11RS0007-01-2020-000365-71
Дело № 2а-227/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Республика Коми город Вуктыл 02 ноября 2020 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Мингазетдиновой К.В.,
с участием административного ответчика Отрошко А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Отрошко А. М. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени с физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми 10 августа 2020 года обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Отрошко А.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 год в размере <данные изъяты>, пени по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 год в размере 53 рубля 90 копеек (в том числе 2016 год - за период с 02 декабря 2017 года по 19 февраля 2018 года - 19 рублей 30 копеек, 2017 год за период - с 02 декабря 2018 года по 11 февраля 2019 года - 19 рублей 30 копеек, 2018 год - за период с 03 декабря 2019 года по 07 февраля 2020 года - 15 рублей 19 копеек), всего на общую сумму <данные изъяты>.
Административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело, которое определено к рассмотрению в порядке упрощенного письменного производства.
Сторонам разъяснены их процессуальные права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному ответчику было предложено в срок до 22 августа 2020 года представить возражения относительно рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства.
Почтовый конверт, направленный в адрес ответчика Отрошко А.М. с копией данного определения, возвращен в суд в связи с истечением срока хранения 27 августа 2020 года, то есть ответчиком не получен (л.д. 37).
Далее, в связи с отсутствием возражений от сторон относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, на основании определения Вуктыльского городского суда Республики Коми от 23 августа 2020 года административное исковое заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства. Сторонам установлен срок для представления в суд и направления друг другу доказательств и возражений, относительно предъявленных требований до 07 сентября 2020 года. Также данным определением суда сторонам установлен срок для представления в суд и направления друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражения в обоснование своей позиции до 23 сентября 2020 года (л.д. 34-35).
От административного ответчика Отрошко А.М. 16 сентября 2020 года в суд поступили возражения на определение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 23 августа 2020 года, в которых административный ответчик указал о несогласии с административными исковыми требованиями, поскольку автомобиль ВАЗ 210600, государственный регистрационный знак №, с 2010 года принадлежит другому лицу (л.д. 39).
Также административный ответчик указал о том, что в период с 04 июля 2020 года по 26 августа 2020 года он находился за пределами Республики Коми, представив копии проездных документов (л.д. 43).
Согласно положениям п. 2 ч. 7 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Таким образом, учитывая, что от административного ответчика Отрошко А.М. поступили письменные возражения относительно собственника вышеуказанного автомобиля, который в данном случае является предметом налогообложения, что в свою очередь требует дополнительной проверки путем направления запроса и последующего исследования поступивших доказательств, судом 23 сентября 2020 года вынесено определение о рассмотрении настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства, поскольку суд пришел к выводу о необходимости исследования дополнительных доказательств (л.д. 47-51).
Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения настоящего искового заявления, своего представителя в судебное заседание не направил, 28 октября 2020 года представив письменный отзыв, в котором указал о несогласии с доводами административного ответчика Отрошко А.М., поскольку по мнению налогового органа, исходя из имеющихся документов, спорный автомобиль, являющийся предметом налогообложения, с 16 ноября 2000 года по настоящее время зарегистрирован на имя Отрошко А.М. и лишь в период с 16 июля 2010 года по 05 июля 2012 года автомашина была временно зарегистрирована на ФИО.
Таким образом, поскольку до момента снятия с регистрационного учета транспортного средства, владелец является плательщиком транспортного налога в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимка по транспортному налогу за 2016, 2017 и 2018 год, а также пени, подлежат взысканию с административного ответчика Отрошко А.М.
Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, письменно ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом положений ст.ст. 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Административный ответчик Отрошко А.М. в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в письменных возражениях.
Исследовав материалы административного дела, заслушав административного ответчика, принимая во внимание письменные доводы административного истца, оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В административном исковом заявлении административный истец указал, что на основании положений ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик Отрошко А.М. является плательщиком транспортного налога, как лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного Приказом МВД России и ФНС России от 31 октября 2008 года № 948/ММ-3-6/561 (утратил силу 22 января 2018 года), сведения о транспортных средствах представляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения в территориальные органы Федеральной налоговой службы России в виде специально сформированных файлов.
Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Республики Коми от 26 ноября 2002 года № 110-РЗ «О транспортном налоге» транспортный налог, уплачиваемый налогоплательщиками - физическими лицами, подлежит уплате не позднее:
15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (2011-2013 годы);
1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (2014 год);
1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (2015-2017 годы).
На основании ст. 11.2., п.п. 2, 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику почтой (через личный кабинет налогоплательщика) направлены следующие налоговые уведомления:
-от 23 сентября 2017 года №;
-от 05 сентября 2018 год №;
-от 26 июля 2019 года №, с указанием объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки, суммы налога, подлежащего уплате за соответствующий начислению налоговый период (л.д. 12, 17, 22).
Согласно положениям ст.ст. 45, 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес налогоплательщика почтой (через личный кабинет налогоплательщика) направлены следующие требования об уплате налога и пени:
-от 20 февраля 2018 года №;
-от 12 февраля 2019 года №;
-от 08 февраля 2020 года № (л.д. 9, 14, 19).
В требовании об уплате налога, пени сообщалось о наличии у налогоплательщика недоимки по налогу и начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Поскольку в срок, предусмотренный налоговым законодательством, налогоплательщиком налоги уплачены не были, за несвоевременную уплату налога налоговым органом на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени (л.д. 11, 16, 21).
На основании определения мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми от 18 мая 2020 года судебный приказ по делу № 2-1462/2020 от 06 мая 2020 года отменен в связи с возражениями, поступившими от Отрошко А.М. (л.д. 25, 27-29).
Принимая во внимание вышеизложенное, административный истец просил взыскать с административного ответчика Отрошко А.М. вышеуказанные суммы налога, а также пени.
В соответствии с положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как усматривается из материалов настоящего административного дела административный ответчик Отрошко А.М. действительно являлся собственником транспортного средства ВАЗ 210600, государственный регистрационный знак №, что не оспаривалось Отрошко А.М. в судебном заседании.
Согласно пояснениям административного ответчика до 2015 года соответствующие сумм транспортного налога им оплачивались.
Расчет транспортного налога за 2016, 2017 и 2018 год составляет сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как указывалось выше, налоговым органом в адрес административного ответчика Отрошко А.М. направлялись соответствующие налоговые уведомления, а также требования об уплате налога.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что налоговый орган направил мировому судье Вуктыльского судебного участка Республики Коми заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Отрошко А.М. недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере <данные изъяты>, пени в размере 53 рубля 90 копеек.
На основании вынесенного мировым судьей Вуктыльского судебного участка Республики Коми судебного приказа от 06 мая 2020 года с Отрошко А.М. взыскана сумма недоимки по транспортному налогу с физических лиц: транспортный налог в размере <данные изъяты> за 2016, 2017, 2018 год, всего на общую сумму <данные изъяты>.
Определением мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми вышеназванный судебный приказ в связи с поступлением 13 мая 2020 года заявления Отрошко А.М. отменен 18 мая 2020 года (л.д. 25).
Тем самым из материалов административного дела усматривается, что административный истец обратился в суд общей юрисдикции в установленный законом срок.
Вместе с тем, как следует из информации, запрошенной судом в Отделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу, согласно сведениям Федеральной регистрационной системы Госавтоинспекции МВД России, транспортное средство ВАЗ 210600, государственный регистрационный знак №, с 16 июля 2010 года зарегистрировано за ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты>
Однако, как следует из прочих документов, представленных ОГИБДД ОМВД России по городу Вуктылу, регистрация автомобиля ВАЗ 210600, государственный регистрационный знак №, осуществлялась ФИО на основании временной регистрации данного лица в г. <данные изъяты> Кировской области, в связи с чем, карточка учета транспортного средства содержит особые отметки: временная регистрация до 05 июля 2011 года СРТС <адрес> ДОВ № от 06 июля 2010 года.
Согласно свидетельству № о регистрации вышеуказанного транспортного средства, спорный автомобиль зарегистрирован за ФИО также временно (л.д. 42).
Аналогичные сведения, содержатся и в информации, направленной в адрес суда налоговым органом 28 октября 2020 года.
Таким образом, принимая во внимание, что после окончания у ФИО временной регистрации, спорное транспортное средство - объект налогобложения, не переоформлен данным лицом в установленном законом порядке, а из владения Отрошко А.М. автомобиль выбыл в 2010 году, в настоящее время не имеется оснований для взыскания с какого-либо физического лица, в том числе и административного ответчика Отрошко А.М. недоимки по транспортному налогу и пени.
Доводы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми относительно того, что Отрошко А.М. до настоящего времени является собственником данного транспортного средства являются ошибочными.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы административного ответчика Отрошко А.М. относительно требований, предъявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 год в размере <данные изъяты> рублей, а также пени по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 год в размере 53 рубля 90 копеек, всего на общую сумму <данные изъяты>, в ходе рассмотрения административного дела нашли свое объективное подтверждение, поскольку из представленных административным ответчиком документов следует, что транспортное средство ВАЗ 210600 выбыло из его владения, что исключает наличие обязанности уплаты за него транспортного налога в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, а следовательно, у налогового органа отсутствуют основания и для начисления налогоплательщику пени.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Отрошко Александру Михайловичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени с физических лиц - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 12 ноября 2020 года, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева