Дело № 2-221/2024 (№ 2-1580/2023)
65RS0005-02-2023-001591-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2024 года г. Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Макеевой Я.Н.,
при секретаре судебного заседания Цупко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голайко О. К. к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок,
установил:
Голайко О.К. обратилась в суд с иском к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности предоставить бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м.
В обоснование иска указала, что ответчиком отказано в предоставлении в собственность земельного участка, ранее находящегося в безвозмездном пользовании истца на основании договора № от 29 октября 2018 года, поскольку границы земельного участка пересекают границы Охотского месторождения морских песков. В целях решения вопроса о предоставлении земельного участка ответчиком предложено изменить местоположение границ используемого земельного участка с уменьшением его площади, с чем истец не согласна. У ответчика отсутствуют правовые основания для отказа в оформлении спорного земельного участка в собственность истца, поскольку при его предоставлении в безвозмездное пользование изначально учитывалось нахождение в границах водоохранной зоны, предусматривающее запрет на добычу полезного ископаемого (морского песка).
Истец Голайко О.К. в судебное заседание не явилась. Извещалась судом по указанному ею в иске адресу проживания, судебная корреспонденция указанным лицом не получена.
Представитель истца В. в судебном заседании поддержал доводы иска по изложенным в нем основаниям, настаивал на его удовлетворении. Указал, что при предоставлении и в период безвозмездного пользования земельным участком истец не была уведомлена о наличии оснований для отказа в дальнейшем предоставлении его в собственность, владение осуществлялось на законных основаниях. Истцом в границах земельного участка был построен жилой дом. Отметил, что протоколом № заседания территориальной комиссии от 15.05.1991 года не установлено координатное описание Охотского месторождения морских песков, а его координаты, указанные в письме министерства экологии и устойчивого развития от 05.07.2023 года №, ничем не подтверждены.
Представитель ответчика администрации Корсаковского городского округа Б. просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указала, что испрашиваемый земельный участок, ранее предоставленный истцу на основании договора безвозмездного пользования, расположен в границах Охотского месторождения морских песков, запасы которого поставлены на баланс запасов полезных ископаемых на основании Протокола заседания территориальной комиссии № от 1991 г. Координаты границ участков недр, расположенных в районе села <адрес>, внесены в систему координат с помощью программного комплекса АРГО на основании сведений, полученных органом местного самоуправления из письма министерства экологии и устойчивого развития от 05.07.2023 года №, в результате чего выявлено нахождение предоставленного Голайко О.К. земельного участка в границах недр, поставленных на государственный баланс. Отметила, что на момент предоставления истцу земельного участка в безвозмездное пользование, администрация Корсаковского городского округа не владела сведениями о границах Охотского месторождения морских песков. Ввиду нахождения земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых в предоставлении Голайко О.К. данного объекта недвижимости в собственность отказано на основании пункта 15 статьи 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Третье лицо министерство экологии и устойчивого развития Сахалинской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца и представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных, в том числе на территории Сахалинской области, урегулированы Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ) (статья 1).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ федеральная информационная система для предоставления гражданам земельных участков должна содержать сведения о местоположении границ территорий, земель, зон, которые указаны в части 3 статьи 2 и статье 7 настоящего Федерального закона и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений части 4 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ следует, что земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.
По истечении четырех лет и шести месяцев со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком гражданину по его выбору (за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи) земельный участок предоставляется при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, в аренду, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ гражданин, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет.
Согласно пункту 15 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок находится на площадях залегания полезных ископаемых, запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Из смысла приведенных норм следует, что возникновение права собственности на земельный участок в порядке Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ является производным от права безвозмездного пользования таким участком, следовательно, в случае, если при рассмотрении заявления на предоставление земельного участка в собственность выявлены основания для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, то такой участок не подлежит предоставлению на каком-либо виде права, в том числе на праве собственности.
В соответствии с частью 21.2 статьи 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в случае, если при установлении на местности границ земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину, выявлено фактическое пересечение или совпадение с границами одного или нескольких земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, либо пересечение с границами муниципального образования, либо с границами территорий, земель, зон, в которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении местоположения границ указанного земельного участка или об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и предоставлении ему другого земельного участка, сведения о котором ранее внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с приложением материалов, подтверждающих такие пересечение или совпадение.
Частью 21.4 статьи 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ предусмотрено, что в случае поступления заявления об изменении местоположения границ земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления указанного заявления, подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с указанным заявлением:
1) возможные варианты схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте с учетом изменения местоположения границ земельного участка. При этом в случае невозможности подготовки схемы размещения земельного участка без уменьшения площади земельного участка площадь земельного участка с письменного согласия гражданина может быть уменьшена;
2) перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 29 октября 2018 года между Голайко О.К. и администрацией Корсаковского городского округа на основании Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ был заключен договор №, в соответствии с которым Голайко О.К. в безвозмездное пользование сроком на 5 лет предоставлен земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
03 октября 2023 года, то есть до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования, в администрацию Корсаковского городского округа поступило заявление Голайко О.К. о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Решением администрации Корсаковского городского округа, изложенным в письме от 09 октября 2023 года, в предоставлении земельного участка в собственность отказано со ссылкой на пункт 15 статьи 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, поскольку испрашиваемый земельный участок находится на площадях залегания полезных ископаемых, запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Согласно статье 1.2. Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах») недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В силу статьи 2.3. Закона «О недрах» к участкам недр местного значения относятся, в частности, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии со статьей 31 Закона «О недрах» с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, которые утверждаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Как следует из письма министерства экологии и устойчивого развития Сахалинской области от 08 февраля 2024 года границы Охотского месторождения морских песков установлены на основании работ по доразведке месторождения, которые были выполнены в период с 1988 по 1990 г.г. Дальневосточной комплексной геологической партией производственного объединения «<...>». По результатам указанных работ был подготовлен «Отчет о доразведке Охотского месторождения строительных песков с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.1991 г». По результатам рассмотрения указанного отчета территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых при ПГО «Сахалингеология» были утверждены запасы Охотского месторождения строительных песков.
Как следует из представленного суду протокола № заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при ПГО «Сахалингеология» от 15 мая 1991 года Охотское месторождение строительных песков не имело утвержденных границ и соответственно государственного кадастрового учета, а, следовательно, и не имело точных координат месторасположения.
Приведенное обстоятельство в период предоставления 29 октября 2018 года Голайко О.К. земельного участка с кадастровым номером № в безвозмездное пользование породило определенную неясность относительно наличия либо отсутствия ограничений в его использовании, в связи с чем, формально не исключалась возможность его предоставления.
Письмом министерства экологии и устойчивого развития Сахалинской области от 05 июля 2023 года № в адрес администрации Корсаковского городского округа были направлены координаты границ участков недр местного значения, расположенных в районе села Охотское Корсаковского городского округа, в частности, Охотского месторождения участка по протоколу ТКЗ 1991 г., №.
В ходе рассмотрения дела в материалы была представлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером № в программном комплексе АРГО, на которой отображены границы данного земельного участка и границы Охотского месторождения морских песков, из которой видно, что большая часть испрашиваемого Голайко О.К. земельного участка расположена в границах участка недр местного значения на площади залегания полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс запасов, что исключает возможность его предоставления органом местного самоуправления гражданам.
При этом следует отметить, что правильность установления местоположения границ Охотского месторождения морских песков и спорного земельного участка и их учета в государственном кадастре недвижимости в судебном либо ином порядке заинтересованными лицами не оспорена.
Из материалов дела также следует, что ответчиком в соответствии с частью 21.4. статьи 8 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ с целью реализации права истца на предоставление в собственность ранее используемого земельного участка произведена корректировка его границ в части исключения пересечения с границами Охотского месторождения морских песков и подготовлена схема размещения земельного участка с кадастровым номером № на публичной кадастровой карте с учетом изменения местоположения границ этого участка.
Доводы истца о том, что при изменении местоположения границ используемого земельного участка существенно уменьшится его площадь, что приведет к нарушению прав Голайко О.К., нельзя признать состоятельными.
Правилами землепользования и застройки Корсаковского городского округа, утвержденными решением Собрания Корсаковского городского округа от 06.09.2013 года № 89, установлены предельные размеры земельных участков с разрешенным видом их использования «для ведения личного подсобного хозяйства»: минимальный размер (площадь) – 600 кв.м., максимальный размер – 2000 кв.м.
После произведенной органом местного самоуправления корректировки местоположения границ земельного участка, предлагаемого к выделению в собственность истцу, его площадь составила 1820 кв.м., что более чем в три раза превышает минимальный размер площади, установленной указанными выше правилами. При этом, ранее возведенный истцом жилой дом с кадастровым номером № останется в пределах измененных границ земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание предмет и основание заявленных истцом исковых требований, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования о возложении обязанности на ответчика предоставить в собственность Голайко О.К. земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Поскольку в удовлетворении заявленных исковых требований отказано, меры обеспечения иска в виде запрета администрации Корсаковского городского округа совершать действия по изменению местоположения границ спорного земельного участка с кадастровым номером №, наложенные определением суда от 01.12.2023 года, подлежат отмене после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных Голайко О. К. исковых требований к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., отказать.
После вступления решения суда в законную силу отменить меры по обеспечению иска, принятые определением от 01 декабря 2023 года, в виде запрета администрации Корсаковского городского округа совершать действия по изменению местоположения границ земельного участка, площадью <...> кв.м., местоположение: <адрес>, с кадастровым номером №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 03 июня 2024 года.
Судья Я.Н. Макеева