Дело №2-1084/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Вишняковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мейрмановой <З.Г.> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Горно-Алтайске Республики Алтай о восстановлении пропущенного срока на обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, установлении факта родственных отношений,
УСТАНОВИЛ:
Мейрманова З.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ – УПФ России в г.Горно-Алтайске Республики Алтай о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, установлении факта родственных отношений, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать – ФИО14. После её смерти осталась накопительная часть пенсии. Факт родственных отношений с умершей подтверждается свидетельством о рождении. На основании изложенного истец с учетом уточнений просит установить факт родственных отношений и восстановить пропущенный срок для обращения за выплатой пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица ФИО40, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Мейрманова З.Г. в судебном заседании требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда России в г. Горно-Алтайске Беспалова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд считает исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принятия наследства и установлении родственных отношений.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судом установлено, что ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
ФИО16 являлась застрахованным лицом, что представителем ответчика не оспаривается.
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (повторное) родителями Мейрмановой З.Г. являются: отец – ФИО17., матерью – ФИО18.
До заключения брака ФИО19 носила фамилию Ахметова, что подтверждается справкой о заключении брака.
В связи с необходимостью обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица ФИО20, и имеющимися разночтениями в фамилии матери, Мейрманова З.Г. просит установить факт родственных отношений с ФИО21.
Истцом во внесудебном порядке предпринимались попытки установить факт того, что умершая ФИО22 приходится ей матерью, указанной в свидетельстве о рождении как ФИО24, однако установить факт родственных отношений не представилось возможным из-за отсутствия документов, подтверждающих смену фамилии ФИО23 после расторжения брака на Ахметову.
Судом при рассмотрении дела, таковых документов также не было добыто.
При этом, записью акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ за номером 5 установлено, что до заключения брака с ФИО2 носила фамилию ФИО25. Данное обстоятельство также подтверждается показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9
Так допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 суду пояснила, что мать истца ФИО26 приходилась супругой ее брату, ей известно, что до брака и после расторжения брака с ФИО27 умершая ФИО2 носила фамилию ФИО28
Свидетель ФИО8 знала мать истца как ФИО29, поскольку она была ее первой учительницей.
Свидетель ФИО9 суду пояснил, что он приходится дальним родственником истцу и ее матери. Знал мать истца с детства как ФИО30 после вступления в брак ФИО31 сменила фамилию на ФИО3. Он помнит мать истца как ФИО32
На основании изложенного суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела подтверждено, что истец Мейрманова З.Г. действительно является дочерью умершей ФИО33.
Таким образом, требование истца об установлении факта родственных отношений между ней и ее матерью ФИО33 подлежит удовлетворению.
Рассмотрев требование Мейрмановой З.Г. о восстановлении пропущенного срока на обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ФИО33, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из искового заявления установлено, что в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица – ФИО33, истец за выплатой средств пенсионных накоплений после её смерти не обращалась, однако, доводы истца о том, что установленный срок пропущен по уважительной причине, заслуживают внимание по следующим основаниям.
Согласно п.9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741, Территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» установлено, что руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти.
В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств тому, что истец уведомлялся о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершей ФИО33, по установленной форме, ответчиком суду не представлено.
На основании изложенного суд считает, что невыполнение обязанности Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Горно-Алтайске Республики Алтай по извещению правопреемника Мейрмановой З.Г. о возможности получения средств пенсионных накоплений является основанием для восстановления указанного срока.
В связи с чем суд полагает, исковое заявление Мейрмановой З.Г. подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мейрмановой <З.Г.> удовлетворить.
Установить факт того, что ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, является матерью Мейрмановой <З.Г.>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Восстановить Мейрмановой <З.Г.>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица – ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме принято 12 июля 2019 года