РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Ефимовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1448/2019 по исковому заявлению Подольской Татьяны Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения об отказе в выплате части компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскании расходов по оплате стоимости проезда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Подольская Т.И. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в г. Братске), в котором просит признать решение ответчика *** от ДД.ММ.ГГГГ и *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в частичной выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха незаконным, взыскать расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха в размере 8914 руб.
В обоснование исковых требований указала, что является неработающим пенсионером по старости с 16.12.2013. Правом на компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно после выхода на пенсию не пользовалась.
В период с 27.12.2018 по 07.01.2019 находилась на отдыхе в г.Краснодар. 12.01.2019 обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Братске с заявлением об оплате проезда, однако решением №048-18667/19 от 18.01.2019 в выплате компенсации расходов по оплате проезда мне было частично отказано по маршруту Братск-Москва (Шереметьево) в сумме 8914 руб. в связи с отсутствием в маршрутной квитанции электронного авиабилета обязательного реквизита - кода статуса бронирования.
При повторном обращении 26.01.2019 решением № 048-56531/19 от 31.01.2019 в оплате проезда по маршруту Братск-Москва (Шереметьево) в сумме 8914 было также отказано.
Считает отказ ГУ-УПФ РФ в г.Братске незаконным.
В судебное заседание истец Подольская Т.И. не явилась, будучи надлежаще извещена, согласно заявления, просит рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Братске Васильева И.И., действующая по доверенности, в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признала, указала на то, что проезд был осуществлен пенсионером в период с 27.12.2018 по 08.01.2019 в г. Краснодар по маршруту Братск - Москва - Краснодар - Москва - Братск. Управлением Пенсионного фонда на основании решения от 18.01.2019 № 048-18667/19 был оплачен проезд по маршруту Москва - Краснодар - Москва - Братск, в оплате проезда по маршруту Братск - Москва было отказано.
Решением от 31.01.2019 № 048-56531/19 Управлением Пенсионного фонда Подольской Т.И. было отказано в доплате к ранее выплаченной компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Братск - Москва.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с дополнениями и изменениями), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В целях реализации ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 Постановлением Правительства от 01.04.2005г. №176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно» (далее -Правила).
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В соответствии с п. 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с абз. «а» пп. «2» п. 1 Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданского авиации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006г. № 134 маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) содержит, в том числе, следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: коде статуса бронирования и форме оплаты.
Подольской Т.И. представлена для компенсации маршрут/квитанция к электронному авиабилету по маршруту Братск - Москва без указания сведений о коде статуса бронирования и форме оплаты, что противоречит действующему законодательству, а именно форме электронного пассажирского билета, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006г. № 134.
В соответствии с п. 9 Разъяснений о применении Правил, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2016г. № 118н (далее - Разъяснения), возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Отсутствие в маршрут/квитанции по маршруту Братск - Москва формы оплаты не позволяет определить факт того, что расходы на оплату проезда были произведены за счет пенсионера в нарушение действующего законодательства, а именно: п. 9 Правил, п. 9 Разъяснений.
На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным решения и о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В силу п. 6 Правил, компенсация производится 1 раз в 2 года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.
Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
Судом из письменных материалов дела достоверно установлено, что истец Подольская Т.И. является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживает по адресу: <адрес>, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются письменными материалами гражданского дела.
Как следует из материалов дела, в период с 27.12.2018 по 08.01.2019 истец выезжала на отдых г. Краснодар, следуя воздушным транспортом по маршруту Братск-Москва - Краснодар - Москва - Братск.
По возвращению из места отдыха истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Братске с заявлением о выплате компенсации в виде возмещения фактических расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Не оспаривая прав истца на получение компенсации, решением ответчика от 18.01.2019 № 048-18667/19 был оплачен проезд по маршруту Москва-Краснодар-Москва-Братск, в оплате проезда оп маршруту Братск-Москва было отказано.
По повторному заявлению от 26.01.2019 решением № 048-56531/19 от 31.01.2019 Подольской Т.И. было отказано в доплате к ранее выплаченной компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Братск-Москва.
Как следует из уведомлений о принятых решениях в выплате части стоимости проезда по маршруту Братск-Москва отказано по причине отсутствия в маршрутной квитанции электронного авиабилета обязательных реквизитов - кода статуса бронирования и формы оплаты.
В подтверждение факта проезда к месту отдыха и обратно, истцом представлена маршрутная квитанция к электронному билету *** на имя Подольской Т.И. на перелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту –Братск-Москва, датой вылета 27.12.2018, стоимостью 8 914 руб., с приложением посадочного талона.
При этом, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика не оспаривал, что истец находилась в месте отдыха.
Ранее Подольска Т.И. правом на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда как неработающий пенсионер не пользовалась, что подтверждается сообщением ГУ-УПФ РФ в г.Братске.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Подольская Т.И. имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации в полном объеме, которая должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Довод представителя ответчика о том, что истцом предоставлен для компенсации расходов билет, в котором отсутствуют обязательные реквизиты - сведения о форме оплаты стоимости перевозки, что противоречит действующему законодательству, суд оценивает критично.
Так, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована ст. 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при этом отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость от ненадлежащего оформления проездных документов.
Отсутствие в билете такого реквизита, как сведения о форме оплаты стоимости перевозки, не создает предусмотренных законом оснований для отказа в компенсации стоимости билета, так как обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности данного билета не истцу, а другому лицу, а также обстоятельств, свидетельствующих о том, что истцом не были понесены расходы на приобретение билета, по делу не установлено, доказательств обратного, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Таким образом, сведения, содержащиеся в представленных истцом в обоснование исковых требований документах, а также принадлежность проездных документов истцу, факт оплаты ею проезда суд признает достоверными и соответствующими действительности.
Судом установлено, что в маршрутной квитанции электронного билета по маршруту Братск-Москва действительно отсутствуют такие обязательные реквизиты, как сведения о коде статуса бронирования, которые предусмотрены п. 2 ч. 1 Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Вместе с тем, суд считает, что отсутствие в вышеуказанной маршрутной квитанции обязательных реквизитов, не является обстоятельством, препятствующим выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Риск ответственности за отсутствие тех или иных реквизитов в билете лежит на перевозчике, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, и не может препятствовать реализации истцом конституционного права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
При таких обстоятельствах, поскольку, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от ненадлежащего оформления проездного документа, судом установлено право истца на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно, указанная компенсация должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следовательно, решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 048-18667/19 от 18.01.2018 и № 048-56531/19 от 31.01.2019 следует признать незаконным в части отказа Подольской Т.И. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха.
В силу п. 10 Правил при проезде пенсионера к месту отдыха и обратно возмещается фактически произведенные расходы на оплату стоимости проезда к одному месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации только в самолете – в салоне экономического класса обслуживания.
Сведениями, указанными в электронном билете, подтверждается, что истцом были понесены расходы по оплате стоимости проезда по маршруту Братск-Москва в размере 8 914 руб. Размер данных расходов ответчиком не опровергался и не оспаривался.
Таким образом, в соответствии с представленными проездными документами, с учетом требований п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к убеждению, что в пользу Подольской Т.И. с ответчика подлежит взысканию сумма понесенных истцом расходов по оплате проезда в размере 8 914 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ, истец освобождена от уплаты госпошлины при подаче данного иска в суд, тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, с учетом положений абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 700 (300 + 400) руб., исчисленном в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Подольской Татьяны Ивановны удовлетворить.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 048-18667/19 от 18.01.2019 г., № 048-56531/19 от 31.01.2019 г. в части отказа Подольской Татьяне Ивановне в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу Подольской Татьяны Ивановны компенсацию стоимости проезда в сумме 8 914 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области в бюджет муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.М. Шаламова