№ 2-2306/2021
67RS0003-01-2021-003313-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2022 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,
при секретаре (помощнике судьи) Иваничкиной В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Кропивянской Ольги Алексеевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Кропивянской Ольги Алексеевны на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя Кропивянской О.А. – Тышкевича В.Ю. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области – Ахмадеевой О.А.,
установила:
Кропивянская О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование иска указала, что решением Пенсионного фонда № 193623/20 от 10 декабря 2020 г. ей отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Считала, что ответчиком необоснованно не были включены в стаж для назначения пенсии периоды ее работы:
с 18 сентября 1991 г. по 26 августа 1994 г. (02.11.09) в качестве каменщика 2 разряда ПМК-179 треста «Запэнергострой»,
с 01 апреля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. (00.09.01) в качестве каменщика 3 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройгарант»,
с 01 января 2011 г. по 30 июня 2011 г. (00.06.00) в качестве каменщика 4 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройсбытсервис»,
с 01 июля 2011 г. по 20 ноября 2011 г. (01.04.20) в качестве каменщика 4 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройгарнт-1»,
с 02 сентября 2013 г. по 06 октября 2013 г. (00.01.05), с 19 октября 2013 г. по 18 ноября 2013 г. (00.00.02), с 20 ноября 2013 г. по 31 марта 2014 г. (00.04.12) в качестве каменщика 4 разряда бригады каменщиков ООО «СтройБизнес».
Считала данный отказ необоснованным. Просила обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 8 октября 2020 г., произвести перерасчет пенсии.
В судебное заседание истец Кропивянская О.А. не явилась, ранее в ходе судебного заседания заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что в спорные периоды она работала в должности каменщика в составе комплексной бригады, которой руководил ее супруг. Помимо них в бригаде работали Б. А.М. и В. Л.Г. Они работали на объектах строительства, расположенных, по следующим адресам: г. Смоленск, ул. Гарабурды, д. 25-А; г. Смоленск, ул. Гарабурды, д.17-Д; г. Смоленск, ул. Гарабурды, д.6-Г; Смоленская область, Смоленский р-н, с. Печерск, ул. Школьная, д.10.
Представитель истца по доверенности Тышкевич В.Ю. требования иска поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что работа истца в организациях ООО «Стройгарант», ООО «Стройбытсервис», ООО «Стройгарант-1», ООО «СтройБизнес» фактически являлась для Кропивянской О.А. работой в одной и той же компании. Все переходы между организациями фактически не изменяли место и порядок работы истца. Данные организации работали на строительстве одних и тех же домов, истец работала в одном коллективе в одной и той же бригаде.
То обстоятельство, что данные организации не сдали соответствующие документы в архив, не должно лишать истца прав, гарантируемых ей пенсионным законодательством.
Вместе с тем, учитывая характер работы истца, весь спорный период трудовой деятельности фактически является работой с тяжелыми условиями труда, относящимися к работам, предусмотренным Списком № 2.
Поскольку бригадная форма строительства при возведении многоэтажных жилых зданий в ООО «Стройгарант», ООО «Стройсбытсервис», ООО «Стройгарнт-1», ООО «СтройБизнес» являлась основной, отсутствие первичной документации о создании специальных комплексных бригад (звеньев) каменщиков не свидетельствует о недоказанности их фактического наличия.
Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 октября 2021 г. произведена замена стороны ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Смоленске правопреемником Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее – ГУ – ОПФ РФ по Смоленской области) – Ахмадеева О.А., требования иска не признала, поддержала представленные письменные возражения, дополнительно указав, что истцу обоснованно отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Спорные периоды работы истца не могут быть зачтены в таковой, т.к. главным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является занятость работника на работах в профессиях и должностях, указанных в Списках № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, а именно – каменщик постоянно действующей бригады каменщиков, специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад. Как следует из первичных документов, проверенных пенсионным фондом, таковые в оспариваемые периоды в организациях, где осуществлял свою трудовую деятельность истец, не создавались. Также отсутствуют документы, подтверждающие полную занятость в течение полного рабочего дня в оспариваемые периоды. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 октября 2021 г. Кропивянской О.А. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Кропивянская О.А. просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд ненадлежащим образом оценил представленную ей трудовую книжку, подтверждающую факт ее работы в бригаде каменщиков.
Также полагает, что работодатель уклонялся от уплаты налогов и не представлял на хранение необходимые документы, что не может повлечь нарушение ее прав на досрочное назначение страховой пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области – Ахмадеева О.А. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ) в редакции, действовавшей в период обращения за пенсией, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 этого же Закона).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список №2 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список №2 1956 г.) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку №2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, а работа в период до 01 января 1992 г. может также засчитываться в специальный стаж по списку №2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подразделе "а", поз. 2290000а-12680, предусмотрены каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом, в соответствии с подпунктом "а" по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании изложенного каменщики пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» только работающие постоянно в течение полного рабочего дня в строительном производстве каменщиками в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Из материалов дела следует, что 8 октября 2020 г. Кропивянская О.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в которой ей отказано из-за отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. При этом по состоянию на 8 октября 2020 г. страховой стаж Кропивянской О.А. составил 20 лет 03 месяца 24 дня, льготный стаж – 06 лет 04 месяца 18 дней (требуемый специальный стаж по достижению возраста 50 лет составляет 10 лет 00 месяцев).
Истец оспаривает не включение пенсионным органом в льготный стаж периодов своей работы с 18 сентября 1991 г. по 26 августа 1994 г. (02.11.09) в качестве каменщика 2 разряда ПМК-179 треста «Запэнергострой», с 01 апреля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. (00.09.01) в качестве каменщика 3 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройгарант», с 01 января 2011 г. по 30 июня 2011 г. (00.06.00) в качестве каменщика 4 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройсбытсервис», с 01 июля 2011 г. по 20 ноября 2011 г. (01.04.20) в качестве каменщика 4 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройгарнт-1», с 02 сентября 2013 г. по 06 октября 2013 г. (00.01.05), с 19 октября 2013 г. по 18 ноября 2013 г. (00.00.02), с 20 ноября 2013 г. по 31 марта 2014 г. (00.04.12) в качестве каменщика 4 разряда бригады каменщиков ООО «СтройБизнес».
Ответчик, отказывая истцу во включении спорного периода работы в льготный стаж, сослался на то, что не представлены документы, подтверждающие полную занятость в течение полного рабочего дня и создание комплексной бригады или специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад
Согласно представленным в дело документам, в частности трудовой книжки № Кропивянской О.А. следует, что 18 сентября 1991 г. она была принята на работу в качестве каменщика 2 разряда ПМК-179 треста «Запэнергострой» (приказ № 128-с от 18 сентября 1991 г.), 29 сентября 1992 г. ПМК-179 трест «Запэнергострой» преобразовано в ПМК-179 филиала АО открытого типа «Запэнергострой» (постан. Мэра г. Смоленска № 641 от 29 сентября 1992 г.), 26 августа 1994 г. уволена по собственному желанию по статье 31 КЗоТ РСФСР (приказ 77-к от 15 августа 1994 г.) (л.д.21-22);
01 апреля 2010 г. принята каменщиком 3 разряда в комплексную бригаду каменщиков ООО «Стройгарант» (приказ № 60 от 01 апреля 2010 г.), 31 декабря 2010 г. уволена с работы в порядке перевода - пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 236 от 31 декабря 2010 г.) (л.д. 23);
01 января 2011 г. принята на работу в порядке перевода каменщиком 4 разряда в комплексную бригаду каменщиков ООО «Стройсбытсервис» (приказ № 3 от 01 января 2011 г.), 30 июня 2011 г. уволена с работы в порядке перевода пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 54 от 30 июня 2011 г.) (л.д. 24);
01 июля 2011 г. принята на работу в порядке перевода каменщиком 4 разряда в комплексную бригаду каменщиков ООО «Стройгарант-1» (приказ № 15 от 01 июля 2011 г.), 14 декабря 2011 г. уволена с работы по собственному желанию по статье 77 пункт 3 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 62 от 14 декабря 2011 г.) (л.д.24);
02 сентября 2013 г. принята на работу в качестве каменщика 4 разряда бригады каменщиков ООО «СтройБизнес» (приказ № 26 от 02 сентября 2013 г.), 31 марта 2014 г. трудовой договор расторгнут в связи с истечением срока, пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 18-к от 28 марта 2014 г.) (л.д. 26).
Как следует из представленных сведений ОГКУ «Государственный архив Смоленской области» № 4729 от 08 июля 2020 г. ПМК-179 филиала АО открытого типа «Запэнергострой» приказы о создании комплексных бригад каменщиков за 1991-1994 гг., личные карточки работников, уволенных в 1994 году, на хранение не поступали (л.д.51).
Также представлены копии лицевых счетов МК-179 филиала АООТ «Запэнергострой» передвижной (г. Смоленск) Кропивянской О.А. за 1991-1994 (л..54-61). Вместе с тем, расшифровка шифров за 1991-1994 на хранение не поступали (л.д.53).
Согласно архивной справке № 5860 от 18 августа 2020 г. в документах архивного фонда ООО «Стройгарант-1» приказом директора № 19 от 21 марта 2005 г. Кропивянская О.А. принята на работу в качестве каменщика с 21 марта 2005 г., приказом директора № 80 от 31 марта 2010 г. она уволена с работы 31 марта 2010 г. по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 62).
Аналогичные сведения содержатся в личной карточке работника Кропивянской О.А. (л.д. 63-66).
В соответствии с архивной справкой № 5861 от 18 августа 2020 г. в документах архивного фонда ООО «Стройгарнт-1», в ведомостях на выплату заработной платы работникам за март 2005 г. - октябрь 2008 г., декабрь 2008 г.– май, октябрь-декабрь 2009 г., значится Кропивянская О.А., должность не указана (л.д.67).
Документы ООО «Стройгарант» за апрель-декабрь 2010 г. на хранение в ОГКУ «Государственный архив Смоленской области» не поступали (л.д.68).
Согласно сведениям архивного отдела администрации г. Смоленска № 3229 от 13 августа 2020 г., документы ООО «Стройгарант» на хранение в архивный отдел администрации г. Смоленска не поступали, в связи с чем не представляется возможным предоставить информацию на Кропивянскую О.А. за период ее работы в вышеуказанной организации. Сведениями о местонахождении документов архивный отдел не располагает (л.д.69).
Также не поступали на хранение документы ООО «Стойгарант-1» за 2011 год (л.д.70).
Как следует из сообщения ОГКУ «Государственный архив Смоленской области» № 5862 от 14 августа 2020 г. документы ООО «СтройбытСервис» за 2011 год на хранение не поступали (л.д.73).
Согласно ответу архивного отдела администрации г. Смоленска № 3227 от 13 августа 2020 г. документы ООО «СтройбытСервис» на хранение в архивный отдел администрации г. Смоленска не поступали, в связи с чем не представляется возможным предоставить информацию Кропивянскую О.А. за период работы в вышеуказанной организации. Сведения о местонахождении документов архивный отдел не располагает (л.д.74).
В соответствии со служебной запиской № 67 от 20 августа 2020 г. организация ООО «Стройгарант» с регистрационным номером № состояла на учете УПФР в Ленинском районе г. Смоленска с 17 марта 2010 г. по 28 марта 2016 г., снята с регистрационного учета в связи с ликвидацией (код снятия 01 – ликвидация);
организация ООО «СтройбытСервис» с регистрационным номером № состояла на учете УПФР в Ленинском районе г. Смоленска с 29 апреля 2008 г. по 20 октября 2014 г., снята с регистрационного учета в связи с банкротством (код снятия 03 – банкротство);
организация ООО «Стройгарант-1» с регистрационным номером № состояла на учете УПФР в Ленинском районе г. Смоленска с 19 ноября 2008 г. по 12 марта 2019 г., снята с регистрационного учета в связи с ликвидацией (код снятия 01 – ликвидация).
Вместе с тем, данные организации в Управлении в качестве льготных организаций на учете не состояли, Перечень льготных профессий и должностей не заявляли и не предоставляли (л.д.75).
Согласно сведениям ООО «Строй Бизнес» № 24-П/20-К от 29 октября 2020 г. следует, что приказы о работе Кропивянской О.А. в комплексной бригаде каменщиков в ООО «Строй Бизнес» не издавались, следовательно, подтвердить осуществление ею трудовой деятельности в период с 02 сентября 2013 г. по 31 марта 2014 г. в качестве каменщика 4 разряда в комплексной бригаде каменщиков не представляется возможным (л.д.76).
В пункте 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами отдельных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Работа в должности каменщика без подтверждения факта работы постоянно в бригадах каменщиков или специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад не дает оснований для назначения досрочной пенсии, а надлежащие доказательства, подтверждающие условия и характер работы истца в спорные периоды, в материалы дела не представлены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, исходил из того, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» обладают лица, работающие постоянно в течение полного рабочего дня в строительном производстве каменщиками в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. Имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт постоянной занятости истца в спорные периоды в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, а также отсутствуют сведения после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования о коде льготных условий труда, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для зачета спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку в обжалуемом решении приведено исчерпывающее толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, сведений о работе истца, предоставленных работодателем.
Так, суд первой инстанции на основании материалов дела пришел к верному выводу, что не представлены доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды с 18 сентября 1991 г. по 26 августа 1994 г. (02.11.09), работая в качестве каменщика 2 разряда ПМК-179 треста «Запэнергострой», Кропивянская О.А. работала каменщиком в бригаде каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. В трудовой книжке записи о том, что истец работала каменщиком в специализированной бригаде каменщиков, отсутствуют, по имеющимся архивным материалам установить бригадный характер выполняемой истцом работы в обозначенные периоды невозможно.
Кроме того, в материалах дела также отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем ПМК-179 треста «Запэнергострой», подтверждающие, что Кропивянская О.А. в спорные периоды, работая каменщиком 2 разряда, имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Доводы истца о том, что приказы о создании бригад отсутствуют по независящим от работника причинам, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства работа истца в особых условиях труда доказательствами не подтвердилась.
Судом первой инстанции были проверены и правомерно отклонены доводы Кропивянской О.А. о том, что в периоды с 01 апреля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. (00.09.01) в качестве каменщика 3 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройгарант», с 01 января 2011 г. по 30 июня 2011 г. (00.06.00) в качестве каменщика 4 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройсбытсервис», с 01 июля 2011 г. по 20 ноября 2011 г. (01.04.20) в качестве каменщика 4 разряда в комплексной бригаде каменщиков ООО «Стройгарант-1», с 02 сентября 2013 г. по 06 октября 2013 г. (00.01.05), с 19 октября 2013 г. по 18 ноября 2013 г. (00.00.02) она работала на объектах строительства, расположенных по адресам: г. Смоленск, ул. Гарабурды, д.25-А; г. Смоленск, ул. Гарабурды, д.17-Д; г. Смоленск, ул. Гарабурды, д.6-Г; Смоленская область, Смоленский р-н, с. Печерск, ул. Школьная, д.10.
Как установлено судом и следует из представленных разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, 1 блок-секция жилого дома, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Гарабурды, д. 17 Д, застройщиком ООО «Стройгарант-1» введена 31 июля 2009 г. (л.д.119), 2 блок-секция жилого дома – 11 января 2009 г. (л.д. 120), 3 блок-секция – 30 июня 2008 г. (л.д.121-122), 4 блок-секция – 29 мая 2008 г. (л.д.123).
В указанные периоды времени Кропивянская О.А. еще не была трудоустроена в данную организацию, и работала там позднее, с 01 июля 2011 г. по 20 ноября 2011 г.
Относительно жилого дома, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Гарабурды, д. 25 А, следует, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были получены ООО «Стройгарант-1»: на 1 блок-секцию – 30 июня 2008 г. (л.д.124-125), на 2 блок-секцию – 11 января 2009 г. (л.д.126), на 3 блок-секцию – 26 июня 2009 г. (л.д.127), на 4 блок-секцию – 28 декабря 2009 г. (л.д.128), на 5 блок-секцию – 26 августа 2010 г. (л.д.129), на 6 блок-секцию – 25 августа 2011 г., на 7 блок-секцию – 28 декабря 2011 г. (л.д.131), на 8 блок-секцию – 11 июня 2013 г. (л.д. 132).
В соответствии с представленными сведениями заместителя главы г. Смоленска – начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска – главного архитектора № 10/1766 от 29 июля 2021 г. следует, что согласно федеральной информационной административной системе адрес: г. Смоленск, ул. Гарабурды, д. 6 Г на территории г. Смоленска отсутствует (л.д.133).
Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области сообщила, что разрешение на ввод в эксплуатацию объекта по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-н, с. Печерск, ул. Школьная, д. 10 не выдавалось. Передача разрешительной документации на указанный объект в администрацию не осуществлялась (л.д.159).
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что Кропивянская О.А. принимала участие в строительстве указанных ею объектов недвижимости, возведение которых возможно исключительно бригадным методом. Также не представлено и данных о том, что выполняемая ею работа осуществлялась в течение полного рабочего времени.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для зачета в специальный стаж периодов работы с 02 сентября 2013 г. по 06 октября 2013 г. (00.01.05), с 19 октября 2013 г. по 18 ноября 2013 г. (00.00.02), с 20 ноября 2013 г. по 31 марта 2014 г. (00.04.12) в качестве каменщика 4 разряда бригады каменщиков ООО «СтройБизнес», поскольку они не подтверждены ее работодателем.
Так, работодателем выдана справка, согласно которой характер выполняемой истцом работы в должности каменщика не соответствовал льготной, работник выполнял иную трудовую функцию, за период работы истицы в указанной организации ООО «СтройБизнес» строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию, ремонт зданий и сооружений не осуществляло.
Как установлено судом, истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 24 марта 2003 г.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. №27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, гражданин, претендующий на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может оспорить достоверность таких сведений, предоставленных работодателем, доказав факт выполнения им такой работы в судебном порядке путем предоставления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Как верно указано судом, Кропивянская О.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 24 марта 2003 г., а поэтому периоды работы после этой даты должны быть подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Однако сведения предоставлялись работодателем без указания кода «Особые условия груда».
Следует отметить, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные работодателем (страхователем) в пенсионный орган, Кропивянская О.А. не оспаривала.
Таким образом, при отсутствии документального подтверждения характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы.
Довод истца о том, что сведения о специальном стаже подтверждены записями в ее трудовой книжке основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностям. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня законом не предусмотрено.
В трудовой книжке Кропивянской О.А. содержатся сведения о периодах ее трудовой деятельности по определенным профессиям и в организациях. Данных о характере и условиях выполняемой истцом работы в ее трудовой книжке не содержится.
Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды работы в должности каменщика подлежат включению в специальный стаж, поскольку работа осуществлялась в составе бригады, не могут являться основанием для отмены судебного акта, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подразделе "а", поз. 2290000а-12680, предусмотрены каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
На основании анализа вышеприведенного законодательства судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обладают лица, работающие в строительном производстве каменщиками в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
При этом судебная коллегия отмечает, что работа в должности каменщика без подтверждения факта работы постоянно в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад не дает оснований для назначения досрочной пенсии.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2, являются: документальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены Списком, в том числе с предоставлением доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня с 1 января 1992 года, а также наличие сведений о льготной работе в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании норм материального права.
Приведенные Кропивянской О.А. в апелляционной жалобе доводы о том, что специфика и объем работы свидетельствуют о возможности ее выполнения только бригадным методом, являлись предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полностью соответствует требованиям данной нормы, основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кропивянской Ольги Алексеевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2022 г.