать условия маломобильным группам населения, инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение хостела «Квинта» по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, оборудовав пандус и поручни, отвечающие требованиям Свода правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр, а также необходимые обозначения доступности для маломобильных групп населения, а также лица, имеющим ограничения по зрению на входе в указанное помещение, в том числе, контрастную маркировку дверного проема и обеспечение специализированных мест размещения и проживания для людей с инвалидностью в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено судьей в окончательной форме в совещательной комнате.

Председательствующий судья:                                         Д.А. Шешуков

2-1911/2023 (2-6842/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары
Ответчики
ИП Борисов Юрий Леонидович
Другие
Администрация г. Чебоксары
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Шешуков Дмитрий Андреевич
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
23.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.02.2023Предварительное судебное заседание
27.03.2023Предварительное судебное заседание
24.04.2023Предварительное судебное заседание
24.06.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023Дело оформлено
20.11.2023Дело передано в архив
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее