УИД 91RS0012-01-2021-004358-05
Дело в суде первой инстанции № 2-1819/2021 судья Киселев Е.М.
Дело в суде апелляционной инстанции № 33-1141/2022
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 02.02.2022
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03.02.2022
Апелляционное определение
02 февраля 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Романовой Л.В., Калюбиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Даевой Т.С.,
с участием прокурора Шалевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в интересах Назарова Руслана Тимуровича к Администрации г. Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе Администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года, которым постановлено:
«Исковое заявление заместителя прокурора г. Керчи Республик Крым в интересах Назарова Руслана Тимуровича к администрации города Керчи Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи о понуждении предоставить благоустроенное жилье - удовлетворить.
Обязать администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Назарову Руслану Тимуровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв. м., вне очереди»,
установила:
заместитель прокурора г. Керчи обратился в суд с иском в интересах Назарова Р.Т. к Администрации г. Керчи Республики Крым, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Назарову Р.Т. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв. м.
Заявленные требования мотивированы тем, что в прокуратуру города 30.06.2021 поступило обращение Назарова Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении его права на получение жилья. В ходе проверки по заявлению были выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации города Керчи Республики Крым. Заместитель прокурора г. Керчи полагает, что бездействие администрации города Керчи в части не принятия мер к предоставлению Назарову Р.Т. благоустроенного жилья нарушает гарантированные ему Конституцией РФ и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.
Определением суда от 23 августа 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Истец Назаров Р.Т., представители Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что не предоставление жилья истцу ответчиком связано с отсутствием на эти цели в бюджете денежных средств. В этой связи апеллянт считает, что суд не учел, что финансирование расходов на проведение мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым. Администрация города наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах предоставленных субвенций, однако выделенных денежных средств крайне недостаточно для незамедлительного обеспечения жилыми помещениями граждан данной категории.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор высказался о наличии оснований для исключения из резолютивной части решения фразы «вне очереди», в остальной части просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Назаров Р.Т. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ему не предоставлено, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, в границах муниципального образования городской округ Керчь, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Назарову Р.Т. должна быть возложена на Администрацию г. Керчи за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается коллегия судей апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Назаров Р.Т. является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей
Постановлением администрации г. Керчи Республики Крым № 2662/1-п от 21.09.2021 Назаров Р.Т. включен в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г. Керчь.
Согласно информации администрации города Керчи Республики Крым жилье Назарову Р.Т. будет предоставлено в порядке очередности. По состоянию на 13.07.2021 его внеочередной номер среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а также лиц из их числа 50.
Сведений о том, что Назаров Р.Т. имеет жилье в собственности либо в пользовании на условиях социального найма материалы дела содержат.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья Назаров Р.Т. не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из приведенных обстоятельств, а также руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, пунктов 1, 3, 7, 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к Администрации г. Керчи Республики Крым и наличии оснований для возложения на нее обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Назаров Р.Т. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 20-КГПР15-11, от 16.06.2009 № 85-В09-11.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения незамедлительно после возникновения соответствующего права, довод апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым судебной коллегией отклоняются, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления Министерством денежных средств, выделяемых на данные цели.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права.
Вместе с тем, коллегия судей не может согласиться с решением суда первой инстанции в части указания на предоставление истцу благоустроенного жилья вне очереди, поскольку требования о предоставлении жилья именно «вне очереди» прокурор при обращении в суд с иском не заявлял, следовательно, в силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ у суду не имелось оснований для такого указания в судебном решении.
Также судебная коллегия полагает, что такая формулировка не будет отвечать требованиям пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ввиду чего решение суда подлежит изменению, путем исключения из резолютивной части указания на предоставление жилого помещения вне очереди.
Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части по доводам апеллянта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения вне очереди.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Керчи Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: