Мотивированное решение
составлено 15.12.2021 г.
Дело № 2-2859/2021
25RS0010-01-2021-004383-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2021 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Иващенко В.А.,
при секретаре Ильиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г. Находка в защиту интересов Тормашева Игоря Сергеевича к администрации Находкинского городского округа, Правительству Приморского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <.........> в защиту интересов Тормашева И.С. обратился в суд с иском к администрации Находкинского городского округа, <.........> о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что прокуратурой <.........> проведена проверка соблюдения жилищных прав Тормашева И.С., по результатам которой установлено, что Тормашев И.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Находкинского городского суда от 03.02.2020г. установлен факт отсутствия у Тормашева И.С. родительского попечения и отнесение его к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением Управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от 01.04.2020г. № 224-р включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа нуждающихся в получении жилого помещения. Тормашев И.С. достиг 18-летнего возраста, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Поскольку Тормашев И.С. проживает на территории Находкинского городского округа, то исполнителем обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является администрация Находкинского городского округа. Право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тормашевым И.С. фактически не реализовано, он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения, собственником помещения, расположенного на территории Российской Федерации. При этом, Тормашев И.С. относится в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18-летнего возраста, следовательно, имеет право на предоставление администрацией Приморского края благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда. До настоящего времени Тормашеву И.С. администрацией Приморского края жилое помещение не предоставлено. Ненадлежащее исполнение администрацией Находкинского городского округа своих обязанностей повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Тормашева И.С., который ввиду наличия заболевания не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд. Просит возложить на Правительство Приморского края обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Находкинского городского округа на приобретение Тормашеву И.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Находкинского городского округа Приморского края, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность предоставить Тормашеву И.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не менее 26 квадратных метров, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Находкинского городского округа Приморского края, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края в течение 2 месяцев с даты поступления денежных средств.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил возложить на Правительство Приморского края обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение Тормашеву И.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность приобрести Тормашеву И.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение 2 месяцев с даты поступления денежных средств.
В судебном заседании помощник прокурора г.Находка Радохлеб Л.В. исковые требования поддержала с учетом уточнения по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Тормашев И.С. достиг 18-летнего возраста, однако в установленном законом порядке ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Правительство Приморского края в силу действующих норм обязано обеспечить финансирование администрации Находкинского городского округа для приобретения Тормашеву И.С. жилого помещения. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании истец Тормашев И.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным прокурором г. Находка, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Находкинского городского округа Ижко О.В., действующая по доверенности от 12.02.2021г., в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, представила письменный отзыв и дополнения к отзыву на исковое заявление, из которых следует, что в случае удовлетворения исковых требований, при установлении срока исполнения решения суда, администрация просит учесть ранее представленные объяснения о сложившейся практике закупок жилых помещений для указанной категории граждан на территории Находкинского городского округа. В настоящее время ввиду отсутствия на рынке недвижимого имущества Находкинского городского округа жилых помещений, отвечающих требованиям к функциональным, техническим, эксплуатационным и качественным характеристикам жилых помещений, приобретаемых органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края с целью исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, сроки приобретения жилых помещений увеличиваются. В 2021г. на осуществление мероприятий по закупке 9 жилых помещений понадобилось 8 месяцев и проведение более 75 аукционов. С даты размещения в единой информационной системе документации о проведении закупки и до даты оформления права собственности муниципального образования на жилое помещение проходит не менее 3 месяцев. На подготовку пакета документов для регистрации права собственности органа местного самоуправления на объект недвижимого имущества также требуется время. После регистрации права собственности указанное имущество подлежит включению в казну Находкинского городского округа, а затем в специализированный жилищный фонд муниципального образования для дальнейшего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения. На осуществление процедур после заключения контракта с победителем конкурса необходимо 30 дней. Исходя из изложенного, в случае удовлетворения исковых требований, администрация не сможет исполнить возложенную обязанность по приобретению жилого помещения в течение 2 месяцев с даты поступления средств, в связи с чем, просит установить срок исполнения ответчиком решения суда 6 месяцев с даты поступления денежных средств.
Представитель ответчика Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Из письменного дополнения к отзыву на уточненное исковое заявление следует, что администрацией Находкинского городского округа обеспечение сирот жильем осуществляется в связи с наделением государственными полномочиями в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 г. № 412-КЗ. Формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края. На осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями Находкинскому городскому округу предоставляется субвенция министерством образования Приморского края, как главным распорядителем средств бюджета. Тормашев И.С. включен в список. Исполнение решения суда по обеспечению жилым помещением будет осуществляться администрацией Находкинского городского округа за счет предоставляемой субвенции. По информации министерства образования Приморского края, им как главным распорядителем средств бюджета, со всеми муниципальными образования края, в том числе администрацией Находкинского городского округа, заключены соглашения. Соглашением 8-К-2021 от 23.12.2020г. администрации Находкинского городского округа доведены средства краевого бюджета в сумме 26 439 900 руб. на предоставление 10 жилых помещений детям-сиротам. Лимиты бюджетных обязательств доведены 24.12.2020г. На текущую дату администрацией Находкинского городского округа приобретены и распределены 9 квартир. Письмом от 13.10.2021г. администрация Находкинского городского округа запросила для приобретения десятой квартиры дополнительного из краевого бюджета 619 760 руб. Данное ходатайство учтено при перераспределении средств краевого бюджета и федерального бюджета на заседании Бюджетной комиссии 08.11.2021г., внесены соответствующие изменения 24.11.2021г. Истец, требуя возложить обязанности обеспечить финансирование, не доказал то, что администрации Находкинского городского округа недостаточно финансовых средств для приобретения жилого помещения во исполнение решения суда, равно как и не представил доказательств того, что администрация Находкинского городского округа обращалась за увеличением финансирования субвенции на исполнение государственных полномочий в Правительство Приморского края или к министерству образования Приморского края, как к главному распорядителю средств, и ими было отказано в предоставлении либо в увеличении финансирования. Просит в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Правительство Приморского края профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение Тормашеву И.С. благоустроенного жилого помещения отказать.
В порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика.
Суд, выслушав помощника прокурора г. Находка, истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч 3 ст. 7 Закона Приморского края от 24.12.2018 г. № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на территории муниципального образования Приморского края, на территории которого лицо подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со списком, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования Приморского края и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям действующего законодательства.
Таким образом, государственные полномочия Правительства Приморского края по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации Находкинского городского округа.
Судом установлено, что Тормашев И.С. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края.
Решением Находкинского городского суда от 03.02.2020г. по делу № требование Тормашева И.С. об установлении факта отсутствия родительского попечения над детьми удовлетворено, установлен юридический факт того, то Тормашев И.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
На основании распоряжения управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от 01.04.2020г. № 224-р Тормашев И.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Приморского края.
Вместе с тем, до настоящего времени Тормашеву И.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела ответчиками.
Из материалов дела следует, что Тормашев И.С. собственником объектов недвижимости не является. В судебном заседании установлено, что Тормашев И.С. нуждается в жилом помещении.
Доводы Правительства Приморского края об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению финансирования администрации Находкинского городского округа суд находит несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 14 Закона Приморского края от 06.12.2018 г. № 412-КЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счёт средств краевого бюджета.
23.12.2020г. между Министерством образования Приморского края и администрацией Находкинского городского округа заключено соглашение №8-К-2021 о предоставлении субвенции из краевого бюджета бюджету Находкинского городского округа на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в 2021г.
13.09.2021г. главой администрации Находкинского городского округа направлено уведомление об увеличении лимитов бюджетных ассигнований в адрес заместителя председателя Правительства Приморского края - министру образования Приморского края, из которого следует, что по состоянию на 09.09.2021г. администрацией Находкинского городского округа приобретено 9 жилых помещений на общую сумму 24 071 660 руб., просит увеличить лимиты бюджетных ассигнований на субвенции из краевого бюджета на сумму 619 760 руб., в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилья в Находкинском городском округе.
Как было указано ответчиком, данное ходатайство учтено при перераспределении средств краевого бюджета и федерального бюджета на заседании Бюджетной комиссии 08.11.2021г., внесены соответствующие изменения 24.11.2021г., в том числе в таблицу 61 в приложении № 15 к Закону Приморского края о краевом бюджете в части увеличения субвенции Находкинскому городскому округу (Закон Приморского края от 25.11.2021г. № 16-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»).
При этом, обстоятельств, освобождающих администрацию Находкинского городского округа от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Тормашеву И.С. не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Приморского края от 24.12.2018 г. № 433-КЗ в муниципальный специализированный жилищный фонд включается жилое помещение общей площадью не менее 26 квадратных метров, но не менее установленной на территории данного муниципального образования нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, Тормашев И.С., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенный в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения, жилым помещением администрацией Находкинского городского округа до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что невыполнение ответчиком администрацией Находкинского городского округа обязанности по приобретению Тормашеву И.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда привело к нарушению жилищных прав Тормашева И.С.
С учетом изложенного, на администрацию Находкинского городского округа должна быть возложена обязанность по приобретению жилого помещения Тормашеву И.С. по договору найма специализированного жилого помещения. Однако, выполнение администрацией Находкинского городского округа обязанности по приобретению Тормашеву И.С. жилого помещения зависит от поступления денежных средств из краевого бюджета на указанные цели.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные и.о. прокурора требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд также соглашается с мнением прокурора о том, что установление срока для устранения данных нарушений в части требований о возложении на Правительство Приморского края обязанности финансирования администрации Находкинского городского округа для приобретения Тормашеву И.С благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным и разумным для исполнения указанных обязанностей.
Суд находит необходимым, с учетом пояснений представителя ответчика, установить администрации Находкинского городского округа срок для исполнения обязанности по приобретению Тормашеву И.С. жилого помещения по договору специализированного найма в течение четырех месяцев с даты поступления денежных средств, поскольку по мнению суда, указанный срок является достаточным для исполнения ответчиком данной обязанности.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора <.........> в защиту интересов Тормашева Игоря Сергеевича к администрации Находкинского городского округа, <.........> о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Возложить на <.........>, ИНН: 2540037030; ОГРН: 1022502275168; адрес местонахождения: 690110, <.........>, обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Находкинского городского округа, ИНН: 2508020000; ОГРН: 1022500699704; место нахождения: <.........>, Находкинский проспект, <.........>, на приобретение Тормашеву Игорю Сергеевичу, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженцу <.........>, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Находкинского городского округа, ИНН: 2508020000; ОГРН: 1022500699704; место нахождения: <.........>, Находкинский проспект, <.........>, обязанность приобрести Тормашеву Игорю Сергеевичу, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженцу <.........>, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение четырех месяцев с даты поступления денежных средств.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <.........>вой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Иващенко