Решение по делу № 2-2699/2023 от 09.06.2023

, Дело

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Евангелевской Л.В.

при секретаре Соловьевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Ленинского района г. Ростов-на-Дону, третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону», Департамент ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, АО «Ротовводоканал», ПАО «Газпром газораспределительные системы» о понуждении к совершению действий

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону на основании поручений прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , информаций ресурсоснабжающих организаций, а также обращений граждан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального, хозяйства.

В рамках ранее проведенной прокуратурой района проверки в связи поступившими обращениями ФИО9 <данные изъяты> установлено, что на территории Ленинского района расположен водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2», который не имеет собственника в связи с чем, обладает признаками бесхозяйности.

Так же установлено, что ранее в апреле ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 уже обращалась в администрацию района с заявлением о признании указанного объекта бесхозяйным. Вместе с тем, действенных мер, направленных на инициирование указанной процедуры администрацией не принято.

Кроме того, согласно информации ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», в ходе мониторинга наружных газопроводов выявлены объекты по следующим адресам, имеющие признаки бесхозяйности:

- <адрес> к храму ФИО1;

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Вместе с тем, вышеперечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства в реестре бесхозяйного имущества не числятся, собственник указанных объектов не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем, согласно ответу на указанное представление, работа по передаче бесхозяйных объектов в муниципальную собственность надлежащим образом не ведется. Так, по данным объектам либо размещены объявления в газете, либо осуществляются выходы с ресурсоснабжающими организациями для определения характеристик объектов.

Таким образом, конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Положения администрацией района до настоящего времени не принято, выход в адрес местонахождения вышеуказанного участка канализационной сети с целью обследования не осуществлен.

В настоящее время балансодержатель вышеуказанных объектов не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется, конкретных мер к принятию данных объектов в муниципальную собственность в установленном порядке не принято.

На основании изложенного, просит суд обязать Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону выполнить мероприятия, предусмотренные п. 2.1.1 и п. 2.1.2 постановления администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» направленные на принятие в муниципальную собственность следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных по адресам: объекты газораспределительной сети: <адрес>; объекты сетей водоснабжения: водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2» (адресный ориентир <адрес>

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель Администрации города Ростова-на-Дону ФИО4, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.

Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону

ФИО5, доверенность , от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.

Иные участники процесса не явились, извещены.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону на основании поручений прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , информаций ресурсоснабжающих организаций, а также обращений граждан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального, хозяйства.

В рамках ранее проведенной прокуратурой района проверки в связи поступившими обращениями ФИО9 (<данные изъяты> установлено, что на территории Ленинского района расположен водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2», который не имеет собственника в связи с чем, обладает признаками бесхозяйности.

Так же установлено, что ранее в апреле ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 уже обращалась в администрацию района с заявлением о признании указанного объекта бесхозяйным. Вместе с тем, действенных мер, направленных на инициирование указанной процедуры администрацией не принято.

Кроме того, согласно информации ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», в ходе мониторинга наружных газопроводов выявлены объекты по следующим адресам, имеющие признаки бесхозяйности:

- <адрес> к храму ФИО1;

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Вместе с тем, вышеперечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства в реестре бесхозяйного имущества не числятся, собственник указанных объектов не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено.

Как следует из ответа МКУ «УЖКХ «Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ работы по устранению нарушений, выявленных прокуратурой ведутся, однако, конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Положения администрацией района до настоящего времени не принято.

Согласно отзыву ПАО «Газпром газораспределение Ростова-на-Дону», объекты газоснабжения, указанные в исковом заявлении на балансе у общества не состоят, договоры на техническое обслуживание заявленных объектов газораспределения не заключались.

Как следует из отзыва АО «Ростовводоканал», спорный объект водоснабжения на территории СНТ «Авангард-2» во временную техническую эксплуатацию по передаточному акту АО «Ростовводоканапл» не передан, в составе арендованного имущества по договору, также не числится.

В материалы дела ответчиком не представлены документы, подтверждающие регистрацию права собственности на спорные объекты газоснабжения и водоснабжения за иными лицами.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон ) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в данной сфере относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в отношении объектов тепло- и газоснабжения предусмотрены ч. 1 ст. 6 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и абз. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

При этом согласно статье 50 указанного Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водо и газо снабжения населения.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного обеспечения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов ресурсоснабжения, принятие мер по организации обеспечения ресурсоснабжения потребителей в случае неисполнения ресурсоснабжающими организациями или сетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Отсутствие собственника указанных тепловых сетей влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению социально незащищенных граждан, проживающих в г. Ростове-на-Дону, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В силу п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 870) газопровод представляет собой конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенных для транспортирования природного газа.

Организация - собственник системы газоснабжения, кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф (абз. 1 ст. 32 Закона о газоснабжении).

Согласно подп. "а" п. 1 приложения N 1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в том числе газы, отнесены законом к категории опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" именно организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

В силу п. п. 4, 6.1, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации в границах муниципального района газоснабжения, участия в профилактике терроризма, а также участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Отсутствие собственников у газопроводов влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.

Бездействие администрации Ленинского района города Ростова-на-Дону по оформлению в собственность бесхозяйных газопроводов и реализации необходимых в отношении их мероприятий не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.

При этом в силу ст. 225 ГК орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по его оформлению в собственность.

Статьей 219 ГК предусмотрена обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Отсутствие у газопровода собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу. Кроме того, создает угрозу возникновения в границах всего района чрезвычайных ситуаций, угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, как установлено судом, меры по надлежащему содержанию и эксплуатации выявленных бесхозяйных объектов водоснабжения и газоснабжения, ответчиком не принимаются, техническая документация на объекты бесхозяйного имущества длительное время не изготавливается, организации по содержанию бесхозяйных сетей до принятия их в муниципальную собственность не определены.

Учитывая социальную значимость данных сетей как источника ресурсоснабжения для граждан, доводы иска об обязанности ответчиков организовывать мероприятия по обеспечению содержания и технического обслуживания объектов водо- и газоснабжения являются обоснованными.

Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок осуществления вышеуказанных мероприятий - в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования - удовлетворить частично

Обязать Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить мероприятия, предусмотренные с. 2.1.1 и п. 2.1.2 постановления администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества», направленные на принятие в муниципальную собственность следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенные по адресам: объекты газораспределительной сети: <адрес> объекты сетей водоснабжения: водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2» (адресный ориентир <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

, Дело

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Евангелевской Л.В.

при секретаре Соловьевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Ленинского района г. Ростов-на-Дону, третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону», Департамент ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, АО «Ротовводоканал», ПАО «Газпром газораспределительные системы» о понуждении к совершению действий

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону на основании поручений прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , информаций ресурсоснабжающих организаций, а также обращений граждан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального, хозяйства.

В рамках ранее проведенной прокуратурой района проверки в связи поступившими обращениями ФИО9 <данные изъяты> установлено, что на территории Ленинского района расположен водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2», который не имеет собственника в связи с чем, обладает признаками бесхозяйности.

Так же установлено, что ранее в апреле ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 уже обращалась в администрацию района с заявлением о признании указанного объекта бесхозяйным. Вместе с тем, действенных мер, направленных на инициирование указанной процедуры администрацией не принято.

Кроме того, согласно информации ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», в ходе мониторинга наружных газопроводов выявлены объекты по следующим адресам, имеющие признаки бесхозяйности:

- <адрес> к храму ФИО1;

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Вместе с тем, вышеперечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства в реестре бесхозяйного имущества не числятся, собственник указанных объектов не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем, согласно ответу на указанное представление, работа по передаче бесхозяйных объектов в муниципальную собственность надлежащим образом не ведется. Так, по данным объектам либо размещены объявления в газете, либо осуществляются выходы с ресурсоснабжающими организациями для определения характеристик объектов.

Таким образом, конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Положения администрацией района до настоящего времени не принято, выход в адрес местонахождения вышеуказанного участка канализационной сети с целью обследования не осуществлен.

В настоящее время балансодержатель вышеуказанных объектов не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется, конкретных мер к принятию данных объектов в муниципальную собственность в установленном порядке не принято.

На основании изложенного, просит суд обязать Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону выполнить мероприятия, предусмотренные п. 2.1.1 и п. 2.1.2 постановления администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» направленные на принятие в муниципальную собственность следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных по адресам: объекты газораспределительной сети: <адрес>; объекты сетей водоснабжения: водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2» (адресный ориентир <адрес>

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель Администрации города Ростова-на-Дону ФИО4, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.

Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону

ФИО5, доверенность , от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.

Иные участники процесса не явились, извещены.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону на основании поручений прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , информаций ресурсоснабжающих организаций, а также обращений граждан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального, хозяйства.

