Решение по делу № 2-3380/2024 от 12.08.2024

Дело УИД № 70RS0004-01-2024-004379-66

Производство № 2-3380/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2024 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Суздальцевой Т.И.

при секретаре Зотевой М.В.,

с участием истца Лебедевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Лебедевой АА к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированных жилых помещений,

установил:

Лебедева А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец ФИО13. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ она была передана под опеку бабушке ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. До ... г. проживала с опекуном в <адрес>. В ... окончила 9 классов, после чего уехала в ..., где в ... г. поступила в ОГБПОУ «...», который окончила по специальности агроном. С ... г. живет в г. Томске, зарегистрирована по адресу: <адрес> с сыном ФИО16. С ДД.ММ.ГГГГ её сын посещает детский сад <адрес> В ... г. обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в соответствующий список. Распоряжением администрации Советского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, так как она уже включена в Список на территории Томской области в муниципальном образовании «Белоярское городское поселение». До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Определением судьи от 20.09.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Томской области.

Истец Лебедева А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска, представитель третьего лица Администрации Томской области, представитель Администрации Белоярского городского поселения в судебное заседание не явились.

В отзыве представитель третьего лица Администрации Томской области просит в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что распоряжением ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Причиной отказа во включении в Список Лебедевой А.А. явилось то обстоятельство, что истец постановлением Администрации Белоярского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ уже была включена в соответствующий Список на территории Белоярского городского поселения. Распоряжение администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ законно, принято уполномоченным органом и в соответствии с процедурой, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397. В целях реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, который подлежат обеспечению жилыми помещениями, Белоярскому городскому поселению подлежат выделению соответствующие субвенции из областного бюджета. Считает, что возможность обеспечения жилым помещением Лебедевой А.А. как лица из числа детей-сирот возможна на территории муниципального района, в котором она включена в Список, а именно на территории Белоярского городского поселения.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст. 1 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лебедева А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является ФИО17 отцом ФИО18 (повторное свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

Отец истца ФИО19 умер ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти серии ...).

Решением Верхнкетского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО21 лишена родительских прав в отношении Лебедевой А.А., ФИО20

На основании постановления администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ временным опекуном несовершеннолетней Лебедевой А.А. назначена ФИО22

ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО23 умерла (свидетельство о смерти серии ...).

Таким образом, Лебедева А.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Лебедева А.А. состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области с ДД.ММ.ГГГГ. Право на получение жилого помещения на территории Белоярского поселения Верхнекетского района Томской области не реализовала.

ДД.ММ.ГГГГ Лебедева А.А. окончила ОГБПОУ «...», срок освоения образовательной программы ..., с ДД.ММ.ГГГГ является студенткой второго курса ... и обучается по очной форме.

Лебедева А.А. является матерью ФИО24, который с ДД.ММ.ГГГГ посещает муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ...

По сведениям о регистрации по месту жительства, содержащихся в паспорте серии ... на имя Лебедевой А.А., последняя с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> Кроме истца Лебедевой А.А. в названном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован её сын ФИО25

Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО26

Фактически истец Лебедева А.А. с сыном ФИО27 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>

Названное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО28

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Лебедевой А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости.

Данные обстоятельства подтверждаются дипломом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ..., адресной справкой Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Советскому району г. Томска УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении серии ..., справкой муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида ..., ответом УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ..., уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ...

Соответственно судом установлено, что Лебедева А.А. не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя жилого помещения, не является собственником жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, в ... г. Лебедева А.А. обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением администрации Советского района г. Томска от ... Лебедевой А.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с включением ее в Список на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Томской области (распоряжение от 05.07.2024 № 562, выписка из протокола комиссии по оценке и попечительству администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей­ сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части первой пункта 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, исходя из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Аналогичного рода разъяснения даны в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2020).

Предоставление жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Как предусмотрено п. 2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель определил, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеуказанной категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц, и в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае передачи государственного полномочия по обеспечению жильем детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из их числа, органам местного самоуправления, то финансирование в виде субвенций предоставляется на эти цели из бюджета Томской области.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Судом установлено, что с ... года Лебедева А.А. в связи с обучением на очной форме в ...» проживает в г. Томске, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>

Анализ изложенного свидетельствует о том, что истец постоянно проживает в г. Томске.

При установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание, что Лебедева А.А. включена в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей из их числа, достигла возраста 23 лет, но не обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд с учетом приведенных выше положений закона в их взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что Лебедева А.А. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из ... на постоянное место жительства в г. ..., не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Доводы третьего лица администрации Томской области об обратном со ссылками на законодательство Томской области, регулирующее порядок выделения субвенций местным бюджетам из областного бюджета на указанные цели, не опровергают выводы суда. То, что в соответствии с Методикой распределения субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями посредством предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по распределению субвенций» (Приложение № 1 к Закону Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ), общий объем субвенций местному бюджету на очередной финансовый год определяется по численности детей, включенных в Список, сформированный на территории соответствующего муниципального района, не означает, что обеспечение жилым помещением такого лица возможно только на территории того муниципального района, в котором он включен в список.

Пунктами 6, 7 названной Методики распределения субвенций предусмотрена возможность перераспределения средств субвенций, выделенных бюджетам поселений в текущем году, а также уменьшения объема субвенций, в связи с чем доводы третьего лица о том, что обеспечение жилым помещением должно осуществляться по месту включения истца в соответствующий список, суд находит несостоятельными. К тому же истец Лебедева А.А. до настоящего времени специализированным жилым помещением не обеспечена, и суду не представлено доказательств того, что бюджету Белоярского городского поселения уже выделены субвенции на реализацию Списка, в который был включена Лебедева А.А.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Истцом заявлено требование о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.

Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33 кв.м для одиноко проживающего гражданина.

Поскольку судом установлено, что Лебедева А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории Томской области, в установленном порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, до достижения 23 лет, не обеспечена жилым помещением, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства действующего на момент принятия решения, должна быть не менее 33 кв.м.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) предоставить Лебедевой АА, ..., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) Т.И. Суздальцева

...

...

Дело УИД № 70RS0004-01-2024-004379-66

Производство № 2-3380/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2024 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Суздальцевой Т.И.

при секретаре Зотевой М.В.,

с участием истца Лебедевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Лебедевой АА к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированных жилых помещений,

установил:

Лебедева А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец ФИО13. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ она была передана под опеку бабушке ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. До ... г. проживала с опекуном в <адрес>. В ... окончила 9 классов, после чего уехала в ..., где в ... г. поступила в ОГБПОУ «...», который окончила по специальности агроном. С ... г. живет в г. Томске, зарегистрирована по адресу: <адрес> с сыном ФИО16. С ДД.ММ.ГГГГ её сын посещает детский сад <адрес> В ... г. обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении в соответствующий список. Распоряжением администрации Советского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, так как она уже включена в Список на территории Томской области в муниципальном образовании «Белоярское городское поселение». До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Определением судьи от 20.09.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Томской области.

Истец Лебедева А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска, представитель третьего лица Администрации Томской области, представитель Администрации Белоярского городского поселения в судебное заседание не явились.

В отзыве представитель третьего лица Администрации Томской области просит в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что распоряжением ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Причиной отказа во включении в Список Лебедевой А.А. явилось то обстоятельство, что истец постановлением Администрации Белоярского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ уже была включена в соответствующий Список на территории Белоярского городского поселения. Распоряжение администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ законно, принято уполномоченным органом и в соответствии с процедурой, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397. В целях реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, который подлежат обеспечению жилыми помещениями, Белоярскому городскому поселению подлежат выделению соответствующие субвенции из областного бюджета. Считает, что возможность обеспечения жилым помещением Лебедевой А.А. как лица из числа детей-сирот возможна на территории муниципального района, в котором она включена в Список, а именно на территории Белоярского городского поселения.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст. 1 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лебедева А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является ФИО17 отцом ФИО18 (повторное свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

Отец истца ФИО19 умер ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти серии ...).

Решением Верхнкетского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО21 лишена родительских прав в отношении Лебедевой А.А., ФИО20

На основании постановления администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ временным опекуном несовершеннолетней Лебедевой А.А. назначена ФИО22

ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО23 умерла (свидетельство о смерти серии ...).

Таким образом, Лебедева А.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке Администрации Белоярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Лебедева А.А. состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области с ДД.ММ.ГГГГ. Право на получение жилого помещения на территории Белоярского поселения Верхнекетского района Томской области не реализовала.

ДД.ММ.ГГГГ Лебедева А.А. окончила ОГБПОУ «...», срок освоения образовательной программы ..., с ДД.ММ.ГГГГ является студенткой второго курса ... и обучается по очной форме.

Лебедева А.А. является матерью ФИО24, который с ДД.ММ.ГГГГ посещает муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ...

По сведениям о регистрации по месту жительства, содержащихся в паспорте серии ... на имя Лебедевой А.А., последняя с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> Кроме истца Лебедевой А.А. в названном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован её сын ФИО25

Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО26

Фактически истец Лебедева А.А. с сыном ФИО27 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>

Названное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО28

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Лебедевой А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости.

Данные обстоятельства подтверждаются дипломом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ..., адресной справкой Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Советскому району г. Томска УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении серии ..., справкой муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида ..., ответом УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ..., уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ...

Соответственно судом установлено, что Лебедева А.А. не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя жилого помещения, не является собственником жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, в ... г. Лебедева А.А. обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о включении её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением администрации Советского района г. Томска от ... Лебедевой А.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с включением ее в Список на территории муниципального образования «Белоярское городское поселение» Томской области (распоряжение от 05.07.2024 № 562, выписка из протокола комиссии по оценке и попечительству администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей­ сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части первой пункта 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, исходя из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Аналогичного рода разъяснения даны в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2020).

Предоставление жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Как предусмотрено п. 2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, формирование Списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель определил, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеуказанной категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц, и в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае передачи государственного полномочия по обеспечению жильем детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из их числа, органам местного самоуправления, то финансирование в виде субвенций предоставляется на эти цели из бюджета Томской области.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Судом установлено, что с ... года Лебедева А.А. в связи с обучением на очной форме в ...» проживает в г. Томске, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>

Анализ изложенного свидетельствует о том, что истец постоянно проживает в г. Томске.

При установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание, что Лебедева А.А. включена в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей из их числа, достигла возраста 23 лет, но не обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд с учетом приведенных выше положений закона в их взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что Лебедева А.А. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из ... на постоянное место жительства в г. ..., не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Доводы третьего лица администрации Томской области об обратном со ссылками на законодательство Томской области, регулирующее порядок выделения субвенций местным бюджетам из областного бюджета на указанные цели, не опровергают выводы суда. То, что в соответствии с Методикой распределения субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями посредством предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по распределению субвенций» (Приложение № 1 к Закону Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ), общий объем субвенций местному бюджету на очередной финансовый год определяется по численности детей, включенных в Список, сформированный на территории соответствующего муниципального района, не означает, что обеспечение жилым помещением такого лица возможно только на территории того муниципального района, в котором он включен в список.

Пунктами 6, 7 названной Методики распределения субвенций предусмотрена возможность перераспределения средств субвенций, выделенных бюджетам поселений в текущем году, а также уменьшения объема субвенций, в связи с чем доводы третьего лица о том, что обеспечение жилым помещением должно осуществляться по месту включения истца в соответствующий список, суд находит несостоятельными. К тому же истец Лебедева А.А. до настоящего времени специализированным жилым помещением не обеспечена, и суду не представлено доказательств того, что бюджету Белоярского городского поселения уже выделены субвенции на реализацию Списка, в который был включена Лебедева А.А.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Истцом заявлено требование о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.

Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33 кв.м для одиноко проживающего гражданина.

Поскольку судом установлено, что Лебедева А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории Томской области, в установленном порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, до достижения 23 лет, не обеспечена жилым помещением, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства действующего на момент принятия решения, должна быть не менее 33 кв.м.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) предоставить Лебедевой АА, ..., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) Т.И. Суздальцева

...

...

2-3380/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедева Анастасия Анатольевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Другие
Администрация Белоярского сельского поселения
Администрация Томской области
Суд
Советский районный суд г.Томска
Дело на странице суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2024Передача материалов судье
19.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2024Подготовка дела (собеседование)
30.10.2024Подготовка дела (собеседование)
30.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее