г.Сыктывкар Дело № 2-1122/2020 (№33-3232/2020г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 13 июля 2020 года дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 марта 2020 года, которым исковые требования Чурсиной М.А. удовлетворены; признан незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 28 ноября 2019 года № <Номер обезличен> в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Чурсиной М.А. и членов её семьи; на администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» возложена обязанность принять Чурсину М.А. с составом семьи: дочерью ФИО, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 05 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чурсина М.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – администрации МОГО «Ухта»), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») и с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным отказ КУМИ МОГО «Ухта» от 28.11.2019 № <Номер обезличен> в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязать принять семью на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что 28.11.2019 ответчиком КУМИ МОГО «Ухта» было отказано в постановке семьи истца на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья» по тем основаниям, что суммарное значение площадей жилых помещений составило значение, превышающее минимальное значение учетной нормы. Не согласившись с принятым решением, истец обратились в суд с указанным иском.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» не согласен с решением суда, считает решение незаконным и необоснованным подлежащим отмене.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Из материалов дела следует, что Чурсина М.А. имеет несовершеннолетнюю дочь – ФИО., <Дата обезличена> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от <Дата обезличена> ..., выданного органом ТО ЗАГС г. ... Министерства юстиции Республики Коми.
Согласно справке ИРО КУМИ МОГО «Ухта» от 29.01.2020 № <Номер обезличен> истец Чурсина М.А. со своей дочерью ФИО. зарегистрированы по адресу: <Адрес обезличен>. Кроме них в указанном жилом помещении также значатся зарегистрированными: ФИО1., ФИО2 и ФИО3.
Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Чурсиной М.А., ФИО1 (мать истца), ФИО2 (отец истца), ФИО3 (брат истца) по 1/4 доли в праве каждого, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Общая площадь жилого помещения составляет 59,3 кв.м.
05.11.2019 Чурсина М.А. обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она и её несовершеннолетняя дочь ФИО
Решением КУМИ МОГО «Ухта» от 28.11.2019 № <Номер обезличен> Чурсиной М.А. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья». При этом, в качестве обоснования отказа Комитет, ссылаясь на п. 2 ч. 13 ст. 2 Закона от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», указал, что истцом представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, поскольку из расчета, произведенного КУМИ МОГО «Ухта» следует, что площадь учитываемого жилого помещения составляет значение, превышающее минимальное значение учетной нормы (11 кв. м. на человека), а именно 11,86 кв.м. на человека из расчета: (23,72 кв. м./ 2 человека).
Установив указанные выше обстоятельства дела и удовлетворяя заявленные требования суд, исходил из того, что Чурсина М.А. в браке не состоит, проживает вместе со своей несовершеннолетней дочерью ФИО. в квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, 1/4 доля в праве собственности данной квартиры принадлежит истцу. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма семья Чурсиной не имеет. Обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет 7,41 кв.м. ((59,3 кв.м. х 1/4 (доля Чурсиной М.А.) / 2 человека (семья истца)), что менее учетной нормы (11 кв.м.), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Так, согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учёте на получение субсидий на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделённом законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья.
На основании ст.2 указанного Закона на учёт на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счёт собственных и (или) заёмных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Согласно ч. 3(1) вышеназванного Закона при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст.4 Закона РК №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы. Финансирование подпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
Этим же пунктом предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (абзац введён Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 466).
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учётная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.
Учитывая приведённые выше нормы, судом обоснованно сделан вывод, что оснований для включения в расчёт жилищной обеспеченности молодой семьи площади жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>, не имеется, так как оно находится еще и в собственности ФИО1., ФИО2. и ФИО3., которые не являются членами её семьи.
Поскольку в состав «молодой семьи» для целей участия в Подпрограмме входят Чурсина М.А. и ФИО., то при определении нуждаемости семьи истца в улучшении жилищных условий учёту подлежат только принадлежащие им доли в праве на жилые помещения, а расчёт производится из количества членов семьи – 2 человека, а при таком положении уровень обеспеченности семьи истца составит менее учётной нормы.
Доводы апелляционной жалобы об обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения более учётной нормы в данной правовой ситуации являются ошибочными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-