Решение по делу № 2а-244/2020 от 19.06.2020

Дело № 2а-244/2020

УИД 22RS0045-01-2020-000322-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское                    13 июля 2020 года

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи            Шатаевой И.Н.,

при секретаре судебного заседания            Бикетовой Д.С.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Смоленского района Алтайского края Азаров А.А., действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения, указывая, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также решения Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении соглашений о передаче Администрацией Смоленского района администрациям сельсоветов Смоленского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 год» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления поселений.

Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.

В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка).

В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:     устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.

Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями вышеуказанного Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 г. не проводились, что свидетельствует о несоблюдении изложенных требований законодательства. Несоблюдение названных требований законодательства ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия передвижения. Прокуратурой района в целях устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Администрации сельсовета, которое оставлено без удовлетворения.

На основании ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Просил признать незаконным бездействие Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности. Обязать Администрацию Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Смоленского района Алтайского края Павлова О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по тем же доводам, что изложены в административном иске.

Административный ответчик Администрация Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края в судебное заседание своего представителя не направил, до судебного заседания от главы Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края Болотиной Н.В. поступило заявление о признании административного иска ответчиком.

Третье лицо Администрация Смоленского района Алтайского края своего представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не известило суд о причине не явки.

Суд, в соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции РФ гласит, что действия (или) бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

По смыслу ст.ст.1,218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе органов местного самоуправления, осуществляется в порядке административного производства на основании административного иска гражданина, организации, а также иных лиц.
К лицам, наделённым правом на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и (или) неопределённого круга лиц, в том числе отнесён прокурор (ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ).

Прокуратурой Смоленского района Алтайского края в 2020 году была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 года не проводились, что свидетельствует о несоблюдении требований закона.

В связи с чем, прокурором Смоленского района Азаровым А.А. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Линевского сельсовета Смоленского района Болотиной Н.В. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.5-7).

Как следует из соглашения о передаче Администрацией Смоленского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 год от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Смоленского района Алтайского края, в лице главы района Моисеевой Л.В., с одной стороны, и Администрация Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края, в лице главы администрации Линевского сельсовета Болотина Н.В., с другой стороны, заключили соглашение согласно которому Администрация района передаёт, а Администрация поселения принимает к исполнению осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, отнесённых в соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных районов, а именно - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. (л.д.11-12).

Согласно ответу за подписью главы администрации Линевского сельсовета Смоленского района Болотиной Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Смоленского района Азарова А.А., следует, что все замечания приняты к сведению и исполнению. Нарушения, указанные в представлении действительно имели место быть. Выявленные нарушения стали возможными в виду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами Администрации сельсовета. Выявленные нарушения недопустимы, так как они нарушают ч. 4 ст.6 и ст. 3 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Для исполнения данного вида работ требуется значительная сумма денежных средств, более 1 млн. руб. В целях устранения выявленных нарушений, во исполнение законодательства об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в настоящее время было направлено ходатайство в Администрацию Смоленского района о выделении необходимой суммы для исполнения выявленных нарушений по обеспечению безопасности дорожного движения. Однако до настоящего времени финансирование не произведено, в связи с этим выявленные нарушения не могут быть устранены. В связи с тем, что распределение денежных средств дорожного фонда находится вне компетенции Администрации Линевского сельсовета, виновные лица не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. (л.д. 8)

Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (в редакции от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.

В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка).

В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:    устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.

Исследуя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края было допущено бездействие, выразившиеся в не принятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, в том числе, и указанных в административном иске, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения отнесены вопросы по решению вопросов дорожной деятельности, в связи с чем, прокурором района в адрес Администрации сельсовета было вынесено соответствующее представление, которое хотя и было рассмотрено в установленные законом сроки, однако каких-либо мероприятий, по оценке технического состояния автомобильных дорог и учёта по осуществлению дорожной деятельности, принято не было, в связи с чем, прокурор обратился в суд с административным иском, который, по мнению суда, подлежит удовлетворению.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения, с учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, объёма выполняемых работ, а также учитывая период на который заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, в течение четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, будет являться разумным и достаточным, поскольку судом принято во внимание, что выявленные нарушения законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.

Обязать Администрацию Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в течение четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.Н. Шатаева

2а-244/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Смоленского района Алтайскогоь края
Ответчики
Администрация Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края
Другие
Администрация Смоленского района Алтайского края
Суд
Смоленский районный суд Алтайского края
Судья
Шатаева И.Н.
Дело на сайте суда
smolensky.alt.sudrf.ru
19.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее