Решение по делу № 2-227/2017 от 13.12.2016

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

    13 декабря 2017 года             город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Кирничанском А.Ю., с участием представителя истца Карпухина А.Л., представителя третьего лица Лавренова Г.М., представителя ответчика Колягина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Лаврентьевой Н. В., Романовой Е. А. о сносе самовольной постройки,

у с т а н о в и л :

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просит обязать Лаврентьеву Н. В., Романову Е. А. за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки: завершенного строительством капитального объекта площадью 588 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес>, установить ответчикам месячный срок для завершения сноса самовольной постройки, в случае неисполнения решения суда ответчиками добровольно в течение срока установленного судом, предоставить истцу право осуществления действий по сносу самовольной постройки с взысканием с ответчиков необходимых расходов.

Иск обоснован тем, что ответчиками на земельных участках <адрес> в городе Севастополе, принадлежащих им на праве собственности и частично на земельном участке в собственности ответчиков не находящемся возведен завершенный строительством капитальный объект недвижимого имущества, являющийся самовольной постройкой, подлежащей сносу.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, в нем изложенным.

Представитель третьего лица – Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя поддержал исковые требования. Просил учесть, что вступившими в законную силу судебными постановлениями установлено, что земельные участки, на которых ответчиками возведено спорное строение, на момент предоставления и в период строительства объекта относились к землям лесного фонда, в настоящее время также относятся к землям леса, что является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, указывая, что капитальный объект завершенный строительством возведен ответчиками в соответствии с ранее действовавшим законодательством, то есть с получением соответствующих разрешений, следовательно, он не является самовольным строением. Кроме того, указанный объект завершенный строительством имеет три этажа, в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее ГК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения представителей истца и третьего лица, представителя ответчика, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

В ходе проведенных Севземконтролем контрольных мероприятий установлено, что на спорном земельном участке ответчиками возведен единый капитальный объект площадью 588 кв.м., расположенный на указанных земельных участках следующим образом: на земельном участке расположена часть объекта (в том числе 1 подземный и 1 чердачный этажи) площадью 37 кв.м., на земельном участке расположена часть объекта (в том числе 1 подземный и 1 чердачный этажи) площадью 102 кв.м., на земельном участке расположена часть объекта (в том числе 1 подземный и 1 чердачный этажи) площадью 72 кв.м., на земельном участке расположена часть объекта (в том числе 1 подземный и 1 чердачный этажи) площадью 291 кв.м.

Кроме того, установлено, что часть спорного объекта расположена на земельном участке площадью 86 кв.м., находящемся в государственной собственности.

Определением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было приостановлено до рассмотрения Балаклавским районным судом города Севастополя гражданского дела - по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Романовой Е. А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и гражданского дела по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Лаврентьевой Н. В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, до рассмотрения которых не возможно рассмотрение гражданского дела о сносе самовольной постройки.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, из незаконного владения Лаврентьевой Н. В. истребованы земельные участки: площадью 999 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, кадастровый , и площадью 1 000 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, кадастровый .

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ из незаконного владения Романовой Е. А. истребованы земельные участки: площадью 1 000 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, кадастровый ; площадью 999 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, кадастровый ; площадью 1 000 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, кадастровый ; площадью 1 000 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, кадастровый ; площадью 995 кв.м, расположенный в городе Севастополе, <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный кадастровый ).

Следовательно, указанными судебными постановлениями установлено и не подлежит доказыванию вновь, что земельные участки, на которых ответчиками возведено спорное строение, им не принадлежат, законных оснований для возникновения у них права собственности не установлено.

Кроме того, указанными решениями установлено, что спорные земельные участки расположены в границах земельного участка лесного фонда, закрепленного за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч.ч. 2,3 статьи 76 ЗК РФ).

Согласно части 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном законом порядке.

То есть оснований для возведения на спорных земельных участках строений у ответчиков не имелось в силу того, что у них право собственности на земельный участок возникло без предусмотренных законом оснований, что установлено вступившими в законную силу судебными постановлениями.

В соответствии с пп. 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил; лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности; самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В определении № 595-О-П от 3 июля 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

Возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершённое правонарушение в виде осуществления самовольного строительства; сносу подлежит самовольная постройка, то есть здание, сооружение или другое строение, возведённые (созданные) на земельном участке.

По смыслу ст. ст. 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведённое на земельном участке, являются недвижимыми вещами, значит, должны обладать признаком дискретности, конечны в пространстве.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 22, пунктом 23, пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Доводы представителя ответчика, согласно которым возведенный ответчиками завершенный строительством объект недвижимого имущества состоит из трех этажей, что соответствовало нормам законодательства, действовавшим на момент его возведения и может являться основанием для сохранения строения, значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку вышеуказанными судебными решениями установлено, что земельные участки отнесены к землям лесного фонда, что само по себе исключает возможность сохранения возведенного на них строения.

Таким образом, объект капитального строительства, возведенный ответчиками на земельных участках, им не принадлежащих, кроме того отнесенных к землям лесного фонда, обладающий признаками, перечисленными в части 1 статьи 222 ГК РФ, суд признает самовольной постройкой, подлежащей сносу ответчиками либо за их счет.

Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС, Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения, основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.

Учитывая, что оснований для возведения объекта капитального строительства на указанных земельных участках у ответчиков не имелось, в силу отсутствия возникшего у них в соответствии с законодательством права на них и возведение строения без получения на то соответствующих разрешений, суд полагает необходимым иск о сносе самовольной постройки удовлетворить.

Согласно части 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в сумме по 150 рублей, с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации

Р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Лаврентьеву Н. В., Романову Е. А. за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки: завершенного строительством капитального объекта площадью 588 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес> возложив обязанность на Лаврентьеву Н. В. снести часть строения, расположенного на земельном участке по <адрес>, на Романову Е. А. – часть строения, расположенного на земельном участке по <адрес>

Установить Лаврентьевой Н. В., Романовой Е. А. предельный срок один месяц от даты вступления решения суда в законную силу для сноса самовольной постройки.

В случае неисполнения решения суда ответчиками добровольно в течение срока установленного судом, предоставить истцу право осуществления действий по сносу самовольной постройки с взысканием с ответчиков необходимых расходов.

Разъяснить, что в случае если ответчики не исполнят решение суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу, истец вправе совершить действия по сносу указанных объектов за счет средств ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с Лаврентьевой Н. В., Романовой Е. А. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждой.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                И.А. Анашкина

Решение принято в окончательной форме «18» декабря 2017 года.

2-227/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Романова Е.А.
Лаврентьева Н.В.
Другие
Управление государственной регистрации права и акдастра города Севастополя
Управление лесного и гохотничьего хозяйства города Севастополя
Артюх А.А.
Майлат Ю.Г.
Лаврентьева раисаГригорьевна
Тихонова Н.В.
Джуган А.Г.
Васьковския В.В.
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
13.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2016Передача материалов судье
13.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2017Судебное заседание
09.10.2017Производство по делу возобновлено
16.11.2017Судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее