Решение по делу № 2-257/2015 от 10.06.2015

Дело № 2-257/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ардатов 16 июля 2015 года

Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе:

судьи Лачок Е.В.,

при секретаре Тимошкиной О.В.,

с участием помощника прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Миняева А.А.,

представителя ответчика - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» Поляковой В.В.,

представителя соответчика - администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Петухова Д.В., действующего на основании доверенности от 15апреля 2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ардатовского района Республики Мордовия действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействие по не обеспечению свободного доступа в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» маломобильных групп населения и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в здание школы маломобильных групп населения,

установил:

Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения в деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту - Тургеневская СОШ). В ходе проведенной проверки установлено, что перед входом в здание Тургеневской средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, имеется лестница высотой более 0,5 м. В нарушение указанных норм лестница не имеет средств доступа инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с общественными объединениями инвалидов, не согласовывались. Учредителем Тургеневской средней общеобразовательной школы является администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. Таким образом, ответчиками не обеспечены, предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что в свою очередь, посягает на их право, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав. В связи с этим просит признать незаконным бездействие Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» по не обеспечению маломобильных групп населения свободного доступа в здание Тургеневской средней общеобразовательной школы по адресу: <адрес> и обязать в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения в здание школы по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Миняев АА. исковые требования поддержал, привел те же доводы, что изложены в заявлении.

Представитель ответчика – директор Тургеневской средней общеобразовательной школы Полякова В.В. в судебном заседании иск признала в полном объеме, суду пояснила, что на настоящий момент составлена смета на производство работ по установке пандуса, объявлен тендер.

Представитель ответчика – Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Петухов Д.В., исковые требования признал, суду пояснил, что выявленные нарушения будут устранены.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно абзацу 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605, и введенных в действие с 1 января 2013 года.

Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

В соответствии с п.п. 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В судебном заседании установлено, что вход в здание МБОУ «Тургеневская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано пандусом с поручнями либо иными средствами подъема(л.д.4-5).

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательного учреждения за нарушение прав и свобод обучающихся (ч.3 ст.2 Закона).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом, расположено по адресу: <адрес> (л.д. 6-7).

Из Устава МБОУ «Тургеневская СОШ» следует, что его Учредителем является муниципальное образование «Ардатовский муниципальный район» в лице администрации Ардатовского муниципального района (п. 1.8 Устава).

В соответствии с п. 1.11 Устава школа обладает обособленным имуществом, переданным Учредителем в оперативное управление, учитываемом на его самостоятельном балансе, имеет лицевой бюджетный счет.

В силу диспозитивности гражданского судопроизводства, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принимают на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Тургеневская средняя общеобразовательная школа является объектом социальной инфраструктуры, осуществляющим образовательный процесс, на него распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение.

Отсутствие пандуса ограничивает доступ инвалидов, пользующихся инвалидными колясками, в здание школы, тем самым нарушаются их права.

Исходя из вышеизложенного, суд исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, находит законными и обоснованными, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения – Тургеневскую среднюю общеобразовательную школу и оборудования входа в здание специальными приспособлениями подлежит возложению на администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия как орган местного самоуправления и МБОУ «Тургеневская СОШ» как бюджетное учреждение, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.

В соответствии с требованиями ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что прокурор правомерно обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.п.9 п.1ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу п.п.19 п.1ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины также освобождены органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Как предусмотрено ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей, организациями - в размере 6000 рублей.

С учетом того, что в данном случае иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, государственная пошлина, взыскиваемая с Муниципального бюджетного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» по правилам ст.91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. п.3 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в доход бюджета Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» по не обеспечению маломобильных групп населения свободного доступа в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, соответствующий ГОСТ Р 51261 – 99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» в бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ардатовского районного суда

Республики Мордовия              Е.В. Лачок

2-257/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ардатовского муниципального района РМ
Ответчики
Администрация Ардатовского муниципального района РМ
МБОУ "Тургеневская СОШ"
Суд
Ардатовский районный суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
ardatovsky.mor.sudrf.ru
10.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2015Передача материалов судье
11.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2015Подготовка дела (собеседование)
30.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2015Судебное заседание
16.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2015Дело оформлено
31.01.2018Дело передано в архив
16.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее