Дело № 2-1722/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Беловой С.Н., при секретаре Винокуровой Л.Н.
с участием истицы Юрьевой Ю.С.,
представителя истицы Сергеева В.А., действующего на основании доверенности от 15.05.2018г. сроком на 5 лет,
представителя ответчика администрации Кировского района г. Красноярска Егоровой М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по 31.12.2018г.г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрьевой к муниципальному образованию г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска, администрации Кировского района г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях специализированного найма,
У С Т А Н О В И Л
Истица Юрьева Ю.С. обратилась в суд к ответчикам муниципальному образованию г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска, администрации Кировского района г. Красноярска с требованием о предоставлении жилого помещения, мотивировав тем, что она (истица) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - ФИО . решением суда от ДД.ММ.ГГГГ года лишена родительских прав в отношении истицы, отец последней не известен. Истица совместно с опекуном Созоновой А.И. и иными лицами проживает в жилом помещении – квартире <адрес>, однако, распоряжениям администрации Кировского района г. Красноярка от 16.06.2014г. установлен факт невозможности проживания истицы в указанном жилом помещении, ввиду того, что площадь, приходящаяся на истицу менее учётной нормы. В настоящее время истица обучается в СФУ, обучение заканчивает в 2019 году, на праве собственности или пользования какое-либо жилое помещение истице не принадлежит. Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на основе договора найма специализированного жилого помещения на территории г. Красноярска, номер очереди – 2535. Между тем, учитывая то, федеральным и региональным законодательством гарантировано лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, право на обеспечение их по месту жительства жилым помещением в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.12.1996 № 159- ФЗ, при этом, законодательством, для лиц указанной категории не предусмотрено такое условие обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а ответчик является органом местного самоуправления, наделённым обязанностями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, из их числа, и не реализовал в настоящее время указанные обязательства, истица просит обязать администрацию г. Красноярска и администрацию Кировского района г. Красноярска предоставить на условиях договора специализированного найма изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г. Красноярска не ниже нормы предоставления, установленной в г. Красноярске.
В судебном заседании истица, ее представитель Сергеев В.А. исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Ответчик Администрация г. Красноярска, третье лицо министерство образования Красноярского края, извещенные о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, явку в суд своих представителя не обеспечили, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовали, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Кировского района г. Красноярска Егорова М.А. по существу требования истицы не оспаривала, между тем полагала администрацию Кировского района г. Красноярска ненадлежащим ответчиком по делу, так как последняя не уполномочена решать подобные вопросы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
В соответствии с п.8 ч.1ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч. 1ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребёнка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст. 17)
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (ч. 14 ст. 17).
Законом Красноярского края №9-4225 от 24.12.2009г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета (ст. 4 указанного Закона).
Как установлено в судебном заседании, согласно справке о рождении Юрьевой , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, родителями последней указаны ФИО и ФИО 4, при этом сведения о последнем внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери ребенка.
Решением Кировского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО лишена родительских прав в отношении своей дочери Юрьевой , последняя передана на попечение ФИО 1
В настоящее время истица Юрьева Ю.С. обучается на третьем курсе <данные изъяты> СФУ.
Согласно справке о составе семьи, Юрьева Ю.С. проживает по <адрес> где также зарегистрированы и проживают ФИО 1, ФИО 2, ФИО , ФИО 3
Распоряжением администрации Кировского района г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Юрьевой Ю.С. в указанном закрепленном за ней жилым помещении, поскольку общая площадь данного жилого помещения составляет 54,40кв.м, то есть с учетом проживания в нем шести человек, является менее учетной нормы, установленной постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№.
По данным ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ», Управления Росреестра по Красноярскому краю за Юрьевой Ю.С. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности на территории Красноярского края не зарегистрированы.
Матери истицы - ФИО (лишенной родительских прав в отношении истицы) на праве общей совместной собственности с ФИО 1, ФИО 2 принадлежит <адрес>
По данным администрации Кировского района г. Красноярска решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения от 16.01.2015г., Юрьева Ю.С. поставлена на учет и включена в список на предоставление жилого помещения в г. Красноярске, номер очереди – 2535.
Факт нуждаемости истца Юрьевой Ю.С. в улучшении жилищных условий и его прав на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика, третьим лицом не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание то, что Юрьева Ю.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, окончила обучение в общеобразовательном учреждении, суд приходит к выводу о наличии у нее права на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обучение истицы на момент рассмотрения настоящего спора в университете не имеет правового значения, поскольку положения абзаца 1 п.1 ст. 8 указанного Федерального закона, предусматривающее предоставление жилых помещений по заявлению лиц, указанных в первом абзаце упомянутого п.1 ст. 8 и достигших возраста 18 лет, после окончания пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения им профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях, не означают, что жилые помещения не могут быть предоставлены лицам указанной категории, достигшим 18 лет и продолжающим обучение, поскольку как указывал Верховный Суда РФ в Определении №88-АПГ 13-8 от 29.01.2014г., толкуя положения абзацев 2 и 3 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, специализированные жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных законом без заявления лица, претендующего на предоставление жилого помещения, кроме случаев, когда само лицо просит предоставить ему жилое помещение по окончанию обучения, лечения, службы в армии ив других перечисленных в законе случаях.
Формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведённых выше норм не содержит указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, тогда как необходимость повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории не может служить основанием отказа в обеспечении данной категории граждан в порядке, определенном федеральным законом.
Следовательно, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, не должно ограничивать гарантированное истице право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке, и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, поскольку истица, включенная в список и достигшая совершеннолетнего возраста до настоящего времени жильем не обеспечена, суд полагает возможным возложить на ответчика - администрацию г. Красноярка, как орган наделенный государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований к администрации Кировского района г. Красноярска суд полагает необходимым отказать, так как последний не уполномочен на решение вопросов по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию г. Красноярска предоставить Юрьевой жилое помещение на территории г. Красноярска по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».
В удовлетворении требований Юрьевой к администрации Кировского района г. Красноярска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Белова
В окончательной форме решение принято 20.06.2018г.