Решение по делу № 2-7177/2022 от 28.07.2022

66RS0004-01-2022-007267-06

Дело № 2-7177/2022-3

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 19 декабря 2022 г.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе:

председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,

при секретаре Копысовой А.В.

при участии в судебном заседании представителя истца Шошева Н.М.Лаптевой Ю.Ю. (доверенность от <//><адрес>8),

представителя ответчика Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> Янковской Л.А. (доверенность от <//> ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шошева Н. М. (паспорт к Управлению социальной политики Министерства социальной политики <адрес> (ОГРН: ), Министерству строительства и инфраструктуры <адрес> (ОГРН: ), Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» (ОГРН: ) о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Шошев Н.М. (далее - истец) обратился в суд с иском Управлению социальной политики Министерства социальной политики <адрес> (далее - управление), Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> (далее - министерство), ГКУ <адрес> «Фонд жилищного строительства» (далее – фонд; ответчики) о возложении на управление обязанности по включению его в список детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в М. образовании «Город Екатеринбург», а также обязанности по подписанию договора найма жилого помещения, которое распределено истцу; возложении на министерство обязанности по приобретению (строительству) за счет субъекта Российской Федерации благоустроенного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления; возложении на фонд обязанности по подготовке договора найма специализированного жилого помещения и направления его управлению.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, он не был обеспечен жилым помещением, в настоящее время принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение фактически является собственностью банка.

Протокольным определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> .

Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящее время у истца отсутствует возможность погашения ипотечного кредита, на принадлежащую истцу квартиру может быть обращено взыскание. Истец с заявлением о принятии его на учет в органы социальной политики не обращался в связи с юридической неграмотностью, однако он обращался с заявлением об установлении невозможности его проживания в закрепленном за ним жилом помещении в целях дальнейшего обращения для постановки на учет. В принадлежащей истцу квартире проживает помимо семьи истца также брат супруги истца.

Представитель управления в судебном заседании иск не признала, указала на то, что истец имел возможность до 2016 г. обратится с заявлением о постановке его на учет в целях предоставления ему жилого помещения, однако с таким заявлением не обратился, кроме того, в настоящее время истец обеспечен жилым помещением площадью более учетной нормы, брат супруги истца зарегистрирован в квартире после обращения истца в суд с рассматриваемым иском, что является злоупотреблением правом.

Иные ответчики о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей, просили в удовлетворении иска отказать, ссылались на то, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы, оснований для предоставления ему жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения не имеется.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от <//> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 абз. 4 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из материалов дела на основании решения Белоярского районного суда <адрес> от 23.05.2001Шошев М.Ю. лишен родительских прав в отношении Шошева Н.М. На основании решения Белоярского районного суда <адрес> от <//> Клименкова Е.А. лишена родительских прав в отношении Шошева Н.М.

Распоряжения Г. М. образования «<адрес>» (л.д. 8) за Шошевым Н.М. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> до его совершеннолетия.

Согласно справке ГОУ <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дегтярский детский дом» (л.д. 12) истец в период с <//> по <//> воспитывался в данном учреждении на полном государственном обеспечении.

Таким образом, представленными в материалы дела документами, подтверждается и ответчиком не оспаривается тот факт, что Шошев Н.М. обладал статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ч. 3 ст. 40).

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <//> N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от <//> N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <//>, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В силу ч. 2 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имел реальную возможность самостоятельно поставить вопрос о реализации своих жилищных прав.

Из материалов дела следует, что на основании обращения Шошева Н.М. Белоярской межрайонной прокуратурой <адрес> <//> разъяснен порядок обращения с заявлением о принятии его на учет в в ТОИГОВ <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> с заявлением о постановке его на учет в целях обеспечения жилым помещением.

Данных о том, что истец обращался в уполномоченный орган с таким заявлением суду не представлено.

Истец <//> обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Невозможность проживания в жилом помещении в заявлении мотивирована тем, что в нем проживают родители истца, лишенные родительских прав.

Из акта проверки состояния жилого помещения следует, что жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, на момент проверки в нем никто не зарегистрирован и не проживает.

