УИД: 59RS0004-01-2021-001041-25
Дело № 2а-1260/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием представителя административного ответчика Ялалова Ю.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по административному исковому заявлению Девятерикова К.А. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
установил:
Девятериков К.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером № площадью 833 кв.м, расположенного по <Адрес>, участок № в Дзержинском районе г.Перми без проведения торгов для завершения строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на 3 года.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>. Указанный объект был возведен на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №Д для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса восточнее жилого дома по <Адрес>. Срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.2 ст.621 ГК РФ обратился к административному ответчик о подтверждении действия договора аренды от 29.07.2015г №Д, оспариваемым решением Департамент земельных отношений администрации г.Перми сообщил, что срок действия договора аренды истек ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ договор считается прекращенным. Считает указанное решение незаконным, противоречащим положениям ст.39.6 Земельного кодекса РФ, ст.621 Гражданского кодекса РФ.
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что договор аренды был прекращен письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, оспариваемое решение носит разъясняющий характер. В настоящее время Департамент земельных отношений администрации г.Перми обратился в суд с иском о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства.
Выслушав представителя административного ответчика, оценив доводы административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ст.610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно п.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> и Девятериковым К.А. заключен договор аренды №Д земельного участка с кадастровым номером №, расположенного восточнее жилого дома по <Адрес>, для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса восточнее жилого дома по <Адрес>. (л.д.15-23).
Из указанного договора следует, что договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Девятерикова К.А. на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.9-14).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г.Перми направил в адрес Девятерикова К.А. письмо № о прекращении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №Д по окончанию срока его действия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, указано на необходимость освободить земельный участок и погасить задолженность по арендной плате (л.д.7-8).
ДД.ММ.ГГГГ на обращения административного истца о подтверждении действия договора аренды, Департаментом земельных отношений администрации г.Перми направлено письмо №, в котором указано, что срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ, о прекращении действия договора Девятериков К.А. был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что оспариваемое письмо носят информационный, разъясняющий характер, не возлагает на административного истца какие-либо обязанности и не препятствуют осуществлению им своих прав и свобод, т.е. не порождают для него правовые последствия.
Оспариваемое письма от ДД.ММ.ГГГГ № не является отказом в продлении договора аренды и не прекращает его действие, в нем лишь разъяснено, что действие договора аренды было прекращено письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, которое не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое письмо не нарушает права и свободы административного истца, не порождает для него юридические последствия, суд не усматривает оснований для признания его незаконным.
При этом следует отметить, что доводы административного истца о том, что договор аренды считается действующим, в силу ст.621 ГК РФ, необоснованны, поскольку в силу прямого указания закона, договор считается возобновленным на неопределенный срок, лишь в случае отсутствия возражений со стороны арендодателя, в то время как письмом от ДД.ММ.ГГГГ № арендатор сообщил о прекращении действия договора аренды.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Девятериков К.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № расположенного по <Адрес>, для завершения строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение № об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № расположенного по <Адрес>, для завершения строительства физкультурно-оздоровительного комплекса, основанием для отказа явилось несоблюдение условий, предусмотренных п.21 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и под. 10. п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации».
Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Дпартамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным, на Департамент земельных отношений администрации г.Перми возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Девятерикова К.А. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № расположенного по <Адрес>, для завершения строительства физкультурно-оздоровительного комплекса (л.д.31-33).
Во исполнение решения суда Департамент земельных отношений администрации г.Перми в адрес административного истца направлен для подписания новый договор аренды земельного участка.
Таким образом, ссылка административного истца на положения ст.39.6 Земельного кодекса РФ также не обоснованна, поскольку положения данной статьи регулируют порядок заключения нового договора аренды, а не продление действия ранее заключенного договора. При этом, административный истец реализовал данное право, обратившись ДД.ММ.ГГГГ к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка на новый срок.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № следует отказать.
Суд также не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии со ст.39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется лишь в случаях, когда земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в то время как испрашиваемый административным истцом земельный участок сформирован, стоит на кадастровом учете, сведения о необходимости уточнения его границ отсутствуют.
При этом, обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возникает у органа местного самоуправления лишь на основании заявления заинтересованного лица, однако доказательств подачи такого заявления в Департамент земельных отношений администрации г.Перми административным истцом не представлено, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных административных исковых требований Девятерикова К.А. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Девятерикова К.А. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>
<данные изъяты>