Решение по делу № 2а-8147/2021 от 01.09.2021

Производство № 2а-8147/2021

УИД 28RS0004-01-2021-010169-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Вискуловой В.В.,

при секретаре Духанине М.И.,

с участием представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области ЯГ, административного ответчика НЛ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к НЛ о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2018 год, пени

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к НЛ с настоящим административным исковым заявлением, указав, что административный ответчик являлась в 2018 г. собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

В соответствии со ст. 400 НК РФ НЛ является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.Согласно налогового уведомления № 52665322 от 25.07.2019 г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год, направленного инспекцией в адрес НЛ, сумма налога к уплате составила 97 145,00 рублей.Налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2018 г., в связи с этим сумма налога составила 67 491,00 руб. Сумма налога уплачена не была. В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за период с 02.12.2020 г. по 09.12.2020 г. в общей сумме 76,49 рублей.

Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты налога на имущество физических лиц, сумма налога за 2018 год не была уплачена НЛ, в бюджет, налоговым органом, в соответствии со ст. 69,70 НК РФ направлено требование об уплате налога № 85666 от 10.12.2020 г., со сроком уплаты до 12.01.2021 г..В связи с тем, что требования НЛ небыли исполнены в установленныйзаконодательством о налогах и сборах срок, инспекция, в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ,обратилась к мировому судье по Благовещенскому городскому судебному участку № 4 сзаявлением о вынесении судебного приказа.25.02.2021 г. мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с НЛ в пользуМежрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженности по налогам и пеням. 19.04.2021 г. указанный судебный приказ был отменен в порядке, предусмотренном ст.123.7 КАС РФ, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.В связи с тем, что НЛ не исполнена обязанность по уплате налога иначисленным пеням, инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением о взыскании задолженностив порядке административного искового производства.

С учетом уточнения административных исковых требований, административный истец просит взыскать с административного ответчика за счет его имущества в доход государства налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 59124,60 руб.;пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 67,01 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ЯГ настаивала на административном исковом заявлении. Отметила, что объект недвижимости с кадастровым номером *** действительно до 23.03.2018 г. согласно данным Управления Росреестра по Амурской области относился к нежилым объектам, позднее назначение было изменено на жилое. 10.11.2021 г. ИЛ обратилась в инспекцию с заявлением о перерасчете размера обязательств по уплате налога на имущество физических лиц в связи с изменением категории объекта недвижимости с 23.03.2018 до даты прекращения права собственности, а также с предоставлением льготы по налогу по данному объекту. Вместе с тем, п. 7 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса. При этом НК РФ не предусмотрено включение в указанный перечень жилых помещений.В связи с этим жилые помещения, ошибочно включенные в перечень, подлежат исключению из него уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или по решению суда. Налоговый орган не уполномочен самостоятельно исключать объекты из указанного перечня. В отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, налоговые преимущества в виде пониженных налоговых ставок, налоговых льгот и коэффициентов, предусмотренные соответственно подпунктом 1 пункта 2 статьи 406, статьей 407 и пунктами 8, 8.1 статьи 408 Налогового кодекса, не применяются.Объект недвижимого имущества с кадастровым номером 28:01:040740:117 включен в вышеуказанный Перечень с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. Поэтому полагала, что по вопросам правомерности включения в Перечень объектов недвижимого имущества необходимо обращаться в Министерство имущественных отношений Амурской области, и только в случае, если министерством объект будет исключен из перечня, административный истец может ставить вопрос перед налоговым органом оперерасчете налога. Также обратила внимание суда, что норма п. 5.1 ст. 408 НК РФ, предусматривающая, что в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи, вступила в силу с 01.01.2019 г., и на спорные правоотношения, возникшие в 2018 году, применяться не может.

В судебном заседании административный ответчик возражала против удовлетворения требования административного искового заявления. Полагала, что поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена в 2018 году, то налоговый орган неверно определил сумму налога, которая за 2018 год должна составлять 12646 руб. Полагала, что неисключение министерством имущественных отношений объекта недвижимости как жилого в 2018 году из перечня не влияет на сумму взыскиваемого налога.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции РФ и пунктом 1 статьи 3 НК РФ.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст. 69 НК РФ).

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыска-нии обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, про-изводится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, 19.04.2021 г. мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 4 был вынесен судебный приказ об отмене ранее вынесенного судебного приказа от 25.02.2021 г. о взыскании с НЛ. недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 67491 руб., пени в сумме 76,49 руб. С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 01.09.2021 г. Таким образом, срок обращения в суд с настоящими требованиями истцом не пропущен.

Как установлено судом, НЛ в 2018 году являлась собственником объекта недвижимостис кадастровым номером ***, т.е. являлась плательщиком налога на имущество физических лиц.Согласно налоговому уведомлению № 52665322 от 25.07.2019 г., сумма налога за 2018 года за указанное строение составила по налоговой ставке 1% 97145 руб. В связи с неуплатой суммы налога в установленный срок, НЛ было направлено требование № 85666 на указанную сумму недоимки пени со сроком оплаты до 12.01.2021 г. В связи с невыполеннем заявленного требования, налоговый орган обратился 20.02.2021 г. к мировому судье по БГСУ № 4 с заявление о вынесении судебного приказа, т.е. в установленный законом срок.

Как следует из ответа и.о. руководителя Управления Росреестра по Амурской области, согласно постановлению Правительства Амурской области от 29.11.2016 г. №536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружении, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» результаты указанной оценки были утверждены. С 06.12.2016 г. по 13.12.2016 г. сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.Согласно указанному постановлению №536 кадастровая стоимость объекта недвижимости нежилого здания (магазина) *** составила 9714504,62 руб.На основании рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и представленною уведомления Администрации г.Благовещенска от 15.03.2018 г. №06 «О переводе нежилого помещения в жилое помещение» 23.03.2018 г. осуществлен государственный - кадастровый учет изменений: объекту недвижимости *** изменено назначение с «нежилого» на «жилое».С учетом положений п.2.1 Приказа № 113 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** была определена с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 30880.52 руб./кв.м, и составила 5058229,17 руб.

Налоговым органом сумма налога на имущество НЛ была рассчитана исходя из суммы 9714504.62 руб. (1%).

Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

Согласно п. 5.1 ст. 408 НК РФ, в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.При этом п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ, вступившим в силу согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ"О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2019 г., и на правоотношения по изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости в 2018 году не применяется.

В соответствии с пунктом 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, а именно: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых всоответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях формирования перечня пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса установлены критерии отнесения объектов недвижимого имущества к указанным выше категориям, исходя из которых следует, что если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром и включено в соответствующий перечень, то основанием для применения в отношении всех помещений в таком здании норм статьи 378.2 Налогового кодекса будет являться включение в перечень здания.

Постановлением Губернатора Амурской области от 11.12.2013 г. N 342"Об определении уполномоченного органа" соответствующим органом определено министерство имущественных отношений Амурской области.

Приказом министерства имущественных отношений Амурской области от 28.12.2017 г. № 1118-ОД объект недвижимости с кадастровым номером *** был включен в соответствующий перечень в 2018 г., не включен в соответствующий перечень на 2019 г. согласно приказу от 27.12.2018 г. № 1255-ОД. Следовательно, оснований для применения налоговым органом пониженных налоговых ставок в период с апреля по декабрь 2018 г. согласно положениям главы 32 НК РФ, согласно которым налогообложение принадлежащих физическим лицам жилых помещений (жилых домов, их частей, квартир, их частей и комнат) осуществляется с применением налоговых вычетов (пункты 3-5 статьи 403 НК РФ), пониженных налоговых ставок (подпункт 1 пункта 2 статьи 406НК РФ), налоговых льгот и коэффициентов (пункты 8 и 8.1 статьи 408 НК РФ), не имелось.

При этом, как следует из письма Министерства финансов РФ от 16.12.2019 г. № 03-05-04-01/98017 "О налогообложении жилых помещений, включенных в перечень, определенный в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ", жилые помещения, ошибочно включенные в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подлежат исключению из него уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или по решению суда, что подтверждается складывающейся судебной практикой (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 73-АПА19-2).

Доказательств, опровергающих правомерность начисления налога, подтверждающих исполнение обязательств по уплате налога в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено. Расчет налога, пени проверен судом и признан судом достоверным.

Установленный НК РФ порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе – направления налогоплательщику налогового требования об уплате налога, административным истцом соблюден.

В связи с установленным фактом неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате задолженности по налогам, суд приходит к выводу об обоснованности требований Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области и удовлетворении административного иска в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1975 руб.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области - удовлетворить.

Взыскать сНЛ, *** г.р., ИНН ***, в доход государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 59124 рубля 60 копеек, пени налогу на имущество физических лиц в размере 67 рублей 01 копейка, общей суммой задолженности 59191 рубль 61 копейка.

Взыскать с НЛ доход муниципального образования город Благовещенск государственную пошлину в размере 1975 рублей.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Вискулова В.В.

Решение суда в окончательной форме принято 15 ноября 2021 года

Председательствующий судья Вискулова В.В.

2а-8147/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области
Ответчики
Петрина Нина Леонидовна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Вискулова В.В.
Дело на странице суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
01.09.2021Регистрация административного искового заявления
02.09.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее