Дело №
УИД 22RS0№-18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 24 декабря 2021 года
Судья Белокурихинского городского суда Алтайского края Белоногов В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:
Стребковой Любови Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>
по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 09 ноября 2021 года, Стребкова Л.В., в 15 часов 37 минут 09 ноября 2021 года, осуществляла деятельность продавца в фирменном магазине «Травоград» ИП Шалагин Ю.Н. по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Славского, д. 37 без дезинфицирующего средства, активного в отношении вирусов, при этом не обеспечила ношение гигиенической маски для защиты органов дыхания, тем самым в период действия режима повышенной готовности на территории Алтайского края при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допустила нарушение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации, предусмотренных пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15.
Должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Алтайскому краю в г. Белокурихе, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском, Солонешенском районах действия Стребковой Л.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Стребкова Л.В., в судебном заседании признала свою вину в нарушении требований по соблюдению масочного режима, обосновывая тем, что ей стало плохо, поэтому она приспустила маску с органов дыхания.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года № 120 на территории Алтайского края с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту «б» пункта 3, подпунктам «в», «г» пункта 4 названных Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта.
В соответствии с положениями статьи 19 названного Федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указом Губернатора Алтайского края от 08 мая 2020 года № 77 «Об использовании гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания» (в редакции от 26 ноября 2020 года), постановлено гражданам использовать гигиенические маски для индивидуальной защиты органов дыхания в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для функционирования предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных и медицинских организаций, на остановочных пунктах, в иных местах массового пребывания людей, в том числе при проведении праздничных, развлекательных и иных мероприятий с массовым участием граждан на открытом воздухе, а также транспорте общего пользования, в том числе такси, на парковках, в лифтах (пункт 1).
Аналогичные требования установлены пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 (в редакции от 13 ноября 2020 года) «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» (зарегистрировано в Минюсте России 26 октября 2020 года № 60563).
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, влечет административную ответственность, установленную частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В вину Стребковой Л.В. вменено осуществление деятельности по обслуживанию посетителей 09 ноября 2021 года в 15 часов 37 минут в помещении фирменного магазина «Травоград» по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Славского, д. 37, относящегося к местам массового пребывания людей, без гигиенической маски для защиты органов дыхания и в отсутствие дезинфицирующего средства, активного в отношении вирусов.
Нахождение Стребковой Л.В. на рабочем месте без маски для защиты органов дыхания нарушает вышеприведенные требования пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 и пункта 1 Указа Губернатора Алтайского края от 08 мая 2020 года № 77.
Таким образом, действия Стребковой Л.В. выразившиеся в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация ее действий по части 2 статьи 6.3 названного Кодекса произведена неправильно.
В вину Стребковой Л.В. также вменяется нарушение пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15, выразившееся в осуществлении деятельности по продаже парфюмерно-косметической продукции без дезинфицирующего средства, активного в отношении вирусов, чем допущено нарушение мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции. Нарушение каких-либо иных санитарно-эпидемиологических правил не вменяется в вину.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологических правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 раздела IV (Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19) названных Правил, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 4.4 указанных Санитарно-эпидемиологических правил предусматривает, что мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Приведенные Санитарно-эпидемиологические правила (нарушение которых вменяется Стребковой Л.В. в протоколе об административном правонарушении) содержат комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией, и организуются они территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации, что прямо предусмотрено п. 4.1 данных Правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Из анализа пунктов 1.1, 4.1 данных СП 3.1.3597-20 следует, что они не возлагают на граждан какой-либо обязанности, в связи с чем, не предполагают возможности привлечения гражданина к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие дезинфицирующего средства, активного в отношении вирусов.
Пунктом 5 Указа Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 года № 44 (в редакции от 27 октября 2021 года) «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» обязанность по установке диспенсеров с антисептиками для обработки рук при входе на объекты возложена на организации и индивидуальных предпринимателей.
На территории Алтайского края не принят какой-либо нормативный акт, предусматривающий обязательное использование гражданами дезинфицирующего средства, активного в отношении вирусов.
Следовательно, несоблюдение приведенных положений пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил само по себе не является достаточным для квалификации действий по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, из объема правонарушения необходимо исключить отсутствие на рабочем месте продавца Стребковой Л.В. дезинфицирующего средства, активного в отношении вирусов.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого, выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей (вопрос 21 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года).
Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей, то есть является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.
Переквалификация действий Стребковой Л.В. согласуется с положениями пункта 20 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Фактические обстоятельства совершения Стребковой Л.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 13/3-197 от 09 ноября 2021 года, копией постановления от 28.10.2021 № 1319 о проведении контрольных мероприятий по проверке исполнения ограничительных мер, установленных указами Губернатора Алтайского края, фототаблицей, объяснением Стребковой Л.В., изложенном в протоколе об административном правонарушении, в котором она не отрицала факт нахождения на рабочем месте без средств защиты органов дыхания в указанные в протоколе месте и время.
Будучи допрошенной в судебном заседании Стребкова Л.В. не отрицала факт нахождения на рабочем месте со спущенной маской на лице, которая не прикрывала органы дыхания, тем самым допустила нарушение масочного режима.
Таким образом, оценив добытые доказательства, действия Стребковой Л.В. подлежат квалификации по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, судья признаёт и учитывает признание правонарушителем своей вины и чистосердечное раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства дела, обстоятельства, смягчающие ответственность и отсутствие отягчающих обстоятельств, считаю возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, а именно, в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.ст. 3.1, 3.2, 4.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Стребкову Любовь Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, с подачей жалобы в Белокурихинский городской суд.
Судья В.В. Белоногов