Гражданское дело № 2-1071/2022 (УИД 24RS0028-01-2022-000633-92)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 20 апреля 2022 г.
Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Измаденова А.И. с участием:
истца – прокурора Земляновой О.А.,
представителя ответчика Главного управления образования администрации г. Красноярска – Романовой И.Р. (доверенность от 11.01.2022 г. № 1),
представителя ответчика администрации г. Красноярска – Растворцевой Т.Н. (доверенность от 21.12.2021 г. № 04-13118),
при ведении протокола секретарём судебного заседания Борониной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Красноярска к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о возложении обязанностей,
установил:
прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» («детский сад» либо МБДОУ «Детский сад № 320»), Главному управлению образования администрации г. Красноярска («управление образования») с требованием о возложении обязанностей.
В иске указано, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 320», находящегося по <адрес> в <адрес>, на предмет исполнения законодательства об антитеррористической защищённости. В ходе проверки установлено, что детскому саду присвоена III категория опасности объекта (территории). Однако, в нарушение подп. «а», подп. «д» п. 25 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006) детский сад не оснащён системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, стационарными или ручными металлоискателями.
По мнению прокурора Кировского района г. Красноярска, выявленные нарушения антитеррористической защищённости в детском саду создают условия, способствующие неконтролируемому нахождению на объекте посторонних лиц и предметов, предпосылки к совершению диверсионно – террористических актов и возникновению чрезвычайных ситуаций, что представляет угрозу безопасности для образовательной дошкольной организации и её несовершеннолетних воспитанников.
По вышеуказанным причинам прокурор вынес на имя директора детского сада представление об устранении выявленных нарушений. В ответе на представление руководитель МБДОУ «Детский сад № 320» сообщил, что планируется установка камер видеонаблюдения, корректировка бюджета на приобретение металлоискателей.
Вместе с тем, к настоящему времени детский сад не оснащён системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией и металлоискателями, что по прежнему создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц и нарушает право на безопасное образование обучающихся.
Учитывая данные обстоятельства, прокурор просит суд:
возложить на МБДОУ «Детский сад № 320» обязанность установить в детском саду охранную сигнализацию, камеры видеонаблюдения и оснастить детский сад стационарными или ручными металлоискателями в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
возложить на Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 320» для исполнения решения суда в течение шести месяцев (л.д. 4-6).
Определением Кировского районного суда г. Красноярска от 18.03.2022 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г. Красноярска (л.д. 137-138).
В судебном заседании истец – прокурор Землянова О.А. требования поддержала, просила возложить испрошенные обязанности на детский сад и управление образования, указав, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Главного управления образования администрации г. Красноярска – Романова И.Р. требования не признала, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях. Указала, что в течение шестимесячного срока, предложенного прокурором, невозможно исполнить решение суда.
Ответчик МБДОУ «Детский сад № 320» своего представителя в судебное заседание на направил, извещён надлежащим образом, что следует из почтового уведомления (л.д. 162).
Представитель ответчика администрации г. Красноярска – Растворцева Т.Н. просила оставить требования прокурора без удовлетворения, сославшись на доводы, приведённые представителем управления образования. Кроме того, указала, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком.
Поскольку ответчик МБДОУ «Детский сад № 320» извещён надлежащим образом, судом на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Оценив доводы, изложенные в иске и в письменных возражениях, исследовав предоставленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее «ФЗ от 29.12.2012 г. № 273») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее «ФЗ от 06.03.2006 г. № 35») указано, что:
противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
антитеррористическая защищённость объекта (территории) – состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Исходя из п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5, п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищённости в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Как следует из п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно – энергетического комплекса).
Постановлением правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее «Требования от 02.08.2019 г. № 1006»).
Из п. 6 Требований от 02.08.2019 г. № 1006 следует, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учётом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
В соответствии с подп. «а», подп. «д» п. 25 Требований от 02.08.2019 г. № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований от 02.08.2019 г. № 1006 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее «ФЗ от 06.10.2003 г. № 131»), к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закреплённое на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевые счета в органах казначейства, самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность.
МБДОУ «Детский сад № 320» осуществляет свою деятельность по <адрес> и <адрес> в <адрес>.
Учредителем дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование г. Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления – администрация г. Красноярска. Органом администрации г. Красноярска координирующим деятельность МБДОУ «Детский сад № 320», а так же осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является Главное управление образования администрации г. Красноярска (п. 1.2, п. 1.3, п. 1.5, п. 1.6, п. 1.7 Устава) (л.д. 165-170).
Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад № 320» (утверждённому 22.01.2020 г., срок действия до 22.01.2025 г.) объекту (территории) образовательной деятельности по <адрес> в <адрес> присвоена III категория опасности.
По результатам изучения объекта (территории) рекомендовано в соответствии с подп. «а», подп. «д» п. 25 Требований от 02.08.2019 г. № 1006 оснастить детский сад системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией стационарным или ручным металлоискателем (л.д. 122-132).
В акте обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищённости от 11.11.2019 г. указано, что МБДОУ «Детский сад № 320» осуществляет образовательную деятельность по <адрес> в <адрес>. В ходе обследования установлено, что на объекте (территории) отсутствуют системы видеонаблюдения, охранная сигнализация, равно как и средства металлообнаружения. Комиссия пришла к выводу о присвоении объекту III категории опасности и рекомендовала в соответствии с подп. «а», подп. «д» п. 25 Требований от 02.08.2019 г. № 1006 оборудовать объект системами видеонаблюдения, охранной сигнализации и оснастить его стационарным или ручным металлоискателем (л.д. 133-136).
Вместе с тем, 08.12.2021 г. сотрудником прокуратуры Кировского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения МБДОУ «Детский сад № 320», осуществляющего деятельность по <адрес> в <адрес>, требований законодательства об антитеррористической защищённости. Во время проверки установлено, что в нарушение требований подп. «а», подп. «д» п. 25 Требований от 02.08.2019 г. № 1006 детский сад не оснащён системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, стационарным или ручным металлоискателем (л.д. 63-64).
08.12.2021 г. прокурором Кировского района г. Красноярска в адрес руководителя МБДОУ «Детский сад № 320» вынесено представление, в котором он предложил устранить нарушение вышеуказанных требования (л.д. 11-13).
10.12.2021 г. заведующей детского сада дан ответ на представление, в котором отсутствуют сведения об устранении нарушений антитеррористического законодательства (лд. 9-10).
Вышеуказанные обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что объект (территория) по <адрес> в <адрес>, где осуществляет дошкольную образовательную деятельность МБДОУ «Детский сад № 320», отнесён к III категории опасности, а потому он должен отвечать требованиям п. 25 Требований от 02.08.2019 г. № 1006.
Однако, в нарушение подп. «а», подп. «д» п. 25 Требований от 02.08.2019 г. № 1006 детский сад не оснащён системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, стационарными или ручными металлоискателями.
При этом о несоответствии объекта (территории) вышеуказанным требованиям стало известно 11.11.2019 г. во время обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищённости. Не смотря на свою осведомлённость об имеющихся нарушениях, образовательное учреждение, равно как и его учредитель, бездействуют, не предпринимая мер, направленных на устранение последних.
Отсутствие систем видеонаблюдения, охранной сигнализации, стационарного или ручного металлоискателя снижает антитеррористическую защищённость объекта (территории), нарушает право воспитанников и учеников на безопасные условия обучения и воспитания, а равно создаёт угрозу охране здоровья людей, находящихся на территории учреждения.
С целью устранения существующих нарушений на МБДОУ «Детский сад № 320» следует возложить обязанность установить в детскому саду охранную сигнализацию, камеры видеонаблюдения и оснастить его стационарными или ручными металлоискателями.
Для исключения правовой неопределённости надлежит установить срок для исполнения обязанности, направленной на устранение выявленных нарушений.
Принимая во внимание характер допущенного нарушения и возможных последствий этих нарушений, суд соглашается с сроком предложенным прокурором – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
МБДОУ «Детский сад № 320» самостоятельно несёт обязанности по принятию мер антитеррористической защищённости объекта (территории), однако, исполнить такие обязательства возможно только за счёт выделяемых из бюджета муниципального образования средств.
Из представленных МБДОУ «Детский сад № 320» документов следует, что у организации отсутствуют денежные средства, необходимые для устранения допущенных нарушений.
В данном случае с целью исполнения детским садом возлагаемой обязанности на учредителя, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у него денежных средств, следует возложить обязанность выделить финансирование на устранение допущенных нарушений.
Как указано выше, учредителем дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование г. Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления – администрация г. Красноярска.
Органом администрации г. Красноярска координирующим деятельность МБДОУ «Детский сад № 320», а так же осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является Главное управление образования администрации г. Красноярска (п. 1.3 Устава).
В соответствии подп. 12.1, подп. 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно подп. 2, подп. 3 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казённым учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 г. № 5 указано, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых казённому учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казённое учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).
Из п. 1 ст. 44 Устава г. Красноярска (принятого решением Красноярского городского Совета 24.12.1997 г. № В-62) следует, что администрация г. Красноярска является исполнительно – распорядительным органом городского самоуправления, наделённым Уставом полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края.
В ст. 46 Устава г. Красноярска указано, что органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органов и финансируется за счёт средств бюджета города.
Для осуществления полномочий органа местного самоуправления в сфере образования в структуре администрации города Красноярска создан специальный уполномоченный орган – Главное управление образования администрации города Красноярска, которое осуществляет свою деятельность на основании Положения о Главном управлении образования администрации г. Красноярск (утверждённого Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 г. № 56-р).
В соответствии с п. 1 Распоряжения, Главное управление образования администрации г. Красноярска является органом администрации города, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г. Красноярска по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Красноярска, в сфере образования.
Исходя из подп. 18 п. 19 Положения, Управление образования администрации г. Красноярска является главным распорядителем средств бюджета г. Красноярска для получателей бюджетных средств – муниципальных казённых учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определённые действующим законодательством.
Формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчёт об использовании этих средств.
Таким образом, администрация г. Красноярска, как самостоятельное юридическое лицо, не является финансовым органом муниципального образования г. Красноярск и не осуществляет распоряжение средствами бюджета города.
При таких обстоятельствах обязанность выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 320» на установку в детском саду охранной сигнализации и камер видеонаблюдения, на оснащение детского сада стационарными или ручными металлоискателями в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу должна быть возложена на Главное управление образования администрации г. Красноярска.
Доводы ответчиков о том, что учреждением предпринят комплекс мер направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждений, и обеспечение антитеррористической защищённости, не может быть принят во внимание, так как такие меры не могут подменить собой императивные Требования от 02.08.2019 г. № 1006, а равно свидетельствовать об их исполнении.
Довод об отсутствии денежных средств суд находит несостоятельным, так как орган местного самоуправления вправе перераспределить имеющиеся денежные средства и направить необходимую часть на обеспечение безопасности дошкольного образовательного учреждения. Равно вопросы безопасности обучающихся (воспитанников) и сотрудников не могут быть поставлены в зависимость от финансирования, поскольку имеют приоритетное значение.
В связи с изложенным требования прокурора о возложении обязанностей к МБДОУ «Детский сад № 320», Главному правлению образования администрации г. Красноярска следует удовлетворить, а к администрации г. Красноярска оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г. Красноярска.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» обязанность установить в детскому саду охранную сигнализацию и камеры видеонаблюдения, оснастить детский сад стационарными или ручными металлоискателями в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» финансирование на установку в детском саду охранной сигнализации и камер видеонаблюдения, на оснащение детского сада стационарными или ручными металлоискателями в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска к администрации г. Красноярска о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда.
Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Измаденов А.И.
Решение суда в окончательной форме принято 27.04.2022 г.