Дело №2-444/2020
УИД: 26RS0012-01-2020-000262-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи - Зацепиной А.Н.,
при секретаре судебного заседания - Шутенко А.В.,
с участием истца – Харченко С.А.,
представителя ответчика – Конева А.В. действующей на основании доверенности №3610/06 от 01.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда гражданское дело по иску Харченко С.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты с момента присвоения звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Харченко С.А. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты с момента присвоения звания «Ветеран труда», указав в обосновании требований, что на основании приказа руководителя следственного управления следственного комитета Российской Федерации по <адрес> №-к от ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от должности и уволена в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации».
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролюза оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" отмечено, что назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семьям реализуется на основаниях, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
21.02.2019 ей выдано соответствующее пенсионное удостоверение СПУ №004743.
Она в настоящее время является пенсионером и на нее распространяются требования действующего законодательства, касающиеся прав и законных интересов такой категории лиц (пенсионеров) несмотря на то, что общий пенсионный возраст не достигнут.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-Ф3).
Управлением труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки ей выдано удостоверение ветерана труда серии T-VI № 862416.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда".
В содержании удостоверения указано, что его предъявитель имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах». Указанной нормой определено также, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 13 Федерального закона «О ветеранах» отмечено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации: 2) получение ежемесячной денежной выплаты. Очевидно, что эти две поддержки, по сути, являются разными понятиями и получение ежемесячной денежной выплаты, законодатель не связывает с достижением пенсионного возраста.
Действительно, Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ Лу 5 «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) порядок и условия присвоения звания "Ветеран груда" отмечено, что они определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 163-ФЭ).
Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в <адрес> определены статьей 2.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ЮЗ-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов". А следовательно, только в этой части он и должен быть применен как непротиворечащий требованиям Федерального законодательства.
Согласно статьи 22 (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим регионы разрабатывают собственные нормативные акты, регулирующие данный вопрос. В <адрес> это <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ЮЗ-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз "О ветеранах труда <адрес>", (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1 12-кз, от ДД.ММ.ГГГГ N 114-кз, с изм., внесенными <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 117-кз, от ДД.ММ.ГГГГ N 139-кз, от ДД.ММ.ГГГГ N 119-кз).
Из содержания преамбулы (вступления) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ЮЗ-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" следует, что настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" определяет меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла), и ветеранов труда в <адрес>. Ей же присвоено звание «Ветеран труда» в соответствии с требованиями иного, выше отмеченное Федерального законодательства за выслугу, стаж и награды, полученные и территории других субъектов Российской Федерации. А соответственно, ограничительные условия действия <адрес> в отношении такой категории лиц, к которым относится и она, распространяться в части норм ухудшающих положение и противоречащих Федеральному законодательству не могут.
В <адрес> отказались от основной части льгот для ветеранов труда в пользу денежной добавки к пенсии (п. 1 ч. 1 ст.4, п. 1.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-кз).
На основании изложенного, она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о назначении ей соответствующей надбавки за звание ветерана труда к пенсии и ежемесячно перечислять мне соответствующую денежную добавку на расчетный счет Сбербанка России №.810.0.6009.2705455.
Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в своём окончательном ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказало мне в положенной выплате, ссылаясь на то, что льготы ветеранам труда предоставляются по достижении возраста 55 лет для женщин в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 103-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз "О ветеранах труда <адрес>", а ею указанный возрастной порог не достигнут.
С такой позицией она не согласна и считает, что она является незаконной, так как противоречит требованиям действующего законодательства и существенно нарушает ее и права и законные интересы. А именно, согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 3 ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на ДД.ММ.ГГГГ (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <адрес>вой Думой и были приняты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ЮЗ-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз "О ветеранах труда <адрес>."
А, следовательно, присвоив ей звание «Ветерана груда» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах» ей должна быть начислена и соответствующая ежемесячная социальная выплата к пенсии без требований к пенсионному возрасту, так как в ее случае пенсия ей начислена по выслуги лет и на нее фактически уже распространяются все остальные льготы, положенные пенсионерам, в том числе и достигшим пенсионного возраста.
Из приведенных норм Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в гом числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами. Мною такие документы представлены в соответствующий орган своевременно.
Таким образом, из приведенных выше обстоятельствах следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении мне мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, послужил тот факт, что она не достигла возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, <адрес> предусматривает право на получение указанных льгот. Между тем, очевидно, что указанная позиция, не согласуется с вышеперечисленными положениями Законов, поскольку они сами по себе не связывают право на получение оспариваемой меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение страховой пенсии по старости (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О страховых пенсиях»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
По логике Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> звание «Ветеран труда» она заслуживает, а социальную поддержку по такому основанию право получить не имеет. А если она не доживет до 55 лет или не будет иметь право на пенсию по старости, то зачем же ей тогда вообще присваивать такое звание и выдавать соответствующее удостоверение??
Хотя и в этой части, Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> указали неверно возраст ее страховой пенсии. Она является многодетной матерью, а значит, такого права она достигнет раньше.
А если принимать во внимание рост пенсионного возраста в рамках государственной пенсионной реформы, то реализация социальной поддержки для «ведомственных» ветеранов труда на территории <адрес> носит исключительно формальный характер, что противоречит целям, для которых социальная поддержка принимается (ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями).
В связи с отказом в предоставлении мне мер социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты, установленные для «ветерана труда» ей не назначались и не выплачивались с 26.02.2020г.
Просит признать отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании ее права на ежемесячную денежную выплату с момента присвоения звания «Ветеран труда» несоответствующим требованиям действующего законодательства.
Исковые требования к Управлению груда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании права на ежемесячную денежную выплату с момента присвоения звания «Ветеран труда», об обязательстве назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату удовлетворить.
Признать ее право на ежемесячною денежную выплату, как ветерану труда. Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> признать её право на ежемесячную денежную выплату с момента присвоения звания "Ветеран труда» и назначить её выплату, как ветерану труда с 26.02.2020г. с последующей индексацией.
Истец Харченко С.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в отзыве на возражения ответчика, и просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика Конев А.В. поддержала доводы письменных возражений, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По смыслу приведённых конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Согласно ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "О ветеранах" и Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определить направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку действующим федеральным законодательством не определены конкретные меры социальной поддержки лиц, имеющих звание "Ветеран труда", а также порядок предоставления таких мер, субъект Российской Федерации в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам труда <адрес>, финансируемых исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации с учетом его возможностей, а также определять порядок и условия их предоставления, в том числе возраст, по достижении которого данная категория граждан вправе претендовать на их получение. Указанное направлено на уточнение адресности мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств краевого бюджета.
В <адрес> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» Закон СК №-кз определяются меры социальной поддержки лиц ветеранов труда в <адрес>.
Ежемесячная денежная выплата установлена для ветеранов труда подпунктом 1 пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» (далее - Закон СК №-кз). В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 4 Закона СК №-кз меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, предоставляются ветеранам труда, не достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, при возникновении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом 3 статьи 4 Закона СК №-кз установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов труда осуществляется в порядке, определяемом <адрес>.
Порядок осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных законами <адрес> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда <адрес>», утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О мерах по реализации законов <адрес> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда <адрес>».
В соответствии с пунктом 3 Порядка ежемесячная денежная выплата, установленная Законом СК №-кз, осуществляется: ветеранам труда, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин; ветеранам труда, не достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, при возникновении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе реализовавшим право на досрочную пенсию.
Судом установлено, что истец Харченко С.А. и С.А. работала в должности помощника руководителя следственного отдела по городу Ессентуки и уволена ДД.ММ.ГГГГ из следственного комитета РФ по СК в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п.3 ч.1 ст.77 ТКРФ, ч.2 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О следственном комитет Российской Федерации», что подтверждается удостоверением №, выданным следственным комитетом РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Харченко С.А. ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение «Ветеран труда» T-VI №.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о назначении ей ежемесячных денежных выплат за звание ветерана труда к пенсии.
Управлением труда и социальной защиты населения администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отказано Харченко С.А. в предоставлении мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что льготы ветеранам труда предоставляются по достижении возраста 55 лет для женщин в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 103-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз "О ветеранах труда <адрес>".
Во взаимосвязи и в системном толковании положений Закона СК №-кз, для получения мер социальной поддержки необходима совокупность условий: наличие звания «Ветеран труда»; достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; а в случае если ветеран труда не достиг возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, при возникновении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ.
Харченко С.А. является пенсионером органов следственного комитета РФ по СК и получает пенсию за выслугу лет, назначенной на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролюза оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", то есть ей пенсия назначена по иным основаниям, нежели чем в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Вместе с тем, истец Харченко С.А., 1978 года рождения, являясь получателем пенсии за выслугу лет, на момент обращения с заявлениями о назначении мер социальной поддержки и до настоящего времени, возраста 55 лет не достигла, в связи с чем, заявленные ею исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Харченко С.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты с момента присвоения звания «Ветеран труда», признании права на ежемесячную денежную выплату, как ветерану труда; обязании признать её право на ежемесячную денежную выплату с момента присвоения звания "Ветеран труда» и назначить выплату, как ветерану труда с 26.02.2020г. с последующей индексацией, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года.
Председательствующий, судья Зацепина А.Н.