Решение по делу № 2-177/2022 от 19.09.2022

Дело № 2 – 177/2022г.

УИД 45RS0001-01-2022-000230-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Альменево 31 октября 2022 года

Альменевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,

при секретаре Галимове С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области к Шарипову А.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Альменевского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с иском к Шарипову А.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности. В обоснование иска указано, что 9 февраля 2015г. Шарипов А.В. обратился в Администрацию Альменевского района Курганской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома в <адрес>. Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области 27 апреля 2016г. Шарипов А.В. в составе членов семьи из 1 человека, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, преподаватель ГБПОУ «Аграрно-технологический техникум, включен в сводный список молодых семей молодых специалистов (участников мероприятий) – получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598. 27 апреля 2016 года Шарипову А.В. выдано свидетельство № 4 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 рублей на строительство индивидуального жилого дома в <адрес>. Согласно заключенному между Администрацией Альменевского района и Шариповым А.В. договору на строительство жилья от 30 мая 2016г., сторонами предусматривалось строительство жилого дома согласно мероприятий, предусмотренных Программой, где Администрация Альменевского района должна направить Шарипову А.В. денежные средства на блокированный счет, а Шарипов А.В. обязан произвести работы по строительству жилого дома до 25 декабря 2016 г., выполнить действия по регистрации права и предоставить копии документов на право собственности на построенное жилое помещение. Денежные средства в сумме 529000 руб. были получены Шариповым А.В. по мемориальному ордеру от 6 мая 2016 г. Шарипов А.В. с использованием полученной социальной выплаты построил жилой дом по вышеуказанному адресу и осуществил регистрацию права собственности. Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из пунктов 42, 43, 45 Типового положения следует, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий орган местного самоуправления вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи (молодого специалиста). Шарипов А.В. уволился из ГБПОУ «ААТТ» при этом в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключил трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности. При этом Шарипов А.В. с условиями программы об улучшении жилищных условий лиц, проживающих в сельском местности был ознакомлен, о чем свидетельствуют его последующие действия: он обратился в надлежащие органы с заявлением, собрал все необходимые документы для участия в этой программе. Ему было известно, что он является участником данной программы и должен был знать, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. 29.06.2022 Шарипову было направлено требование о возврате предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 529000 рублей. Но меры досудебного регулирования спора, предпринятые истцом, не дали каких-либо результатов, поскольку ответчиком сумма задолженности не погашена. Обязательства по возврату предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не исполнены по настоящее время. Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонние изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ). Ссылаясь на изложенное, истец просил суд взыскать с Шарипова А.В. в пользу Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, являющейся правопреемником Администрации Альменевского района Курганской области, социальную выплату на строительство жилья в сельской местности, выданную в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в размере 529000 руб.

Представители третьих лиц - Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц лиц.

В судебном заседании представитель Администрации Альменевского муниципального округа Фахретдинова Г.Н. поддержала исковое заявление и изложенные в нем доводы. Пояснила, что ответчик на законных основаниях как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, преподаватель ГБПОУ «Аграрно-технологический техникум, был включен в сводный список молодых семей, молодых специалистов – получателей социальных выплат в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». 27 апреля 2016 года Шарипову А.В. как молодому специалисту выдано свидетельство № 4 о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 529000 рублей, а именно на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>. Согласно заключенному между Администрацией Альменевского района и Шариповым А.В. договору на строительство жилья от 30 мая 2016г., предусмотрено строительство жилого дома, при этом Администрация Альменевского района в рамках своих обязательств по договору должна была направить Шарипову А.В. денежные средства на блокированный счет, а Шарипов А.В. должен был произвести работы по строительству жилого дома до 25 декабря 2016 г., выполнить действия по регистрации права и предоставить копии документов на право собственности на построенное жилое помещение. Денежные средства в сумме 529000 руб. были получены Шариповым А.В., который с использованием полученной социальной выплаты построил жилой дом по вышеуказанному адресу и осуществил регистрацию права собственности. То есть каждая сторона свои обязательства по договору исполнила. Однако из пунктов 42, 43, 45 Типового положения следует, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. Шарипов А.В. уволился, не отработав после получения социальной выплаты положенные 5 лет. Ответчик должен был знать, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. Какого-либо письменного документа, договора, соглашения с Шариповым А.В., в котором бы предусматривалось обязательство Шарипова отработать необходимое время в сельской местности, как это предусмотрено Типовым положением, не имеется, они не заключались. Меры досудебного урегулирования спора не дали каких-либо результатов, ответчиком сумма задолженности не погашена. Просила удовлетворить иск.

Ответчик Шарипов А.В. в суде иск полностью не признал и пояснил, что с Администрацией Альменевского района у него был заключен единственный договор - это договор на строительство жилья от 30 мая 2016 года. По договору предусматривалось строительство жилого дома, он должен был произвести работы по строительству жилого дома до 25 декабря 2016 года, выполнить действия по регистрации права и предоставить копии документов на право собственности на построенное жилое помещение. Денежные средства в сумме 529000 рублей были им получены. С использованием полученной социальной выплаты он построил жилой дом по адресу: <адрес> осуществил регистрацию права собственности. В связи с тем, что у него изменились обстоятельства, в 2018 году он уволился из ГБПОУ «ААТТ» и выехал на проживание в г. Челябинск. Администрацией Альменевского района при приеме документов на включение его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках указанной в иске федеральной целевой программы, а также при заключении договора на строительство жилья от 30 мая 2016 года ему не разъяснялись положения пунктов 42, 43, 45 Типового положения о том, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. О том, что он должен был отработать 5 лет с момента предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, ему стало известно после получения от Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области требования о возврате предоставленной социальной выплаты на строительство дома. Просил отказать в удовлетворении иска.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что с 8.04.2014 ответчик Шарипов А.В. состоял в трудовых отношениях с ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум», работал в качестве мастера производственного обучения (приказ от 8.04.2014г.).

Из паспорта Шарипова Артура Вильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>.

Из свидетельства о заключении брака следует, что между Шариповым Артуром Вильевичем и ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак.

На основании распоряжения Администрации Альменевского сельсовета от 27.11.2015 а-р Шарипов А.В. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Из справки Администрации Альменевского сельсовета следует, что Шарипов А.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 27.11.2015г., в составе его семьи значится ФИО 1 (супруга).

9.02.2015 Шарипов А.В. обратился в Администрацию Альменевского района Курганской области с заявлением о включении его с составом семьи из 2 человек (Шарипов А.В., ФИО 1 - жена) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Из свидетельства о государственной регистрации права от 21.10.2015 года следует, что земельный участок, площадью 1260 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован за Шариповым А.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 2.10.2015г.

27.04.2016 Шарипов А.В. как молодой специалист был включен в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» на очередной финансовый 2016 год.

27.04.2016 Шарипову А.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 руб. на строительство индивидуального жилого дома вс. Альменево, в том числе за счет средств федерального бюджета – 275000 руб., за счет средств областного бюджета – 254000 руб.

Согласно мемориальному ордеру от 6.05.2016г. Шарипов А.В. получил денежные средства в размере 529000 руб.

Из договора на строительство жилья от 30.05.2016г. следует, что Администрация Альменевского района Курганской области и Шарипов А.В. заключили договор, предметом которого является строительство жилого дома согласно мероприятиям государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период 2020 года».

Из кадастрового паспорта следует, что объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в государственный кадастр недвижимости 13.10.2016 года.

Из требования о возврате предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 29.06.2022г. следует, что Шарипову А.В. предоставлен срок для возврата денежных средств в сумме 529000 руб. - до 1 августа 2022г.

Из поступивших из ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» сведений следует, что приказом директора ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» от 8.04.2014 -к Шарипов А.В. принят на работу на должность мастера производственного обучения; приказом директора ГБПОУ от 4.09.2017 -к Шарипов А.В. уволен с работы по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; приказом директора ГБПОУ от 30.11.2017 -к Шарипов А.В. принят на работу на должность мастера производственного обучения; приказом директора ГБПОУ от 26.06.2018 -к Шарипов А.В. уволен с работы по пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с неисполнением условий Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, приживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам Администрацией Альменевского муниципального округа Курганской области в адрес Шарипова А.В. направлена претензия о возврате социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 руб., которая осталась ответчиком без ответа.

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 данного закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеют молодая семья, молодой специалист, при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Право Шарипова А.В. как молодого специалиста, на предоставленную социальную выплату в сумме 529000 руб. участвующими в деле лицами, в том числе стороной истца не оспаривалось; представителем истца в судебном заседании подтверждено получение ответчиком социальной выплаты на законных основаниях. Оснований для иных выводов нет.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).

Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.

Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 474 утверждена государственная Программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Определенные этой Программой условия и порядок предоставления в Курганской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.

Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. При этом, при предоставлении молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган между органом исполнительной власти, членом молодой семьи и работодателем заключается трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, существенными условиями которого являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты у работодателя по трудовому договору либо осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании, а право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) указанного обязательства

В судебном заседании представитель истца Фахретдинова Г.Н. пояснила, что трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты с Шариповым А.В. не заключался, каких-либо иных письменных соглашений или договоров, где была бы закреплена обязанность ответчика отработать не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты у работодателя по трудовому договору либо осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании, а случае досрочного расторжения трудового договора, в срок, не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, не имеется.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Поскольку обязанность по возврату социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности предусмотренной федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 возникает у члена молодой семьи (молодого специалиста) на основании трехстороннего договора, содержащего данные условия, который Администрацией Альменевского района Курганской области с Шариповым А.В. не заключен, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с Шарипова А.В. суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области к Шарипову Артуру Вильевичу о взыскании социальной выплаты, полученной на строительство жилья в сельской местности в качестве участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2022 года

Судья Хабиров Р.Н.

Дело № 2 – 177/2022г.

УИД 45RS0001-01-2022-000230-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Альменево 31 октября 2022 года

Альменевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,

при секретаре Галимове С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области к Шарипову А.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Альменевского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с иском к Шарипову А.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности. В обоснование иска указано, что 9 февраля 2015г. Шарипов А.В. обратился в Администрацию Альменевского района Курганской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома в <адрес>. Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области 27 апреля 2016г. Шарипов А.В. в составе членов семьи из 1 человека, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, преподаватель ГБПОУ «Аграрно-технологический техникум, включен в сводный список молодых семей молодых специалистов (участников мероприятий) – получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598. 27 апреля 2016 года Шарипову А.В. выдано свидетельство № 4 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 рублей на строительство индивидуального жилого дома в <адрес>. Согласно заключенному между Администрацией Альменевского района и Шариповым А.В. договору на строительство жилья от 30 мая 2016г., сторонами предусматривалось строительство жилого дома согласно мероприятий, предусмотренных Программой, где Администрация Альменевского района должна направить Шарипову А.В. денежные средства на блокированный счет, а Шарипов А.В. обязан произвести работы по строительству жилого дома до 25 декабря 2016 г., выполнить действия по регистрации права и предоставить копии документов на право собственности на построенное жилое помещение. Денежные средства в сумме 529000 руб. были получены Шариповым А.В. по мемориальному ордеру от 6 мая 2016 г. Шарипов А.В. с использованием полученной социальной выплаты построил жилой дом по вышеуказанному адресу и осуществил регистрацию права собственности. Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из пунктов 42, 43, 45 Типового положения следует, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий орган местного самоуправления вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи (молодого специалиста). Шарипов А.В. уволился из ГБПОУ «ААТТ» при этом в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключил трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности. При этом Шарипов А.В. с условиями программы об улучшении жилищных условий лиц, проживающих в сельском местности был ознакомлен, о чем свидетельствуют его последующие действия: он обратился в надлежащие органы с заявлением, собрал все необходимые документы для участия в этой программе. Ему было известно, что он является участником данной программы и должен был знать, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. 29.06.2022 Шарипову было направлено требование о возврате предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 529000 рублей. Но меры досудебного регулирования спора, предпринятые истцом, не дали каких-либо результатов, поскольку ответчиком сумма задолженности не погашена. Обязательства по возврату предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не исполнены по настоящее время. Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонние изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ). Ссылаясь на изложенное, истец просил суд взыскать с Шарипова А.В. в пользу Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, являющейся правопреемником Администрации Альменевского района Курганской области, социальную выплату на строительство жилья в сельской местности, выданную в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в размере 529000 руб.

Представители третьих лиц - Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц лиц.

В судебном заседании представитель Администрации Альменевского муниципального округа Фахретдинова Г.Н. поддержала исковое заявление и изложенные в нем доводы. Пояснила, что ответчик на законных основаниях как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, преподаватель ГБПОУ «Аграрно-технологический техникум, был включен в сводный список молодых семей, молодых специалистов – получателей социальных выплат в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». 27 апреля 2016 года Шарипову А.В. как молодому специалисту выдано свидетельство № 4 о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 529000 рублей, а именно на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>. Согласно заключенному между Администрацией Альменевского района и Шариповым А.В. договору на строительство жилья от 30 мая 2016г., предусмотрено строительство жилого дома, при этом Администрация Альменевского района в рамках своих обязательств по договору должна была направить Шарипову А.В. денежные средства на блокированный счет, а Шарипов А.В. должен был произвести работы по строительству жилого дома до 25 декабря 2016 г., выполнить действия по регистрации права и предоставить копии документов на право собственности на построенное жилое помещение. Денежные средства в сумме 529000 руб. были получены Шариповым А.В., который с использованием полученной социальной выплаты построил жилой дом по вышеуказанному адресу и осуществил регистрацию права собственности. То есть каждая сторона свои обязательства по договору исполнила. Однако из пунктов 42, 43, 45 Типового положения следует, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. Шарипов А.В. уволился, не отработав после получения социальной выплаты положенные 5 лет. Ответчик должен был знать, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. Какого-либо письменного документа, договора, соглашения с Шариповым А.В., в котором бы предусматривалось обязательство Шарипова отработать необходимое время в сельской местности, как это предусмотрено Типовым положением, не имеется, они не заключались. Меры досудебного урегулирования спора не дали каких-либо результатов, ответчиком сумма задолженности не погашена. Просила удовлетворить иск.

Ответчик Шарипов А.В. в суде иск полностью не признал и пояснил, что с Администрацией Альменевского района у него был заключен единственный договор - это договор на строительство жилья от 30 мая 2016 года. По договору предусматривалось строительство жилого дома, он должен был произвести работы по строительству жилого дома до 25 декабря 2016 года, выполнить действия по регистрации права и предоставить копии документов на право собственности на построенное жилое помещение. Денежные средства в сумме 529000 рублей были им получены. С использованием полученной социальной выплаты он построил жилой дом по адресу: <адрес> осуществил регистрацию права собственности. В связи с тем, что у него изменились обстоятельства, в 2018 году он уволился из ГБПОУ «ААТТ» и выехал на проживание в г. Челябинск. Администрацией Альменевского района при приеме документов на включение его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках указанной в иске федеральной целевой программы, а также при заключении договора на строительство жилья от 30 мая 2016 года ему не разъяснялись положения пунктов 42, 43, 45 Типового положения о том, что одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. О том, что он должен был отработать 5 лет с момента предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, ему стало известно после получения от Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области требования о возврате предоставленной социальной выплаты на строительство дома. Просил отказать в удовлетворении иска.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что с 8.04.2014 ответчик Шарипов А.В. состоял в трудовых отношениях с ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум», работал в качестве мастера производственного обучения (приказ от 8.04.2014г.).

Из паспорта Шарипова Артура Вильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>.

Из свидетельства о заключении брака следует, что между Шариповым Артуром Вильевичем и ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак.

На основании распоряжения Администрации Альменевского сельсовета от 27.11.2015 а-р Шарипов А.В. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Из справки Администрации Альменевского сельсовета следует, что Шарипов А.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 27.11.2015г., в составе его семьи значится ФИО 1 (супруга).

9.02.2015 Шарипов А.В. обратился в Администрацию Альменевского района Курганской области с заявлением о включении его с составом семьи из 2 человек (Шарипов А.В., ФИО 1 - жена) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Из свидетельства о государственной регистрации права от 21.10.2015 года следует, что земельный участок, площадью 1260 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован за Шариповым А.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 2.10.2015г.

27.04.2016 Шарипов А.В. как молодой специалист был включен в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» на очередной финансовый 2016 год.

27.04.2016 Шарипову А.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 руб. на строительство индивидуального жилого дома вс. Альменево, в том числе за счет средств федерального бюджета – 275000 руб., за счет средств областного бюджета – 254000 руб.

Согласно мемориальному ордеру от 6.05.2016г. Шарипов А.В. получил денежные средства в размере 529000 руб.

Из договора на строительство жилья от 30.05.2016г. следует, что Администрация Альменевского района Курганской области и Шарипов А.В. заключили договор, предметом которого является строительство жилого дома согласно мероприятиям государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период 2020 года».

Из кадастрового паспорта следует, что объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в государственный кадастр недвижимости 13.10.2016 года.

Из требования о возврате предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 29.06.2022г. следует, что Шарипову А.В. предоставлен срок для возврата денежных средств в сумме 529000 руб. - до 1 августа 2022г.

Из поступивших из ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» сведений следует, что приказом директора ГБПОУ «Альменевский аграрно-технологический техникум» от 8.04.2014 -к Шарипов А.В. принят на работу на должность мастера производственного обучения; приказом директора ГБПОУ от 4.09.2017 -к Шарипов А.В. уволен с работы по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; приказом директора ГБПОУ от 30.11.2017 -к Шарипов А.В. принят на работу на должность мастера производственного обучения; приказом директора ГБПОУ от 26.06.2018 -к Шарипов А.В. уволен с работы по пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с неисполнением условий Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, приживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам Администрацией Альменевского муниципального округа Курганской области в адрес Шарипова А.В. направлена претензия о возврате социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 руб., которая осталась ответчиком без ответа.

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 данного закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеют молодая семья, молодой специалист, при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Право Шарипова А.В. как молодого специалиста, на предоставленную социальную выплату в сумме 529000 руб. участвующими в деле лицами, в том числе стороной истца не оспаривалось; представителем истца в судебном заседании подтверждено получение ответчиком социальной выплаты на законных основаниях. Оснований для иных выводов нет.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).

Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.

Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 474 утверждена государственная Программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Определенные этой Программой условия и порядок предоставления в Курганской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.

Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. При этом, при предоставлении молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган между органом исполнительной власти, членом молодой семьи и работодателем заключается трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, существенными условиями которого являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты у работодателя по трудовому договору либо осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании, а право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) указанного обязательства

В судебном заседании представитель истца Фахретдинова Г.Н. пояснила, что трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты с Шариповым А.В. не заключался, каких-либо иных письменных соглашений или договоров, где была бы закреплена обязанность ответчика отработать не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты у работодателя по трудовому договору либо осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании, а случае досрочного расторжения трудового договора, в срок, не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, не имеется.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Поскольку обязанность по возврату социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности предусмотренной федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 возникает у члена молодой семьи (молодого специалиста) на основании трехстороннего договора, содержащего данные условия, который Администрацией Альменевского района Курганской области с Шариповым А.В. не заключен, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с Шарипова А.В. суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529000 руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области к Шарипову Артуру Вильевичу о взыскании социальной выплаты, полученной на строительство жилья в сельской местности в качестве участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2022 года

Судья Хабиров Р.Н.

Исковые требования Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области к Шарипову Артуру Вильевичу о взыскании социальной выплаты, полученной на строительство жилья в сельской местности в качестве участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», оставить без удовлетворения.

2-177/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Альменевского муниципального округа Курганской области
Ответчики
Шарипов Артур Вильевич
Другие
ГБПОУ "Альменевский аграрно-технологический техникум"
ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Альменевский районный суд Курганской области
Судья
Хабиров Р.Н.
Дело на сайте суда
almenevsky.krg.sudrf.ru
19.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2022Передача материалов судье
20.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2022Подготовка дела (собеседование)
26.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.10.2022Предварительное судебное заседание
17.10.2022Подготовка дела (собеседование)
19.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее