Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугаец О. В., Гладышевой В. В. к Отчерцову М. В., Савиной Е. Н., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании распоряжения незаконным, признании соглашения о перераспределении земель недействительным, признании недействительными результатов определения местоположения границ, признании недействительным зарегистрированного права,
установил:
Бугаец О.В. и Гладышева В.В. обратились в суд с иском, в котором просили признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признать недействительным соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительными результаты определения местоположения границ и площади, признать недействительным (отсутствующим) зарегистрированное право собственности ответчиков.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ образован путем перераспределения земельный участок площадью 487 кв.м., утверждена схема расположения земельного участка. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ перераспределен принадлежащий ответчикам земельный участок, в результате чего образовался земельный участок с кадастровым номером 91:01:001008:1722, площадью 487 кв.м. Истец полагает указанные распоряжение и заключенное на его основании соглашение незаконными, поскольку в границы образованного в результате перераспределения земельного участка стала входить система канализации, принадлежащая истцам на праве собственности. При формировании земельного участка Департамент по имущественным и земельным отношениям не удостоверился в отсутствии объектов имущества, принадлежащих иным лицам, что привело к нарушению прав и законных интересов истцов.
В судебном заседании представитель истцов Сергеев В.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отчерцова М.В. Нургалиев А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что распоряжение об образовании земельного участка путем перераспределения вынесено Департаментом по имущественным и земельным отношениям в соответствии с действующим законодательством. Система канализации, расположенная на перераспределенном земельном участке, является самовольной и ее нахождение на участке не может являться основанием для признания решения Департамента незаконным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 91:01:001008:335 по <адрес> в г. Севастополе площадью 531 кв.м. принадлежит в равных долях Гладышевой В.В. и Бугайцу О.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, собственниками которого являются Бугаец О.В. (2/3 доли) и Гладышева В.В. (1/3 доли.
Земельный участок с кадастровым номером 91:01:001008:1262, площадью 443 м2, а также расположенный на нем дом по <адрес> с кадастровым номером 91:01:001008:1417 принадлежат Отчерцову М. В. (19/25 долей) и Савиной Е. Н. (6/25 доли).
На территории домовладения № по <адрес> в г. Севастополе расположены: жилой дом литер «А» с балконом, полуподвал под литер «А», жилая мансарда над литер «А» с балконами, жилой дом литер «Б», веранда литер «б».
Указанным решением суда за Савиной Е.Н. и Отчерцовым М.В. признано право собственности на 6/25 и 19\25 долей соответственно на реконструированный жилой дом, общей площадью 235,9 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункты 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ образован путем перераспределения земельный участок, площадью 487 кв.м. из земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером 91:01:001008:1262, и земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя с номером кадастрового квартала 91:01:001008, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 487 кв.м., кадастровый квартал 91:01:001008.
На основании указанного распоряжения №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Отчерцовым М.В., Савиной Е.Н. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации; согласно подпунктам 9 и 11 уполномоченный орган отказывает в случае, если:
- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно ч.4 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В обоснование доводов иска истцы ссылаются на наличие на территории перераспределенного земельного участка объекта недвижимости, а именно системы канализации, принадлежащей истцам.
Как установлено решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось сторонами, на перераспределенной части земельного участка, ранее представлявшей собой чересполосицу между земельными участками № и № по <адрес>, находится канализационный колодец, обслуживающий земельный участок №, принадлежащий истцам.
По смыслу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, канализационный колодец на кадастровый учет не поставлен, право собственности на него не зарегистрировано.
Истцами не было предоставлено суду относимых и допустимых доказательств осуществления строительства канализационной системы в соответствии с действующим законодательством, на основании выданных разрешений компетентных органов и согласованного проекта.
При указанных обстоятельствах довод истцов о наличии на перераспределенном участке принадлежащей им системы канализации не мог являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное, в ходе судебного разбирательства установлено соответствие оспариваемого распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ требованиям закона. Указанное распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя вынесено в пределах его полномочий.
Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования о признании незаконным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Исковые требования о признании недействительным соглашения о перераспределении земель, признании недействительными результатов определения местоположения границ и площади земельного участка, признании недействительным (отсутствующим) права собственности ответчиков являются производными от основных требований о признании недействительным распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Поскольку в удовлетворении основного требования судом отказано, производные исковые требования истцов также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Бугаец О. В., Гладышевой В. В. к Отчерцову М. В., Савиной Е. Н., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании распоряжения незаконным, признании соглашения о перераспределении земель недействительным, признании недействительными результатов определения местоположения границ, признании недействительным зарегистрированного права – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2020
Судья подпись В.В.Просолов