Дело 2-1911/2023
УИД 21RS0023-01-2022-003328-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2023 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шешукова Д.А.,
при секретаре Исламовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Борисову Ю.Л. о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурор Ленинского района г. Чебоксары (далее – прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ИП Борисов Ю.Л. (далее –ответчик) о возложении обязанности создать условия маломобильным группам населения, инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение хостела «Квинта» по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, оборудовав пандус и поручни, отвечающие требованиям СП 59.13330.2020 а также необходимые обозначения доступности для маломобильных групп населения, а также лица, имеющим ограничения по зрению на входе в указанное помещение, в том числе, контрастную маркировку дверного проема и обеспечение специализированных мест размещения и проживания для людей с инвалидностью в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу. Требования мотивировал следующим. Прокуратурой проведан проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам проверки выявлены факты нарушения ИП Борисовым Ю.Л. законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а именно: в здании хостела «Квинта», расположенного по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, в силу характера услуг, оказываемых населению, являющееся объектом социальной инфраструктуры, на входной лестнице отсутствуют поручни, отсутствует контрастная маркировка краевых ступеней входной лестницы; отсутствует пандус, размеры входной площадки не соответствуют нормативным требованиям, отсутствует тактильная информационная вывеска с информацией о назначении объекта и графике его работы, отсутствует контрастная маркировка дверного проема, отсутствует специализированные места размещения и проживания для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. По результатам проверки прокуратурой района направлено в суд постановление о привлечении ИП Борисов Ю.Л. к административной ответственности. Ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.13 КоАП РФ.
Определением суда от 24.10.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено АНО ЦЭиС «Доступный мир».
Стороны, третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г.Ижевска Железняк Т.А. на требованиях настаивала по указанным в нем основаниям.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Рассматриваемое исковое заявление направлено на защиту неопределенного круга лиц - инвалидов, маломобильных граждан, следовательно, прокурор наделен полномочиями инициировать подачу настоящего иска.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Основные критерии доступной среды объектов и представляемых на них услуг для инвалидов и конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены Сводом правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
В соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020, при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330.
Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней - 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).
На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминесцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.
При расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительно центральные двусторонние разделительные поручни.
В размерах ограждений и поручней (высоты, длины завершающих их горизонтальных частей) допускается отклонение в пределах +/- 0,03 м.
В соответствии с п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, знаком доступности для МГН должны обозначаться:
- стоянки (парковки) транспортных средств;
- зоны предоставления услуг;
- входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках;
- входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения;
- доступные санитарно-бытовые помещения для инвалидов на креслах-колясках;
- доступные гардеробы, примерочные, раздевальные;
- доступные лифты и другие подъемные устройства, доступные для инвалидов на креслах-колясках;
- доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках;
- специальные зоны отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках;
- зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках (на платформах, перронах и т.п.);
- пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций;
- места общего сбора МГН и доступное место в них для сбора инвалидов на креслах-колясках.
В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.
Помещения и места обслуживания, оборудованные стационарной системой обеспечения разборчивости звуковой информации, а также технические средства связи обозначаются по ГОСТ Р 52131.
Проходы, оборудованные рамками металлоискателя, маркируются знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения и информационным указателем о пути следования к ближайшему доступному для данной категории посетителей проходу.
В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Предъявляемые технические требования в оборудованию зданий средства доступности для маломобильных групп населения, в том числе, пандусам, ограждениям, поручням, вызывным устройствам, знакам доступности и т.п., определены в соответствии со СНиП 35-01-2020, ГОСТ Р 51261-2017.
Как следует из материалов дела, проверкой с выходом на место прокуратурой установлено, что в здании хостела «Квинта», расположенного по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, в силу характера услуг, оказываемых населению, являющееся объектом социальной инфраструктуры, на входной лестнице отсутствуют поручни, отсутствует контрастная маркировка краевых ступеней входной лестницы; отсутствует пандус, размеры входной площадки не соответствуют нормативным требованиям, отсутствует тактильная информационная вывеска с информацией о назначении объекта и графике его работы, отсутствует контрастная маркировка дверного проема, отсутствует специализированные места размещения и проживания для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 21 АБ 204806 от 17.09.2014г., помещение по адресу г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, принадлежит на праве собственности Борисову Ю.Л.
Борисов Ю.Л., ИНН 212700549183, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 19.06.1996г, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
04.04.2022г. заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Борисова Ю.Л. по ст. 9.13 КоАП РФ.
Факт нарушения вышеизложенных требований ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежат удовлетворению.
Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности – в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу – суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Таким образом, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения возлагаемой судом обязанности – в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу с сообщением об устранении допущенных нарушений суду и истцу.
При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к ИП Борисов Ю.Л. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет г.Ижевска в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Борисову Ю.Л. о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Борисова Ю.Л. (ИНН <номер>) обязанность создать условия маломобильным группам населения, инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение хостела «Квинта» по адресу: г.Чебоксары, пр. Мира, д. 76Б, оборудовав пандус и поручни, отвечающие требованиям Свода правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр, а также необходимые обозначения доступности для маломобильных групп населения, а также лица, имеющим ограничения по зрению на входе в указанное помещение, в том числе, контрастную маркировку дверного проема и обеспечение специализированных мест размещения и проживания для людей с инвалидностью в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено судьей в окончательной форме в совещательной комнате.
Председательствующий судья: Д.А. Шешуков