Дело № 2-403\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Л.С. Варнавской
при секретаре А.С. Туркиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах ФИО1, ФИО2 к администрации ...., комитету жилищно-коммунального хозяйства .... о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор .... обратился в суд с иском о признании за ФИО1, ФИО2 права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из 2 человек; обязании Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства .... предоставить по договору социального найма ФИО1, ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 51 кв.м. в границах ....
В обоснование требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по жалобе ФИО2 на нарушение жилищных прав. Сын ФИО2 - ФИО1 является инвалидом детства, инвалидность установлена бессрочно. ФИО1 страдает заболеванием, которое относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, имеет право на дополнительную площадь. ФИО2 является опекуном признаного недееспособным ФИО1. ФИО7 зарегистрированы и проживают в квартире по адресу ...., площадью 24 кв.м.. Истцы не имеют в собственности земельных участков, жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет на улучшение жилищных условий среди больных группы «А» в составе семьи из 2-х человек, совместно с матерью ФИО2, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, просит обязать администрацию .... выделить для предоставления по договору социального найма ФИО1, ФИО2 жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в границах ...., общей площадью не менее 42 кв.м.; обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства .... предоставить ФИО1, ФИО2 по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 42 кв.м., отвечающее санитарным и технически требованиям в границах ....; установить указанным ответчикам срок для исполнения решения суда.
Судом из числа ответчиков исключено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства .....
В судебном заседании представитель прокуратуры .... – помощник прокурора .... ФИО5, ФИО2, ФИО1 настаивали на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2. ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу пункта 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с указанным Перечнем, к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относится, в том числе хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (код по МКБ-10: F00-F99).
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Центрального районного народного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан недееспособным.
Постановлением администрации .... № от ДД.ММ.ГГГГ. опекуном над ФИО1 назначена его мать ФИО2.
Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 поставлен на учет по улучшению жилищных условий среди больных группы «А» составом семьи 2 человека.
Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «....» от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 страдает хроническим психическим расстройством, которое подпадает под перечень тяжелых форм патологий, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
ФИО1 и его мать ФИО2 зарегистрированы и проживают по адресу: ...., что подтверждается сведениями, содержащимися в паспортах истцов, выпиской из домовой книги.
Квартира, в которой проживают истцы, предоставлена ФИО2 на основании решения исполкома Совета народных депутатов .... № от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается представленным ордером №.
На основании договора о передаче жилья в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и ФИО2 передана в порядке приватизации в собственность (по .... доле каждому) квартира, общей площадью 36.9 кв.м., расположенная по адресу: ....
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ договор о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенный между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... и ФИО2, признан недействительным; применены последствия недействительности договора о передачи жилья в собственность, на Комитет жилищно-коммунального хозяйства .... возложена обязанность принять в муниципальную собственность жилое помещение по адресу: ....
По сведениям Управления Росреестра по ...., в настоящее время истцы жилых помещений, земельных участков в собственности не имеют.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иными определенными федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориями граждан, признанными по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (части 1, 2, 3 статьи 49).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Указанный вывод следует из положений ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011г. №551-О-О.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Вместе с тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года №817.
Таким образом, предусматривая право инвалидов и членов их семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, законодатель одновременно в ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрел, что право на внеочередное предоставление жилого помещения предоставлено только самому лицу, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний.
Федеральным законом №181-ФЗ, Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года №901, не установлено право членов семьи инвалида на внеочередное предоставление жилого помещения.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 03.03.2015 года №85-КГ14-10.
Заболевание ФИО1 предусмотрено перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.062006 года №.
Кроме того, заболевание ФИО1 дает ему право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817.
Таким образом, ФИО1 обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения. В свою очередь мать ФИО1 - ФИО2 таким правом не обладает. Наличие у ФИО2 инвалидности по общему заболеванию не дает ей право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку данное заболевание не подпадает под Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определяя надлежащего ответчика по делу и площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 28.2 указанного Федерального закона предусматривает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки.
На основании Закона Алтайского края от 14.09.2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» реализация в Алтайском крае полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 №789, администрация города Барнаула организует учет муниципального жилищного фонда; выделяет для предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно Положению о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 №694, Комитет выступает наймодателем по договорам социального найма и найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
С учетом указанных правовых норм, обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на администрации города, а обязанность по заключению договора социального найма – на комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула.
С учетом распределения полномочий, суд возлагает обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма на администрацию .....
В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» определены нормы предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма и по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования:
1) 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
2) 42 квадратных метра общей площади семье из двух человек;
3) 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 9 метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, ФИО1 с учетом права на дополнительную жилую площадь в размере 9 кв.м. подлежит предоставлению жилое помещение площадью не менее 42 кв.м. (33 кв.м. + 9 кв.м.), а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, то общей площадью не менее 37 кв.м. (28 кв.м. + 9 кв.м.).
В соответствии со ст.9 Закона Алтайского края №136-ЗС жилое помещение подлежит предоставлению ФИО1 в границах муниципального образования по месту жительства, в данном случае – .....
В соответствии со ст. 204, ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая во внимание соблюдение административной процедуры предоставления жилого помещения (проведение аукциона по приобретению жилого помещения, выделение из жилищного фонда жилого помещения для предоставления истцу, заключение договора найма жилого помещения), полагает необходимым установить администрации .... срок для исполнения решения суда – не позднее ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу, что не исключает возможности предоставления жилого помещения и ранее указанного срока.
С учетом вышеизложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию .... не позднее ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить по договору социального найма ФИО1 вне очереди благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилое помещение в границах муниципального образования .... общей площадью в размере не менее 42 квадратных метра, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 37 квадратных метров.
В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Центрального
районного суда г. Барнаула Л.С. Варнавская