В рамках ранее проведенной прокуратурой района проверки в связи поступившими обращениями ФИО9 (<данные изъяты> установлено, что на территории Ленинского района расположен водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2», который не имеет собственника в связи с чем, обладает признаками бесхозяйности.

Так же установлено, что ранее в апреле ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 уже обращалась в администрацию района с заявлением о признании указанного объекта бесхозяйным. Вместе с тем, действенных мер, направленных на инициирование указанной процедуры администрацией не принято.

Кроме того, согласно информации ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», в ходе мониторинга наружных газопроводов выявлены объекты по следующим адресам, имеющие признаки бесхозяйности:

- <адрес> к храму ФИО1;

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Вместе с тем, вышеперечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства в реестре бесхозяйного имущества не числятся, собственник указанных объектов не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено.

Как следует из ответа МКУ «УЖКХ «Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ работы по устранению нарушений, выявленных прокуратурой ведутся, однако, конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Положения администрацией района до настоящего времени не принято.

Согласно отзыву ПАО «Газпром газораспределение Ростова-на-Дону», объекты газоснабжения, указанные в исковом заявлении на балансе у общества не состоят, договоры на техническое обслуживание заявленных объектов газораспределения не заключались.

Как следует из отзыва АО «Ростовводоканал», спорный объект водоснабжения на территории СНТ «Авангард-2» во временную техническую эксплуатацию по передаточному акту АО «Ростовводоканапл» не передан, в составе арендованного имущества по договору, также не числится.

В материалы дела ответчиком не представлены документы, подтверждающие регистрацию права собственности на спорные объекты газоснабжения и водоснабжения за иными лицами.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон ) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в данной сфере относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в отношении объектов тепло- и газоснабжения предусмотрены ч. 1 ст. 6 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и абз. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

При этом согласно статье 50 указанного Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водо и газо снабжения населения.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного обеспечения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов ресурсоснабжения, принятие мер по организации обеспечения ресурсоснабжения потребителей в случае неисполнения ресурсоснабжающими организациями или сетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Отсутствие собственника указанных тепловых сетей влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению социально незащищенных граждан, проживающих в г. Ростове-на-Дону, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В силу п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 870) газопровод представляет собой конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенных для транспортирования природного газа.

Организация - собственник системы газоснабжения, кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф (абз. 1 ст. 32 Закона о газоснабжении).

Согласно подп. "а" п. 1 приложения N 1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в том числе газы, отнесены законом к категории опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" именно организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

В силу п. п. 4, 6.1, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации в границах муниципального района газоснабжения, участия в профилактике терроризма, а также участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Отсутствие собственников у газопроводов влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.

Бездействие администрации Ленинского района города Ростова-на-Дону по оформлению в собственность бесхозяйных газопроводов и реализации необходимых в отношении их мероприятий не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.

При этом в силу ст. 225 ГК орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по его оформлению в собственность.

Статьей 219 ГК предусмотрена обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Отсутствие у газопровода собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу. Кроме того, создает угрозу возникновения в границах всего района чрезвычайных ситуаций, угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, как установлено судом, меры по надлежащему содержанию и эксплуатации выявленных бесхозяйных объектов водоснабжения и газоснабжения, ответчиком не принимаются, техническая документация на объекты бесхозяйного имущества длительное время не изготавливается, организации по содержанию бесхозяйных сетей до принятия их в муниципальную собственность не определены.

Учитывая социальную значимость данных сетей как источника ресурсоснабжения для граждан, доводы иска об обязанности ответчиков организовывать мероприятия по обеспечению содержания и технического обслуживания объектов водо- и газоснабжения являются обоснованными.

Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок осуществления вышеуказанных мероприятий - в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования - удовлетворить частично

Обязать Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить мероприятия, предусмотренные с. 2.1.1 и п. 2.1.2 постановления администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества», направленные на принятие в муниципальную собственность следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенные по адресам: объекты газораспределительной сети: <адрес> объекты сетей водоснабжения: водопровод на территории бывшего СНТ «Авангард-2» (адресный ориентир <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2-2699/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Ростов-на-Дону
Ответчики
Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону
Другие
МКУ "УЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону"
АО "Водоканал"
ПАО "Газпром газораспределение Ростова-на-Дону"
Администрация города Ростова-на-Дону
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Евангелевская Лада Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
09.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2023Передача материалов судье
13.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Подготовка дела (собеседование)
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее