Копия
Дело №2а-3508/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2017 года)
20 декабря 2017 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе председательствующего судьи Толмачевой М.С., при секретаре Косухиной Е.В., с участием административного ответчика Лазарева А.В., его представителя по устному ходатайству Семина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Тамбову к Лазареву Александру Валериевичу о взыскании пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу,
Установил:
ИФНС России по г. Тамбову обратилась в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным иском к Лазареву А.В. в котором указала, что в соответствии с п.1 ст. 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, поскольку Лазарев А.В. является собственником транспортных средств ему был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 132 руб. Согласно положениям ст. 388 НК Лазарев А.В. также являлся плательщиком земельного налога, как собственник земельного участка по адресу: №. По данному земельному участку ИФНС России в Октябрьском районе г. Ростов-на-дону Лазареву А.В. был начислен земельный налог за 2010 год в сумме 4330 руб. 73 коп. и за 2011 год в сумме 3608 руб. 94 коп.
Поскольку обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2015 год в сумме 132 руб. своевременно не исполнена не была, а также в связи наличием неоплаченной задолженности по земельному налогу за 2010 -2011 годы в сумме 4330 руб. 73 коп. и 3608 руб. 94 коп. соответственно, административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени:
- по транспортному налогу за период со 2 декабря 2016 года по 1 марта 2017 года в сумме 0 руб. 47 коп.
- по земельному налогу за период с 14 марта 2013 года по 1 марта 2017 года в общей сумме 5534 руб. 80 коп.
В соответствии с положениями ст. ст. 69-70 НК РФ в адрес административного ответчика было направлено требование № 27818 с предложением погасить задолженность, однако данное требование оставлены им без удовлетворения.
21 июля 2017 года мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района Тамбовской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Лазарева А.В. указанной выше задолженности, однако последний обратился к мировому судье с возражениями на судебный приказ и он был отменен определением от 27 июля 2017 года. При этом, вышеуказанная задолженность до настоящего времени не погашена.
В связи с изложенным административный истец просит суд взыскать с Лазарева А.В. задолженность по пени по транспортному налогу в сумме 0 руб. 47 коп., пени по земельному налогу в сумме 5534 руб. 80 коп.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Тамбову, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела без участия представителя административного истца.
В судебном заседании административный ответчик Лазарев А.В. и его представитель по устному ходатайству Семин М.А. административные исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав совокупность представленных документов и доказательств, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст.14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. Порядок, сроки, размеры начисления налога регулируются Законом Тамбовской области «О транспортном налоге в Тамбовской области».
Согласно ст.3 вышеназванного закона и ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч.1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно представленным стороной административного истца данным Лазарев А.В. является собственником транспортных средств, в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 132 руб. Согласно положениям ст. 388 НК Лазарев А.В. также являлся плательщиком земельного налога, как собственник земельного участка по адресу: г<адрес>.
Поскольку обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2015 год в сумме 132 руб. своевременно не исполнена не была, а также в связи наличием неоплаченной задолженности по земельному налогу за 2010 -2011 годы в сумме 4330 руб. 73 коп. и 3608 руб. 94 коп. соответственно, административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени:
- по транспортному налогу за период со 2 декабря 2016 года по 1 марта 2017 года в сумме 0 руб. 47 коп.
- по земельному налогу за период с 14 марта 2013 года по 1 марта 2017 года в общей сумме 5534 руб. 80 коп.
На основании ст. ст. 69-70 НК РФ Лазареву А.В. было выставлено и направлено требование № 27818 от 2 марта 2017 года на пени по транспортному налогу в сумме 0 руб. 47 коп., пени по земельному налогу в сумме 5535 руб. 53 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 13 апреля 2017 года.
Факт направления указанного требования подтверждается представленными данными почтовой службы, согласно которым вышеуказанное требование получено адресатом.
С выставлением требования № 27818 сумма задолженности превысила 3000 рублей, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 48 НК РФ налоговый орган был вправе в течение 6 месяцев обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа сохранялся до 13 октября 2017 года. Судебный приказ вынесен мировым судьей 21 июля 2017 года, т.е. срок обращения налоговым органом соблюден.
21 июля 2017 года мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г. Тамбова был вынесен судебный приказ о взыскании с Лазарева А.В. указанной выше задолженности, однако последний обратился к мировому судье с возражениями на судебный приказ и он был отменен определением от 27 июля 2017 года.
В соответствии с ч.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Срок на подачу административного искового заявления у налогового органа сохранялся до 27 января 2018 года, в суд административное исковое заявление поступило 22 сентября 2017 года, т.е. в установленный законом срок.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 422-0, пени по своей природе носят акцессорный характер, и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате налога.
Материалами дела не подтверждается, что административный истец обращался в суд с требованиями о взыскании транспортного налога за 2015 год и земельного налога за 2010-2011 годы. На неоднократные требования суда данные документы также представлены не были, что свидетельствует о невыполнении административным истцом требований ч.4 ст. 289 КАС РФ.
Более того, согласно сообщению Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 11 августа 2017 года по состоянию на 9 авгусьта 2017 года в карточке расчетов с бюджетом за лазаревым А.В. числится задолженность по земельному налогу в сумме 12270 руб. 40 коп. и пени в сумме 6342 руб. 29 коп., некорректно переданная 23 мая 2016 года налоговым органом по прежнему месту жительства – ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, УФНС России по Ростовской области проведены мероприятия по аннулированию необоснованно возникшей задолженности по земельному налогу.
Из сообщения Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 14 августа 2017 года следует, что налоговым органом произведено сторнирование ранее исчисленных сумм земельного налога, задолженность по земельному налогу на территории Ростовской области отсутствует.
Как усматривается из сообщений ИФНС России по г. Тамбову от 23 мая 2017 года и 10 августа 2017 года задолженность у Лазарева А.В. по налогам по г. Тамбову отсутствует.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, у суда оснований для удовлетворения требований о взыскании пени по транспортному налогу и пени по земельному налогу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Тамбову к Лазареву Александру Валериевичу о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 0 руб. 47 коп., пени по земельному налогу в сумме 5534 руб. 80 коп. – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева