Решение по делу № 2а-438/2017 от 01.09.2017

дело №2а-438/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2017 года с.Хороль

Хорольский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи О.В. Рыпчука,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Г. Жижка,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску заместителя прокурора Хорольского района

к Администрации Хорольского муниципального района Приморского края

заинтересованные лица: Администрация Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Департамент финансов Приморского края

о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности совершить действия,

при участии: помощника прокурора М.В. Акиловой, представителя администрации района В.Ю. Смитюка, представителя департамента земельных отношений ПК – К.Э. Гиренко,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Хорольского района Приморского края (далее – прокурор) обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Хорольского муниципального района Приморского края (далее – администрация района), выразившееся в непринятии мер по установлению границ следующих населенных пунктов Хорольского муниципального района: с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка по представлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Приморскому краю сведений о границах указанных населенных пунктов. Также прокурор просил возложить на администрацию района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу определить географические границы указанных населенных пунктов и направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Приморскому краю сведения о границах в формате XML, установленном действующим законодательством (с учетом уточнений).

В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления Хорольского муниципального района требований градостроительного законодательства выявлено неисполнение администрацией района требований ст.20 Федерального закона «О землеустройстве», ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах населенных пунктов (сел), расположенных на территории муниципального района.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Департамент финансов Приморского края.

В судебном заседании прокурор в лице помощника поддержал уточненный иск, по изложенным в нем основаниям в полном объеме.

Административный ответчик в письменном отзыве на иск и в судебном заседании в лице своего представителя по существу иска возразил, пояснил, что в настоящее время границы указанных в иске населенных пунктов не определены. При этом сам по себе факт незаконного бездействия отсутствует. Пояснил, что в мае 2017 года согласно полномочиям, наделенным администрацию района новой редакцией закона о местном самоуправлении, были переутверждены ранее утвержденные администрациями поселений генеральные планы населенных пунктов (сел), находящихся на территории района, с целью внесения в них изменений согласно сложившейся к настоящему времени обстановке. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ответчик указал на наличие объективных обстоятельств, исключающих возможность внести в государственный реестр недвижимости сведения о границах населенных пунктов района. Такими, по мнению администрации района, являются отсутствие установленных границ муниципальных образований, лесных угодий и земель Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, представитель администрации района указал, что действия связанные с определением и установлением границ населенных пунктов связаны со значительными финансовыми и временными затратами. Мероприятия по проведению землеустроительных работ по описанию местоположения границ населенных пунктов рассчитаны распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 №2444-р до 2020 года с возложением обязанности по их реализации на высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по существу заявленного прокурором иска возразил, указал на его необоснованность. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 №903 (в ред. от 22.12.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)» и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 №2444-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания», представитель полагает иск прокурора преждевременным, срок, предлагаемый прокурором для исполнения исковых требований – нереально сжатым. В обоснование своих доводов представитель департамента указал, что в настоящее время не один населенный пункт на территории Приморского края не имеет границ, определенных в установленном законодательством о землеустройстве порядке. Губернатором Приморского края утверждена дорожная карта проекта «Земельные ресурсы и недвижимость» программы «Повышение инвестиционной привлекательности Приморского края в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации», включающая мероприятия по постановке на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества.

Администрация Приморского края, Департамент финансов Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку компетентных представителей не обеспечили, что не является в силу ст.150 КАС РФ препятствием для рассмотрения дела. Из представленных суду ходатайств и писем следует, что указанные органы исполнительной власти Приморского края не являются участниками земельных отношений, уполномоченным по вопросам организации и проведения землеустроительных работ.

Исследовав в порядке ст.84 КАС РФ текст административного иска, возражения на него и представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы представителей административного истца, возражения административного ответчика и заинтересованного лица, суд пришел к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Законом Приморского края от 11.10.2004 №146-КЗ «О Хорольском муниципальном районе» муниципальное образование Хорольский район наделено статусом муниципального района с административным центром в с.Хороль. В составе Хорольского муниципального района образованы три муниципальных образования, наделенных статусом сельских поселений, -Благодатненское, Лучкинское и Хорольское (в редакции Закона Приморского края от 27.04.2015 №594-КЗ). Благодатненское сельское поселение включает в себя села Благодатное, Новобельмановка, Приозерное, Прилуки, Усачевка (ст.5). Лучкинское сельское поселение включает в себя села Березовка, Лучки, Малые Лучки (ст.6). Хорольское сельское поселение включает в себя села Ленинское, Луговой, Лукашевка, Новодевица, Петровичи, Поповка, Сиваковка, Старобельмановка, Стародевица, Хороль и ж-д станция Хорольск (ст.8). Приложения к указанному закону содержат графическое изображение границ муниципального района и поселений.

В соответствии с п.1 ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

По смыслу ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования и утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В силу п.1 ч.1 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. Территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2 ст.1 ГрК РФ).

На основании п.1 ст.18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план поселения. Генеральный план, в силу положений ст.23 ГрК РФ, содержит карту границ населенных пунктов.

В силу положений п.20 ч.1, ч.3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района.

Следовательно, действующим законодательством на Администрацию Хорольского муниципального района возложена обязанность по утверждению генеральных планов населенных пунктов (сел), находящихся на территории района, и определение их границ.

Решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края №44 от 26.12.2013 утверждена схема территориального планирования района, а именно Положение о территориальном планировании района (приложение №1), карты-схемы (приложения №2,3,4).

11.05.2017 Думой Хорольского муниципального района Приморского края приняты решения об утверждении генеральных планов, правил землепользования и застройки Благодатненского (№№410, 412), Лучкинского (№№413, 415) и Хорольского (№№416, 418) сельских поселений, утверждающие, в том числе генеральные планы населенных пунктов (сел) Благодатное, Новобельмановка, Приозерное, Прилуки, Усачевка, Березовка, Лучки, Малые Лучки, Ленинское, Луговой, Лукашевка, Новодевица, Петровичи, Поповка, Сиваковка, Старобельмановка, Стародевица, Хороль и ж-д станция Хорольск. Решениями №№411, 417 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования Благодатнеского и Хорольского сельских поселений.

В соответствии с ч.1 ст.11 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, граница которой определена в соответствии с федеральным законом использования земельным участком по назначении. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст.70 ЗК РФ).

Согласно п.3 ч.2 ст.7 п.п.5 и 6 ч.2 ст.10 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об описании местоположения границ населенных пунктов и реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов подлежат внесению в Единый государственный кадастр недвижимости (реестр границ).

Как установлено судом, прокуратурой Хорольского района проведена проверка соблюдения администрацией района требований градостроительного законодательства, в результате которой установлено отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах населенных пунктов (сел) района, генеральные планы, а также правила землепользования и застройки которых утверждены названными выше решениями Думы Хорольского района.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Заместитель прокурора Хорольского района, полагая, что выявленное в ходе проверки обстоятельство нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы неопределенного круга лица и вызвано не основанном на законе бездействием администрации района, обратился в суд с настоящим административным иском.Как указано в п.8 ч.1, ч.18 ст.32 Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пп.3, 7, 8 и 10 ч.1 названной статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».

Землеустройством являются мероприятия по установлению на местности границ объектов землеустройства, в том числе территорий населенных пунктов. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства (ст.ст.1 и 3 Федерального закона «О землеустройстве»).

Поскольку определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства), в силу ст.20 Федерального закона «О землеустройстве» в результате таких работ подготавливается карта (план) землеустроительных работ, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 30.07.2009. Порядок описания местоположения границ землеустройства утвержден приказом Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч.ч.1, 3 - 13, 15 ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В п.7 названных Правил указано, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов. В отношении случаев утверждения правил землепользования и застройки аналогичные требований содержатся в п.6 Правил.

Материалы дела подтверждают наличие обстоятельств, влекущих в силу прямого указания приведенных норм обязанность администрации района направить в органы регистрации права документы для внесения в реестр границ сведений о границах населенных пунктов (сел) Хорольского муниципального района. В связи с этим, суд считает бездействие ответчика в данном вопросе незаконным, в том смысле, в котором данное бездействие противоречит п.8 ч.1 ст.32 Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Данное бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих в населенных пунктов, границы которых не определены, так и участников гражданских и иных правоотношений по обороту земель.

На основании положений ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет иск прокурора в части возложения на администрацию района обязанности устранить бездействие, признанное несоответствующим закону, а именно провести кадастровые работы по определению границ населенных пунктов в порядке, установленном законодательством о землепользовании, и исполнить обязанность, установленную ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно направить полученные таким образом сведения о границах населенных пунктов (сел) в реестр границ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 №903 (ред. от 22.12.2016) утверждена федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)». Одним из мероприятий программы является проведение землеустроительных работ в отношении границ населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости. В п.3 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при принятии в 2014 - 2020 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 №2444-р утвержден Комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания. В п.5 данного распоряжения высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить реализацию названного комплексного плана и при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предусмотреть финансовое обеспечение расходов на реализацию мероприятий комплексного плана.

Согласно п.п.2, 5 и 6 Комплексного плана органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются исполнителями мероприятий по подготовке (корректировке) документов территориального планирования муниципальных образований в части уточнения границ населенных пунктов, обеспечению составления планов-графиков по проведению землеустроительных работ в целях уточнения границ населенных пунктов, границы которых утверждены в установленном порядке, и по обеспечению проведения землеустроительных работ по описанию местоположения границ населенных пунктов. Сроком проведения названных мероприятия указан период 22017-2020гг.

Из письменных пояснений профильного краевого департамента поддержанных его представителем в судебном заседании следует, что Администрация Приморского края обеспечивает реализацию комплексного плана по проведению кадастровых работ в целях определения границ населенных пунктов края. Так, Губернатором Приморского края в рамках программы «Повышение инвестиционной привлекательности Приморского края в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» 17.02.2017 утверждена дорожная карта проекта «Земельные ресурсы и недвижимость». В п.1.4 раздела II документ предусматривает на 2017 год софинансирование за счет средств, спускаемых из краевого бюджета проведения органами местного самоуправления землеустроительных работ для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о границах населенных пунктах Приморского края.

Вместе с тем, Администрация Хорольского муниципального района не представила доказательств, подтверждающих свое участие в данной краевой программе, как получателя субсидии на проведение кадастровых работ по определению границ населенных пунктов. Также администрацией района не представлено доказательств утверждения на районном уровне программы либо дорожной карты по выполнению названных работ. В связи с этим, суд критически относится к доводу администрации, обуславливающим бездействие, об отсутствии в бюджете района денежных средств на проведение кадастровых работ.

Также критически суд относится к доводам администрации района, поддержанным департаментом, о практической невозможности установить границы населенных пунктов и муниципальных образований ввиду наличия военных земель и лесных хозяйств, а также бездействия Приморского края по установлению (определению) границ муниципальных образований.

Действительно, в соответствии с п.2 ст.83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако, администрация района также не представила доказательств того, что в ходе проведения кадастровых работ по определению границ населенных пунктов на основании утвержденных генеральных планов возникли обстоятельства указанные в п.2 ст.83 ЗК РФ. Довод администрации района о том, что определение границ населенных пунктов не может быть возложено на нее, поскольку указанная деятельность является деятельностью кадастровых инженеров, суд не принимает во внимание, как не имеющий юридического значения.

Таким образом, администрация района в нарушение требований ст.62 КАС РФ документально и нормативно не обосновала законность своих действий (бездействий), оспариваемых заместителем прокурора района.

Действия вышеуказанных подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по кругу лиц не распространяются на органы местного самоуправления. Установленные названными подзаконными актами мероприятия и сроки их исполнения не носят для органов местного самоуправления императивный характер. При этом, обязанность по представлению в реестр сведений о границах населенных пунктов установлена в п.8 ч.1 ст.32 Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» безотносительно каких-либо сроков, в том числе установленных целевыми программами.

Срок на исполнение решения суда по настоящему делу, предложенный прокурором, суд считает приемлемым, исходя из того, что обязанность по установлению границ населенных пунктов возникла у администрации района задолго до обращения заместителя прокурора в суд с настоящим административным иском. Так, в силу требований ранее действовавшего Федерального закона ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ населенных пунктов подлежало внесению в государственный кадастр недвижимости (ст.9). При наличии обстоятельств объективно препятствующих исполнению судебного акта, администрация района вправе в порядке ст.358 КАС РФ обратиться с ходатайством о предоставлении отсрочки его исполнения.

Учитывая в совокупности все вышеизложенное, суд пришел к выводу, что уточненный иск заместителя прокурора района подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Уточненные исковые требования заместителя прокурора Хорольского района к Администрации Хорольского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации Хорольского муниципального района Приморского края, выразившееся в непринятии мер по установлению границ следующих населенных пунктов Хорольского муниципального района: с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка, и по представлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Приморскому краю сведений о границах указанных населенных пунктов.

Возложить на Администрацию Хорольского муниципального района Приморского края обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда:

провести комплексные кадастровые работы по определению координат географических границ населенных пунктов с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка Хорольского района Приморского края;

направить в уполномоченное территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка Хорольского района Приморского.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Хорольский районный суд Приморского края в течение месяца со дня изготовления его полного текста.

Судья О.В. Рыпчук

    Резолютивная часть решения оглашения в судебном заседании 11.10.2017. Полный его текст изготовлен 16.10.2017.

Судья О.В. Рыпчук

2а-438/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
пом. прокурора Акилова М.В.
Ответчики
Администрация Хорольского муниципального района
Другие
Департамент финансов Приморского края
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Администрация Приморского края
Суд
Хорольский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
horolsky.prm.sudrf.ru
01.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2017[Адм.] Судебное заседание
26.09.2017[Адм.] Судебное заседание
03.10.2017[Адм.] Судебное заседание
11.10.2017[Адм.] Судебное заседание
16.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее