№ 2-2355/2023
70RS0004-01-2024-002583-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Перелыгиной И.В.
при секретаре Пляшко Д.В.,
при участии истца Ханбахадовой А.А., представителя истца Краснощёковой Т.С., действующей по устному ходатайству, представителя ответчика Департамента по вопросам семьи и детей администрации Томской области Авдеевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ханбахадовой Анжелы Алексеевны к департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, администрации Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области о признании незаконными распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области» и распоряжения Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-и «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области», возложении обязанности на департамент по вопросам семьи и детей отменить оспариваемое распоряжение №-и от ДД.ММ.ГГГГ, включить в список,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском, с учетом заявления об увеличении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, к департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, администрации Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области о признании незаконным распоряжения Администрации Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области» в редакции распоряжения администрации Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение Администрации Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области».
В обоснование иска указано, что департаментом по вопросам семьи и детей Томской области принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-и об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Указанным распоряжением ФИО3 исключена их указанного списка на основании пп. 2 п.3.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ. В распоряжении администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что на момент совершеннолетия истца в её собственности находилась 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м. Соответственно на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру приходилось ... кв.м. Согласно постановлению администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек. С учетом изложенного проживание истца в ранее принадлежащей 1/4 доли является невозможным. На основании изложенного, истец с учетом увеличения исковых требований, просит признать незаконными распоряжение Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжение Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-и, которыми истец была исключена из вышеуказанного списка лиц, подлежащим обеспечению жилым помещением.
Истец Ханбахадова А.А., ее представитель Краснощёкова Т.С. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, в письменных пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно пояснили суду, что доля в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> была оформлена на истца в малолетнем возрасте приемными родителями. В данном жилом помещении истец никогда не проживала, не была там зарегистрирована, почему приемные родители посчитали необходимым так оформить права на данное жилье, ей не известно. В данном жилом помещении всегда проживала семья кровного сына приемных родителей. Впоследствии приемные родители потребовали подписать документы на дарение указанной доли, отметив, что отношения Ханбахадова А.А. к данному имуществу не имеет, что она и сделала. В настоящее время отношения с приемными родителями истец не поддерживает из-за конфликта, в связи с чем, не может уточнить у них мотивы на временное оформление доли в её, истца, собственность. При этом, правовое значение имеют те обстоятельства, что указанная доля по площади не соответствовала никаким нормам проживания и не могла быть учтена в качестве обеспеченности жильем.
Представитель ответчика департамента по вопросам семьи и детей Томской области Авдеева Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему, доводы которой сводятся к следующему. Истец Ханбахадова А.А. являлась собственником жилого помещения – ... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ее проживание в указанном жилом помещении не было признано невозможным, включение ее в Список лиц, подлежащих обеспечению жилого помещениями специализированного жилого фонда являлось неправомерным. На основании изложенного действия Департамента по вопросам семьи и детей Томской области по исключению Ханбахадовой А.А. из Списка являются правомерными.
Ответчик администрация Белоярского городского поселения Верхекетского района Томской области, третье лицо администрация Верхнекетского района Томской области о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по существу заявленного требования не представили.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно свидетельству о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ Ханбахадова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, мать – Ханбахадова ФИО12, сведения об отце отсутствуют.
Ханбахадова Т.Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии № №.
Согласно договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Ханбахадова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передана на воспитание в приемную семью Ситниковой Л.П. и Ситникова Н.С.
Из справки Управления образования Администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ханбахадова А.А. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, судом установлено, что Ханбахадова А.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте.
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году Ханбахадова А.А. обратилась в администрацию Белоярского городского поселения Томской области с заявлением о включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент обращения с данным заявлением Ханбахадовой А.А. принадлежало на праве общей долевой собственности (... доли) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Ранее ей также принадлежала ... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Заключением Управления образования Администрации Верхнекетского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № признано невозможным проживание Ханбахадовой А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением жилищной комиссии Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ханбахадова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области.
Распоряжением Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области» истец включена в указанный список.
В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены «Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», устанавливающие правила и порядок формирования указанного списка.
Согласно п. 2 вышеназванных Правил формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Из положений п. 27-3 Закона Томской области от 28.12.2007 № 298-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Законом Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», в том числе по формированию данного Сводного списка.
На основании закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также по обеспечению иных дополнительных гарантий прав на жилое помещение лиц, которые ранее относились к указанной категории» (далее – Закон Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ) проверку деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области проведена выездная проверка деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области по осуществлению переданных государственных полномочий, предусмотренных Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ, по результатам которой выявлено нарушение п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.1 ст.18 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» в части нахождения в Списке Ханбахадовой А.А., у которой отсутствует право на обеспечение жилым помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Указанные обстоятельства отражены в акте плановой выездной проверки органа местного самоуправления муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области по осуществлению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве основания, свидетельствующего об отсутствии у Ханбахадовой А.А. права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указано то, что Ханбахадовой А.А. на праве собственности принадлежала ... доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ханбахадова А.А. проживала в указанном жилом помещении, обладала правом его пользования, в последующим распорядилась свои имуществом по своему усмотрению, заключение органа опеки и попечительства в отношении данного жилого помещения о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области направлено в адрес Главы муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского Района Томской области предписание об устранение допущенных нарушений законодательства.
На основании распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжение Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области» Ханбахадовой А.А., отменено.
На основании письма Управления образования Администрации Верхнекетского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента по вопросам семьи и детей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-и Ханбахадова А.А. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Вместе с тем, распоряжение Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области» нельзя признать законным ввиду нижеследующего.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пп.3 п.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.3.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных указанной статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на указанный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
По смыслу приведенной нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № Ханбахадовой А.А. принадлежала ... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь жилого помещения ... кв.м.
Постановлением Администрации Белоярского городского поселения Верхнекетского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек.
Принимая во внимание, что общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес> составляет ... кв.м. на ... доли в праве обще долевой собственности Ханбахадовой А.А. приходилось ... кв.м., что менее учетной нормы предоставления жилого помещения, приходящегося на 1 человека.
Согласно справке Администрации Белоярского городского поселения в жилом помещении по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Ситников П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. Истец Ханбахадова А.А. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Из ответа ОМВД России по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по судебному запросу, следует, что Ханбахадова А.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес>. По другим адресам не значится. В жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства (пребывания) по настоящее время: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, Ситников П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением комиссии администрации Верхнекетского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> имеет печное отопление в ограниченно работоспособном состоянии, требует ремонта, полы имеют отклонение от горизонтальной плоскости, потолочные перекрытия имеют искривления и дефекты, стены подвержены биологическому разрушению, имеют отклонения от вертикальных плоскостей, дверные и оконные проемы морально и физически устарели, кровля из шифера имеет многочисленные повреждения.
Таким образом, Ханбахадова А.А. не была обеспечена жилым помещением площадью более учетной нормы, на момент обращения с заявлением о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, истец не являлась собственником доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <адрес>. Кроме того, указанное жилое помещение еще в 2020 году было признано подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии оснований для признания распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжение Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области» Ханбахадовой А.А. незаконным.
С учетом того, что распоряжение Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области» признано судом незаконным, распоряжение Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-и «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области» также является незаконным.
Однако оценивая требования истца о возложении обязанности на департамент по вопросам семьи и детей Томской области отменить оспариваемое распоряжение и включить её в соответствующий список суд приходит к следующим выводам. Признание оспариваемых распоряжений незаконными лишает их какой-либо юридической силы, дополнительная отмена указанных распоряжений не требуется и является бессмысленной с правовой точки зрения. Признание оспариваемых распоряжений незаконными приводит к восстановлению действия распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области», таким образом дополнительное понуждение ответчика к включению в указанный список удовлетворению не подлежит, так как права истца восстановлены судом путем признания распоряжений незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ханбахадовой ФИО13 удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжения Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Верхнекетского района Томской области».
Признать незаконным распоряжение Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-и «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Перелыгина
Мотивированный текст решения изготовлен 08.10.2024.