Гр.дело №2-144/13г.
к о п и я
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2013 года г.Можайск
Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В.,
с участием представителя ответчиков, ФИО5,
при секретаре Хмелевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения <адрес>, <адрес> управлению социальной защиты населения о признании права на назначение и выплату мер социальной поддержки, -
у с т а н о в и л:
ФИО1 после уточнения предмета иска в ходе судебного разбирательства (л.д.16) обратилась в суд с иском к Минсоцзащиты <адрес>, <адрес> УСЗН о признании права на назначение и выплату мер социальной поддержки, указывая, что в ноябре 2012 года она обратилась в <адрес> управление социальной защиты населения с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка, как одинокой и не работающей матери, осуществляющей уход за ребенком до 1,5 лет, в удовлетворении которого <адрес> УСЗН ей было отказано со ссылкой на отсутствие постоянной регистрации по месту жительства на территории <адрес>, в связи с чем, истица, ссылаясь на Закон МО №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», просит суд признать за ней право на назначение и выплату единовременного пособия по случаю рождения ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения последней возраста 1,5 лет.
В судебном заседании истица, ФИО1, уточнила исковые требования и просила суд признать за ней право на назначение и выплату единовременного пособия по случаю рождения ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения последней возраста 16 лет.
Истица, ФИО1, в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчиков, ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признала, полагая их необоснованными, а отказ <адрес> УСЗН в назначении и выплате указанных мер социальной поддержки истице – законным.
Суд считает, уточненный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и в 1996 году была перевезена родителями в <адрес>, где она (ФИО1) в 2007 году получила общее среднее образование в гимназии № <адрес> (л.д.6), в 2010 году закончила обучение в Профессиональном училище № <адрес> (л.д.7), ДД.ММ.ГГГГ в ОУФМС РФ по МО по Можайскому муниципальному району получила паспорт гражданина РФ (л.д.12), и ДД.ММ.ГГГГ – родила дочь, ФИО2 (л.д.11). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вместе с дочерью временно зарегистрированы по месту пребывания в <адрес> в <адрес> (л.д.10).
Местом рождения ФИО2 указано <адрес>, по месту нахождения роддома, т.к. родильный дом МУЗ «ФИО6» на момент рождения ребенка был временно закрыт, в связи с ремонтом.
Между тем, постоянной регистрации по месту жительства ФИО1 на территории России, в том числе и на территории <адрес> муниципального района <адрес>, не имела и не имеет.
Постоянного места работы ФИО1 до рождения ребенка не имела, как не имеет его и на момент рассмотрения данного дела судом, в связи с чем, какого-либо дохода от трудовой деятельности также не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в <адрес> управление социальной защиты населения Минсоцзащиты <адрес> с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка, как одинокой и не работающей матери, осуществляющей уход за ребенком до 1,5 лет, в удовлетворении которого, однако, Можайским УСЗН ей было отказано со ссылкой на отсутствие у заявителя и ребенка постоянной регистрации по месту жительства на территории <адрес> (л.д.8-9).
Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относятся, в том числе, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка.
Представитель ответчика, ФИО5, в судебном заседании пояснила, что истице, ФИО1, <адрес> УСЗН начислены и выплачиваются государственные пособия, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
<адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-П принят <адрес> за №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», который регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>. Данный закон устанавливает следующие виды социальных пособий: единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка; ежемесячное пособие на ребенка (п.1, 2 ст.3 Закона).
В силу п.1 ст.<адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ, право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до шести месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством <адрес>.
Согласно п.1 ст.11 данного Закона, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
В целях реализации <адрес> № «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Порядок назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>», согласно п.п.2 и 3 которого единовременное пособие при рождении ребенка (далее - единовременное пособие) назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему (далее - заявитель), в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством <адрес> на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. Единовременное пособие назначается и выплачивается территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения <адрес> (далее - территориальное структурное подразделение) по месту жительства заявителя. Единовременное пособие при рождении ребенка (детей) назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (детей). Для назначения и выплаты единовременного пособия необходимо предоставление, в частности, документа, подтверждающего регистрацию ребенка по месту жительства в <адрес>.
В соответствии с пп.«г» п.10 вышеуказанного Порядка, решение об отказе в назначении единовременного пособия принимается в случае отсутствия у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в <адрес>. Решение об отказе в назначении единовременного пособия может быть обжаловано в вышестоящий орган и (или) в суд.
Согласно п.п.12 и 13 указанного Порядка, ежемесячное пособие на ребенка (далее - ежемесячное пособие) назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему (далее - заявитель), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в <адрес>. Ежемесячное пособие назначается, выплачивается и продлевается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия необходимо предоставление, в частности, документа, подтверждающего место жительства заявителя и ребенка в <адрес>.
В силу пп.«и» п.18 данного Порядка, решение об отказе в назначении ежемесячного пособия принимается в случае отсутствия у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в <адрес>. Решение об отказе в назначении ежемесячного пособия может быть обжаловано в вышестоящий орган и (или) в суд.
Подпунктом «а» пункта 20 установлено, что в целях настоящего Порядка мать ребенка признается одинокой в случаях, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери.
В свидетельстве о рождении ФИО2 (л.д.11) отсутствует запись об отце ребенка, что свидетельствует о том, что ФИО1 является одинокой матерью.
В соответствии с преамбулой <адрес> «О мерах социальной защиты семьи и детей в <адрес>», настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов <адрес> регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию – социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается, в частности, государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно положениям ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные социальные пособия устанавливаются законом.
Исходя из указанных положений Конституции РФ, во взаимосвязи с положениями ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ и ст.3 Закона МО «О мерах социальной защиты семьи и детей в <адрес>», граждане, имеющие детей, безусловно, вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд полагает достоверно и объективно установленным, что ФИО1 с 1996 года по настоящее время, а ее дочь – ФИО2 с момента рождения по настоящее время, постоянно проживают в <адрес>, который и является, в силу п.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства последних.
Вплоть до ДД.ММ.ГГГГ истица являлась несовершеннолетней, вследствие чего не обладала дееспособностью, в связи с чем, несвоевременное получение паспорта гражданина России и отсутствие постоянной регистрации по месту жительства не может быть результатом ее виновного поведения.
В силу положений ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, когда единственным основанием для отказа истице в предоставлении мер социальной поддержки явилось отсутствие у истицы и ее ребенка регистрации по месту жительства в <адрес>, принимая во внимание установленный судом факт постоянного проживания ФИО1 в <адрес> как на момент рождения дочери, так и на момент обращения с заявлением в Можайский УСЗН, суд считает, что данное обстоятельство не может служить достаточным основанием для лишения истицы и ребенка установленных законом <адрес> мер социальной защиты, в связи с чем, учитывая своевременное, в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка, обращение истицы в орган социальной защиты по месту жительства с заявлением о назначении и выплате ей единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста 16 лет, суд считает требования ФИО1 – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, с у д ь я
р е ш и л:
уточненный иск ФИО1 – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, как за матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», а именно: единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста 16 лет, - порядок назначения и выплаты которых утвержден Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ №.
Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись В.В.Хлюстов
Копия верна: судья ___________________
Решение вступило в законную силу «___» __________________ 2013 года.
Судья ____________________ Секретарь ________________________