Иные заявления истцом в орган социальной политики до достижения 23-хлетноего возраста не подавались.

Представитель истца пояснила, что вышеназванное жилое помещение было закреплено за истцом только до достижения им совершеннолетия, после чего он не имел возможности в нем проживать.

Между тем, исходя из даты рождения истца <//>, совершеннолетия он достиг <//>, в указанном жилом помещении был зарегистрирован по месту жительства в период с <//> по <//>, что подтверждается ответом ГУ МВД России по <адрес>.

С заявлением о принятии его на учет истец обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> спустя почти 6 лет после достижения возраста 23 лет: в 2022 г.

Каких-либо данных о наличии уважительных причин невозможности обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении до 2022 г. суду не представлено.

Ссылка представителя истца на юридическую неграмотность истца судом отклоняется, из материалов дела следует, что истцу, в 2015 г., до достижения им 23-летнего возраста прокуратурой разъяснялся порядок обращения с заявлением о постановке на соответствующий жилищный учет.

Помимо изложенного, в силу п. 1, подп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в частности, являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в частности, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что Шошеву Н.М., Шошевой Е.А. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение - квартира общей площадью 42,4 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

Как видно из представленного в материалы дела договора купли-продажи названной квартиры от <//> (л.д. 12 оборот, 13) квартира приобретена по цене 3280000 руб. с использованием средств материнского капитала в сумме 639431,83 руб., составляющего 1/5 от стоимости квартиры. На момент обращения в управление с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения, равно как и на момент обращения истца в суд с рассматриваемым иском, в квартире значились зарегистрированными 4 человека: истец, его супруга Шошева Е.А., а также их дети: Шошев Т.Н., Шошева Е.Н.

Согласно п. 1 постановления Г. г. Екатеринбурга от <//> N 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории М. образования "город Екатеринбург", минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 10 кв. м общей площади на одного человека.

Таким образом, как на момент обращения в управление с заявлением о принятии на жилищный учет, так и на момент обращения в суд с рассматриваемым иском истец являлся собственником благоустроенного жилого помещения общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения, действующей на территории г. Екатеринбурга.

Соответственно, истец не обладал правом на обеспечение жилым помещением на условиях найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ.

Из представленной в материалы дела справки ЦМУ в отношении названной квартиры от <//> следует, что в ходе рассмотрения спора по существу в квартире по месту жительства с <//> зарегистрирован Косов С.В. (без родства).

Представитель истца пояснила, что он является братом жены истца, вселен в жилое помещение в качестве члена семьи истца.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В рассматриваемом случае, регистрация Косова С.В. произведена после обращения истца в суд, после проведения предварительного судебного заседания, в том числе после выяснения позиции ответчиков, указавших на то, что учетная норма в принадлежащей истцу на праве собственности квартире не превышена.

При этом какая-либо степень родства с собственниками жилого помещения вновь вселенного лица в справке не указана, никакими доказательствами не подтверждена.

Оценивая поведение истца, суд приходит к выводу о том, что вселение и регистрация в жилом помещении иных лиц, произведена в целях создания условий для признания истца нуждающимся в жилых помещениях, что по своей сути является злоупотреблением правом, а также намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий.

Так как на момент рассмотрения дела пятилетний срок с момента ухудшения истцом своих жилищных условий не истек, оснований для принятия его на учет нуждающихся, в том числе в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ, не имеется.

Довод представителя истца о том, что у истца не имеется финансовой возможности производить платежи по кредитному договору, на квартиру может быть обращено взыскание, судом отклоняется. В настоящее время данные о том, что вынесено решение суда о взыскании задолженности, обращении взыскания на квартиру, наличии каких-либо соглашений, связанных с реализацией названной квартиры, прекращении права собственности истца на нее, отсутствуют.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шошева Н. М. (паспорт ) – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья подпись Н.Р. Морозова

Копия верна

Судья:

Секретарь:

По состоянию на 26.12.2022

судебный акт в законную силу не вступил

Судья:

66RS0004-01-2022-007267-06

Дело № 2-7177/2022-3

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 19 декабря 2022 г.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе:

председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,

при секретаре Копысовой А.В.

при участии в судебном заседании представителя истца Шошева Н.М.Лаптевой Ю.Ю. (доверенность от <//><адрес>8),

представителя ответчика Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> Янковской Л.А. (доверенность от <//> ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шошева Н. М. (паспорт к Управлению социальной политики Министерства социальной политики <адрес> (ОГРН: ), Министерству строительства и инфраструктуры <адрес> (ОГРН: ), Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» (ОГРН: ) о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Шошев Н.М. (далее - истец) обратился в суд с иском Управлению социальной политики Министерства социальной политики <адрес> (далее - управление), Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> (далее - министерство), ГКУ <адрес> «Фонд жилищного строительства» (далее – фонд; ответчики) о возложении на управление обязанности по включению его в список детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в М. образовании «Город Екатеринбург», а также обязанности по подписанию договора найма жилого помещения, которое распределено истцу; возложении на министерство обязанности по приобретению (строительству) за счет субъекта Российской Федерации благоустроенного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления; возложении на фонд обязанности по подготовке договора найма специализированного жилого помещения и направления его управлению.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, он не был обеспечен жилым помещением, в настоящее время принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение фактически является собственностью банка.

Протокольным определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> .

Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящее время у истца отсутствует возможность погашения ипотечного кредита, на принадлежащую истцу квартиру может быть обращено взыскание. Истец с заявлением о принятии его на учет в органы социальной политики не обращался в связи с юридической неграмотностью, однако он обращался с заявлением об установлении невозможности его проживания в закрепленном за ним жилом помещении в целях дальнейшего обращения для постановки на учет. В принадлежащей истцу квартире проживает помимо семьи истца также брат супруги истца.

Представитель управления в судебном заседании иск не признала, указала на то, что истец имел возможность до 2016 г. обратится с заявлением о постановке его на учет в целях предоставления ему жилого помещения, однако с таким заявлением не обратился, кроме того, в настоящее время истец обеспечен жилым помещением площадью более учетной нормы, брат супруги истца зарегистрирован в квартире после обращения истца в суд с рассматриваемым иском, что является злоупотреблением правом.

Иные ответчики о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей, просили в удовлетворении иска отказать, ссылались на то, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы, оснований для предоставления ему жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения не имеется.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от <//> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 абз. 4 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из материалов дела на основании решения Белоярского районного суда <адрес> от 23.05.2001Шошев М.Ю. лишен родительских прав в отношении Шошева Н.М. На основании решения Белоярского районного суда <адрес> от <//> Клименкова Е.А. лишена родительских прав в отношении Шошева Н.М.

Распоряжения Г. М. образования «<адрес>» (л.д. 8) за Шошевым Н.М. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> до его совершеннолетия.

Согласно справке ГОУ <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дегтярский детский дом» (л.д. 12) истец в период с <//> по <//> воспитывался в данном учреждении на полном государственном обеспечении.

Таким образом, представленными в материалы дела документами, подтверждается и ответчиком не оспаривается тот факт, что Шошев Н.М. обладал статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ч. 3 ст. 40).

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <//> N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от <//> N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <//>, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В силу ч. 2 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имел реальную возможность самостоятельно поставить вопрос о реализации своих жилищных прав.

Из материалов дела следует, что на основании обращения Шошева Н.М. Белоярской межрайонной прокуратурой <адрес> <//> разъяснен порядок обращения с заявлением о принятии его на учет в в ТОИГОВ <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> с заявлением о постановке его на учет в целях обеспечения жилым помещением.

Данных о том, что истец обращался в уполномоченный орган с таким заявлением суду не представлено.

Истец <//> обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Невозможность проживания в жилом помещении в заявлении мотивирована тем, что в нем проживают родители истца, лишенные родительских прав.

Из акта проверки состояния жилого помещения следует, что жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, на момент проверки в нем никто не зарегистрирован и не проживает.

Иные заявления истцом в орган социальной политики до достижения 23-хлетноего возраста не подавались.

Представитель истца пояснила, что вышеназванное жилое помещение было закреплено за истцом только до достижения им совершеннолетия, после чего он не имел возможности в нем проживать.

Между тем, исходя из даты рождения истца <//>, совершеннолетия он достиг <//>, в указанном жилом помещении был зарегистрирован по месту жительства в период с <//> по <//>, что подтверждается ответом ГУ МВД России по <адрес>.

С заявлением о принятии его на учет истец обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> спустя почти 6 лет после достижения возраста 23 лет: в 2022 г.

Каких-либо данных о наличии уважительных причин невозможности обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении до 2022 г. суду не представлено.

Ссылка представителя истца на юридическую неграмотность истца судом отклоняется, из материалов дела следует, что истцу, в 2015 г., до достижения им 23-летнего возраста прокуратурой разъяснялся порядок обращения с заявлением о постановке на соответствующий жилищный учет.

Помимо изложенного, в силу п. 1, подп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в частности, являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в частности, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что Шошеву Н.М., Шошевой Е.А. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение - квартира общей площадью 42,4 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

Как видно из представленного в материалы дела договора купли-продажи названной квартиры от <//> (л.д. 12 оборот, 13) квартира приобретена по цене 3280000 руб. с использованием средств материнского капитала в сумме 639431,83 руб., составляющего 1/5 от стоимости квартиры. На момент обращения в управление с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения, равно как и на момент обращения истца в суд с рассматриваемым иском, в квартире значились зарегистрированными 4 человека: истец, его супруга Шошева Е.А., а также их дети: Шошев Т.Н., Шошева Е.Н.

Согласно п. 1 постановления Г. г. Екатеринбурга от <//> N 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории М. образования "город Екатеринбург", минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 10 кв. м общей площади на одного человека.

Таким образом, как на момент обращения в управление с заявлением о принятии на жилищный учет, так и на момент обращения в суд с рассматриваемым иском истец являлся собственником благоустроенного жилого помещения общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения, действующей на территории г. Екатеринбурга.

Соответственно, истец не обладал правом на обеспечение жилым помещением на условиях найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ.

Из представленной в материалы дела справки ЦМУ в отношении названной квартиры от <//> следует, что в ходе рассмотрения спора по существу в квартире по месту жительства с <//> зарегистрирован Косов С.В. (без родства).

Представитель истца пояснила, что он является братом жены истца, вселен в жилое помещение в качестве члена семьи истца.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В рассматриваемом случае, регистрация Косова С.В. произведена после обращения истца в суд, после проведения предварительного судебного заседания, в том числе после выяснения позиции ответчиков, указавших на то, что учетная норма в принадлежащей истцу на праве собственности квартире не превышена.

При этом какая-либо степень родства с собственниками жилого помещения вновь вселенного лица в справке не указана, никакими доказательствами не подтверждена.

Оценивая поведение истца, суд приходит к выводу о том, что вселение и регистрация в жилом помещении иных лиц, произведена в целях создания условий для признания истца нуждающимся в жилых помещениях, что по своей сути является злоупотреблением правом, а также намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий.

Так как на момент рассмотрения дела пятилетний срок с момента ухудшения истцом своих жилищных условий не истек, оснований для принятия его на учет нуждающихся, в том числе в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ, не имеется.

Довод представителя истца о том, что у истца не имеется финансовой возможности производить платежи по кредитному договору, на квартиру может быть обращено взыскание, судом отклоняется. В настоящее время данные о том, что вынесено решение суда о взыскании задолженности, обращении взыскания на квартиру, наличии каких-либо соглашений, связанных с реализацией названной квартиры, прекращении права собственности истца на нее, отсутствуют.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шошева Н. М. (паспорт ) – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья подпись Н.Р. Морозова

Копия верна

Судья:

Секретарь:

По состоянию на 26.12.2022

судебный акт в законную силу не вступил

Судья:

2-7177/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шошев Николай Михайлович
Ответчики
ГКУ СО Фонд жилищного строительства
ТОИОГВ СО Управление социальной политики №27
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Другие
Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Морозова Надежда Ринатовна
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2022Предварительное судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее