Дело № 2а-244/2020
УИД 22RS0045-01-2020-000322-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Смоленское 13 июля 2020 года
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шатаевой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Бикетовой Д.С.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Смоленского района Алтайского края Азаров А.А., действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения, указывая, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также решения Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении соглашений о передаче Администрацией Смоленского района администрациям сельсоветов Смоленского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 год» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления поселений.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.
В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка).
В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.
Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями вышеуказанного Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 г. не проводились, что свидетельствует о несоблюдении изложенных требований законодательства. Несоблюдение названных требований законодательства ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия передвижения. Прокуратурой района в целях устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Администрации сельсовета, которое оставлено без удовлетворения.
На основании ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности. Обязать Администрацию Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Смоленского района Алтайского края Павлова О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по тем же доводам, что изложены в административном иске.
Административный ответчик Администрация Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края в судебное заседание своего представителя не направил, до судебного заседания от главы Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края Болотиной Н.В. поступило заявление о признании административного иска ответчиком.
Третье лицо Администрация Смоленского района Алтайского края своего представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не известило суд о причине не явки.
Суд, в соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции РФ гласит, что действия (или) бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
По смыслу ст.ст.1,218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе органов местного самоуправления, осуществляется в порядке административного производства на основании административного иска гражданина, организации, а также иных лиц.
К лицам, наделённым правом на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и (или) неопределённого круга лиц, в том числе отнесён прокурор (ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ).
Прокуратурой Смоленского района Алтайского края в 2020 году была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 года не проводились, что свидетельствует о несоблюдении требований закона.
В связи с чем, прокурором Смоленского района Азаровым А.А. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Линевского сельсовета Смоленского района Болотиной Н.В. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.5-7).
Как следует из соглашения о передаче Администрацией Смоленского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 год от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Смоленского района Алтайского края, в лице главы района Моисеевой Л.В., с одной стороны, и Администрация Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края, в лице главы администрации Линевского сельсовета Болотина Н.В., с другой стороны, заключили соглашение согласно которому Администрация района передаёт, а Администрация поселения принимает к исполнению осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, отнесённых в соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных районов, а именно - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. (л.д.11-12).
Согласно ответу за подписью главы администрации Линевского сельсовета Смоленского района Болотиной Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ № на имя прокурора Смоленского района Азарова А.А., следует, что все замечания приняты к сведению и исполнению. Нарушения, указанные в представлении действительно имели место быть. Выявленные нарушения стали возможными в виду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами Администрации сельсовета. Выявленные нарушения недопустимы, так как они нарушают ч. 4 ст.6 и ст. 3 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Для исполнения данного вида работ требуется значительная сумма денежных средств, более 1 млн. руб. В целях устранения выявленных нарушений, во исполнение законодательства об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в настоящее время было направлено ходатайство в Администрацию Смоленского района о выделении необходимой суммы для исполнения выявленных нарушений по обеспечению безопасности дорожного движения. Однако до настоящего времени финансирование не произведено, в связи с этим выявленные нарушения не могут быть устранены. В связи с тем, что распределение денежных средств дорожного фонда находится вне компетенции Администрации Линевского сельсовета, виновные лица не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. (л.д. 8)
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (в редакции от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.
В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка).
В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.
Исследуя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края было допущено бездействие, выразившиеся в не принятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, в том числе, и указанных в административном иске, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения отнесены вопросы по решению вопросов дорожной деятельности, в связи с чем, прокурором района в адрес Администрации сельсовета было вынесено соответствующее представление, которое хотя и было рассмотрено в установленные законом сроки, однако каких-либо мероприятий, по оценке технического состояния автомобильных дорог и учёта по осуществлению дорожной деятельности, принято не было, в связи с чем, прокурор обратился в суд с административным иском, который, по мнению суда, подлежит удовлетворению.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения, с учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, объёма выполняемых работ, а также учитывая период на который заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, в течение четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, будет являться разумным и достаточным, поскольку судом принято во внимание, что выявленные нарушения законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.
Обязать Администрацию Линевского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Линевский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в течение четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Шатаева