Судья: Галяутдинова Д.И. УИД 16RS0050-01-2019-003175-85
дело в суде первой инстанции № 2а-3383/2019
дело в суде апелляционной инстанции № 33а-15333/2019
учет № 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 октября 2019 года г.Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.
судей Шакуровой Н.К., Моисеевой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителя начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 27 июня 2019 года, которым постановлено: административное исковое заявление Хабибуллиной Фании Назиповны удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани за подписью заместителя начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Андреянова М.В. от 01.04.2019 № ИЖС1/0/681 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, обязав устранить нарушения прав и законных интересов Хабибуллиной Ф.Н.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчиков, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабибуллина Ф.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее – ИК МО г.Казани), Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – МКУ «УГР ИК МО г.Казани») об оспаривании уведомления и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В обоснование указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>. В целях строительства на указанном земельном участке жилого дома она подала уведомление о планируемом индивидуальном жилищном строительстве со схематичным изображением планируемого строительства. Однако в ее адрес направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке, по мотиву, что объект индивидуального жилищного строительства выходит за границу места допустимого размещения, пересекает красную линию.
В связи с этим, административный истец просил признать незаконным уведомление от 01.04.2019 № ИЖС1/0/681 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: <адрес> обязав устранить нарушения прав и законных интересов истца.
Ответчики иск не признали.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчики просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам, в том числе, жилым.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Из пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Статьёй 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно пункту 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
В силу пункта 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Из дела следует, что Хабибуллина Ф.Н. является собственником земельного участка, площадью 827 кв.м., с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>
Земельный участок относится к категории земель - земли населённых пунктов и имеет вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки.
19.03.2019 Хабибуллина Ф.Н. обратилась в МКУ «УГР ИК МО г.Казани» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением ИК МО г.Казани от 01.04.2019 № ИЖС1/0/681 Хабибуллина Ф.Н. поставлена в известность о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что планируемый объект индивидуального жилищного строительства выходит за границу места допустимого размещения и пересекает красную линию.
Судом установлено, что земельный участок административного истца расположен в составе жилой застройки и в силу пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предназначен для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка не имеется.
Правоустанавливающие документы на земельный участок не содержат сведений о том, что данный участок расположен на землях общего пользования.
Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Сведений о том, что на спорном земельном участке планируется строительство объектов, поименованных в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо о резервировании или изъятии земельного участка для последующего выкупа для государственных или муниципальных нужд, о наличии обременений в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в материалах дела нет.
Размещение в границах земельного участка административного истца объектов местного значения, в рассматриваемом случае является планируемым, а не существующим.
Проектные красные линии, на которые имеется ссылка в отзыве МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» на административный иск, не отражены в Генеральном плане г.Казани, в Правилах землепользования и застройки г.Казани; проект планировки спорной территории, являющийся правовым основанием для утверждения красных линий, не разработан и не утверждён; сведения об утверждении проекта красных линий (с указанием их координат) в качестве самостоятельного проекта отсутствуют.
Таким образом, красные линии в предусмотренном законом порядке на территории земельного участка административного истца не установлены.
Оспариваемое уведомление нарушает права административного истца, предусмотренные статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а также создаёт препятствия к осуществлению права на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьями 263 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд удовлетворил административный иск.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 27 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителя начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи