Дело № 2-1403/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Рохлиной А.А.,
с участием прокурора Шаблыкинского района Орловской области Безродного Е.Н.,
представителя ответчика Михалина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Шаблыкинского района Орловской области в интересах Золотухиной К.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом,
установил:
прокурор Шаблыкинского района Орловской области обратился в суд в интересах Золотухиной К.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом.
В обоснование заявленных требований указано, что Золотухина К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, находится на диспансерном наблюдении у врача-эндокринолога и врача-терапевта БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты>». Врачом-пульмонологом Городской клинической больницы имени Д.Д. Плетнева Департамента здравоохранения города Москвы Золотухиной К.В. назначено лечение препаратами: <данные изъяты>).
Золотухина К.В. является федеральным льготником и имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета.
По заявке БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области на 2021 год за счет средств федерального бюджета учтена потребность Золотухиной К.В. в лекарственных препаратах, в частности в отношении препарата Ипратропия бромид, который рекомендован в рамках обеспечения по федеральной льготе, в том числе на 2021 год. Врачом БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» Макаровой В.И. 23.03.2021 Золотухиной К.В. выдан рецепт серии 54-21 №*** на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>», раствор для ингаляции. Вместе с тем, с 23.03.2021 Золотухина К.В. Департаментом здравоохранения Орловской области не обеспечена указанным лекарственным препаратом.
В связи с этим прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить бесплатное предоставление Золотухиной К.В.,ДД.ММ.ГГ года рождения, лекарственного препарата «Ипратропия бромид», раствор для ингаляции в необходимом количестве, в том числе по рецепту серии 54-21 №*** от ДД.ММ.ГГ вплоть до отмены лечащим врачом.
В судебном заседании прокурор Шаблыкинского района Орловской области Безродный Е.Н. требования уточнил, просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Золотухину К.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», раствор для ингаляции в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом по медицинским показаниям.
Представитель ответчика по доверенности Михалин Д.А., не оспаривая право Золотухиной К.В. на обеспечение медицинским препаратом, возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что предоставление лекарства в льготном порядке не представилось возможным ввиду отсутствия достаточного финансирования.
Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, не явились.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 6.1, п. 1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федерального закона № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 N328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).
При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
В судебном заседании установлено, что Золотухина К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, находится на диспансерном наблюдении у врача-эндокринолога и врача-терапевта БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты>».
Врачом-пульмонологом Городской клинической больницы имени Д.Д. Плетнева Департамента здравоохранения города Москвы Золотухиной К.В. назначено лечение препаратами: Ацетилцистеин<данные изъяты>
Золотухина К.В. является федеральным льготником и имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета.
По заявке БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области на 2021 год за счет средств федерального бюджета учтена потребность Золотухиной К.В. в лекарственных препаратах, в частности в отношении препарата <данные изъяты>, который рекомендован в рамках обеспечения по федеральной льготе, в том числе на 2021 год.
Врачом БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» Макаровой В.И. 23.03.2021 Золотухиной К.В. выдан рецепт серии 54-21 №*** на получение лекарственного препарата «Ипратропия бромид», раствор для ингаляции.
Вместе с тем, с 23.03.2021 Золотухина К.В. Департаментом здравоохранения Орловской области не была своевременно обеспечена указанным лекарственным препаратом, что подтверждается показаниями свидетеля Золотухиной Н.М., а также сведениями ГУП ОО «Орелфармация».
Таким образом, Золотухина К.В. не в полной мере обеспечена необходимым для жизни лекарственным препаратом.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена среди прочего организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На территории Орловской области полномочием по осуществлению разработки и реализации государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения наделен Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 5.4 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399).
В пункте 5.7 указанного Положения на Департамент здравоохранения Орловской области возложено в частности полномочие по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Шаблыкинского района Орловской области в интересах Золотухиной К.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом – удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Золотухину К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>», раствор для ингаляции в соответствии с медицинскими показаниями постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения – 21.06.2021.
Судья Ю.С. Самойлова