УИД: 56RS0N-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 17 мая 2022 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Семиной О.В., при секретаре Кожевниковой В.М., с участием:
истца Кузнецовой Т.В.,
представителя ответчика Булгаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Т. В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж для назначения страховой пенсии по старости с определенной даты,
установил:
Кузнецова Т.В. обратилась с названным иском, указав, что с ... является получателем пенсии по старости. При назначении пенсии пенсионный орган первоначально засчитал в её страховой стаж период обучения в училище при швейной фабрике с 1 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года, однако при перепроверке документов в ... году из её страхового стажа данный период был незаконно исключен, что повлекло уменьшение размера пенсии.
Считая действия УПФР в г. Оренбурге незаконными, истец Кузнецова Т.В. просила суд признать незаконным письменный ответ Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от ... N об отказе во включении в стаж периода с 01 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года; обязать ответчика включить период с ... по ... в страховой стаж, дающий право на увеличение страховой пенсии по п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях»; обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области включить период с 01 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года в стаж как период работы и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с марта 2017 года.
В судебном заседании истец Кузнецова Т.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что в спорный период проходила обучение в фабрично-заводском училище, в котором учеба была совмещена с работой на фабрике, где учащиеся получали заработную плату, после завершения обучения она продолжила работу в данном швейном объединении, при этом не являлась вновь принятой на работу, что подтверждает непрерывный характер её трудовой деятельности, начиная с 1 сентября 1974 года.
Представитель ответчика Булгакова Е.Н., действующая на основании доверенности от ..., просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельное которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 с 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом положениями части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", закрепляющей порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости, предусмотрено, что при исчислении требуемого страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 01 января 2015 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности) могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
До 1 января 1992 года действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях".
Для определения права на пенсию по нормам данного Закона необходимо руководствоваться Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (в части исчисления страхового стажа применяются пункты 108 - 114 Положения).
Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з" пункта 109).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
На основании записей трудовой книжки серии N N судом установлено, что Кузнецова (Захарова) Т.В, ... была принята на работу ученицей в ПТУ на основании приказа от ... N с ..., с ... переведена швеей-мотористкой в цех N по 4 разряду приказом от ... N-к.
Согласно аттестату N, выданному Захаровой Т.В. ..., она с ... по ... обучалась в школе фабрично-заводского ученичества при Оренбургском производственном швейном объединении по профессии портной женского и детского легкого платья.
В соответствии с архивной справкой от ... N, выданной правопреемником школы ФЗУ - ГАПОУ «... колледж», факт обучения Захаровой (Кузнецовой) Т.В. в указанном учебном заведении подтвержден книгой персонального учета учащихся школы ФЗУ при Оренбургском швейном производственном объединении за период с 1972 года по ... год.
Оценивая доводы истца о том, что в период с 1 сентября 1974 года по 14 июля 1976 года она совмещала работу с обучением, суд учитывает правовой статус существовавшего в спорный период учебного заведения, созданного при Оренбургском производственном швейном объединении.
Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года "О государственных трудовых резервах" (Ведомости Верховного Совета СССР, N 37 от 9 октября 1940 г.) для подготовки квалифицированных рабочих кадров были организованы ремесленные и железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения и школы фабрично - заводского обучения с шестимесячным сроком обучения.
Согласно Приказу N 1 Главного управления трудовых резервов при СНК СССР, утвержденному СНК СССР 4 октября 1940 года (СП СССР, 1940, N 25, ст. 604), ремесленным, железнодорожным училищам и школам фабрично - заводского обучения было разрешено выполнять производственные заказы государства.
Указанием Минсоцзащиты РФ от 14 апреля 1993 года N 1-29-У "Некоторые вопросы, связанные с повышением пенсий по статье 110 Закона РСФСР от ... "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривалось, что период учебы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО в годы войны засчитывался в шестимесячный срок, предусмотренный п. "ж" ст. 110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, без истребования документа о работе в период обучения, поскольку обучение в указанных училищах и школах сочеталось с работой.
Тот факт, что в период учебы Кузнецовой Т.В. в училище обучение действительно сочеталось с работой подтвержден представленной архивной справкой от ... N, выданной ГБУ «Государственный архив Оренбургской области», согласно которой в ведомостях начисления заработной платы работникам цеха N за сентябрь 1974 года – июль 1976 года указан итоговый расчет заработной платы учащимся ПТУ общей суммой, что подтверждает доводы истца о начислении учениками училища именно заработной платы за работу в цехе производственного швейного объединения, а не стипендии.
Данный факт также подтверждается тем, что за июль 1976 года Захаровой Т.В. было отработано 23 дня, а также в июле начислены отпускные и премия, что было бы невозможно в том случае, если бы она являлась вновь принятым работником с .... Указанное обстоятельство подтверждено архивной справкой от ... N, копией ведомости начисления заработной платы рабочим цеха N Оренбургского производственного швейного объединения за июль 1976 года.
Доводы ответчика о том, что ФЗУ было переименовано в ПТУ, что исключает возможность учета спорного периода при исчислении страхового стажа, подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждено, что имевшее место ... гола переименование школы ФЗУ в Профессиональное училище швейной промышленности Оренбургской швейной фирмы, сокращенно ПУШП, не повлекло изменения его правового статуса и характера учебы, совмещаемой с работой на швейном объединении.
Указанное переименование подтверждено архивной справкой от ... N, согласно которой школа ФЗУ переименована в ПУШП приказом Министерства легкой промышленности СССР от ... N. В период обучения истца приказом Министерства легкой промышленности РСФСР от ... N предприятие решено именовать Оренбургское производственное швейное объединение. И лишь по окончании периода обучения истца, а именно приказом от ... N училище переименовано в ПТУ согласно архивной справке.
Кроме того, копией приказа от ... N начальника Оренбургского областного управления профтехобразования «Об организации городского профессионально-технического училища в г. Оренбурге» подтверждено, что во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от ... N-р и совместного приказа Министерства легкой промышленности РСФСР и государственного комитета РСФР по профтехобразованию от ... N принятое от Оренбургского производственного швейного объединения Уралшвейпрома профессионально-техническое училище следует именовать городским профессионально-техническим училищем N. Базовым предприятием считать Оренбургское швейное объединение Уралшвейпрома Министерства легкой промышленности. Утвердить ГПТУ N... год план приема учащихся в количестве 370 человек и план выпуска – 350 человек. Финансирование и бухгалтерский учет материальных ценностей ГПТУ N осуществлять через централизованную бухгалтерию N г. Оренбурга.
Таким образом, лишь в 1979 году изменился правовой статус училища, а также характер его финансирования, произошло изменение ведомственной принадлежности учебного заведения с переходом его из производственного ведомства в образовательное, произошло разделение работы и обучения учащихся, тогда как до указанного момента сведений об изменении характера обучения, совмещаемого с работой вы швейном объединении, не имелось.
Таким образом, письменными доказательствами подвержены доводы истца Кузнецовой Т.В. о том, что в спорный период она совмещала обучение с работой в Оренбургском швейном производственном обучении, что согласуется со сведениями трудовой книжки, по окончании училища продолжила работу на том же предприятии, в связи с чем её доводы о наличии оснований для понуждения ответчика включить в страховой стаж указанный период с ... по ... являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно представленному суду решению начальника УПФР в г. Оренбурге от ... не засчитан в стаж Кузнецовой Т.В. период с ... по ..., поскольку в архивных справках нет заработка за указанный период.
Вместе с тем письменным ответом УПФР в г. Оренбурге от ... N на обращение Кузнецовой Т.В. подтверждено, что первоначально при назначении пенсии в её страховой стаж правомерно был засчитан период с ... по ..., однако из содержания данного письма следует, что в последующем спорный период из стажа истца исключен, что повлекло уменьшение размера пенсии.
Согласно пояснениям истца с февраля 2017 года размер её пенсии уменьшился.
С учетом установленных обстоятельств дела, а также с учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, положений ст. 8, 9 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который действовал на дату начала учебы Кузнецовой Т.В. в училище, одновременно являющуюся датой начала трудовой деятельности – ..., когда она была принята ученицей ПУШП Оренбургской швейной фирмы, п. 109 Положения порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, суд приходит к выводу о том что период обучения, совмещаемого с работой с 1 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года подлежит включению в общий страховой стаж истца.
При этом действия ответчика УПФР в г. Оренбурге по исключению из стажа истца спорного периода подлежат признанию незаконными с возложением на ответчика обязанности включить в общий страховой стаж истца период 1 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года и произвести перерасчет размера страховой пенсии с ....
Оспариваемое истцом письмо ОПФР по Оренбургской области от ... с разъяснением Кузнецовой Т.В. порядка расчета назначенной пенсии каких-либо прав истца не нарушило, правовых последствий для исчисления стажа и размера пенсии истца не имело, в связи с чем основания для признания его незаконным у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кузнецовой Т. В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж для назначения страховой пенсии по старости с определенной даты удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге по исключению из страхового стажа периода с 1 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области обязанность включить в страховой стаж Кузнецовой Т. В. период обучения в Профессиональном училище швейной промышленности Оренбургской швейной фирмы при Оренбургском швейном производственном объединении Министерства легкой промышленности с 1 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года и произвести с ... перерасчет размера страховой пенсии по старости Кузнецовой Т. В. с учетом включения в страховой стаж периода с 1 сентября 1974 года по 13 июля 1976 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 июня 2022 года.
Судья: ...
...
...
...