дело № 3а-63/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 сентября 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Муталиева Хаваж-Багаудина Идрисовича в лице представителя Горелкина Алексея Рюриковича к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 1591000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 691000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 527000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 208000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 847000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 541000 рублей,
установил:
Муталиев Х-Б.И. в лице представителя Горелкина А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 1330000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 360000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 580000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 180000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 780000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 290000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником данных объектов недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 4853610 рублей 22 копеек. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1726819 рублей 89 копеек. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1890358 рублей 37 копеек. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1847100 рублей 74 копеек. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 3423841 рубля 30 копеек. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1937941 рубля 76 копеек. Установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости существенно отличается от их рыночной стоимости и оказывает влияние на размер налоговых платежей. В подтверждение доводов представлены отчет № 03/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1330000 рублей; отчет № 04/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 360000 рублей; отчет № 02/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 580000 рублей; отчет № 06/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Номер обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 180000 рублей; отчет № 01/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 780000 рублей; отчет № 05/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 290000 рублей.
Административный истец Муталиев Х-Б.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель административного истца Муталиева Х-Б.И. - Горелкин А.Р. в судебном заседании административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы, а именно: объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 1591000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 691000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 527000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 208000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 847000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 541000 рублей.
Административные ответчики Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца Муталиева Х-Б.И. – Горелкина А.Р., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного кодекса, которая к таковому относит в том числе: иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1 данной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей указанного Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Указанной статьей также определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенным выше Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объекта недвижимости взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что Муталиев Х-Б.И. является собственником объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Номер обезличен>.
Административный истец Муталиев Х-Б.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года № 329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, в том числе минимальные (средние) значения удельных показателей кадастровой стоимости.
Согласно указанным результатам по состоянию на 1 января 2015 года (дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 4853610 рублей 22 копеек; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1890358 рублей 37 копеек; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1847100 рублей 74 копеек; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 3423841 рубля 30 копеек; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 1937941 рубля 76 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 12 декабря 2015 года.
Постановлением Правительства Республики Коми от 08 декабря 2015 года № 496 «О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Как следует из Положения, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущество Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере. Министерство является правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом (пункты 1, 8).
Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 24 ноября 2016 года № 1100/801/16-15115/1, принятым филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, определена кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере 1726819 рублей 89 копеек, по состоянию на 1 января 2015 года, в связи с изменением количественных характеристик данного объекта недвижимости (изменение площади здания с ... кв.м на ... кв.м), влекущем за собой изменение кадастровой стоимости, и внесением сведений об этом в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения об изменении площади объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 23 ноября 2016 года. Сведения о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 ноября 2016 года.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов. Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом при рассмотрении дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
На административных ответчиков возложена обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, если они возражают против удовлетворения требований, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимыми письменными доказательствами являются отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.
В качестве доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости – нежилых зданий, административным истцом представлены отчет № 03/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1330000 рублей; отчет № 04/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 360000 рублей; отчет № 02/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 580000 рублей; отчет № 06/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 180000 рублей; отчет № 01/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 780000 рублей; отчет № 05/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ИП П. А.Н., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 290000 рублей.
Как следует из разъяснения, данного в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Определением суда от 19 февраля 2020 года по ходатайству представителя Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, проведение которой поручено эксперту ИП К..
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Соответствуют ли требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности подготовленные ИП П. А.Н. отчет № 03/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; отчет № 04/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; отчет № 02/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; отчет № 06/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; отчет № 01/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; отчет № 05/12/17 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>?
2. При несоответствии отчетов № 01/12/17, № 02/12/17, № 03/12/17, № 04/12/17, № 05/12/17, № 06/12/17 от 29 декабря 2017 года, составленных ИП П. А.Н., требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, определить по состоянию на 1 января 2015 года рыночную стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также определить по состоянию на 23 ноября 2016 года рыночную стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>?
Согласно заключению судебной экспертизы от 27 июля 2020 года № 031ОКС-2020, составленному экспертом ИП К., отчеты № 01/12/17, № 02/12/17, № 03/12/17, № 04/12/17, № 05/12/17, № 06/12/17 от 29 декабря 2017 года, подготовленные ИП П А.Н., не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; федеральных стандартов оценки: ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611. При составлении отчетов допущены нарушения и ошибки, напрямую повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. Рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1591000 (один миллион пятьсот девяносто одна тысяча) рублей. Рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 527000 (пятьсот двадцать семь тысяч) рублей. Рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 541000 (пятьсот сорок одна тысяча) рублей. Рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 847000 (восемьсот сорок семь тысяч) рублей. Рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 208000 (двести восемь тысяч) рублей. Рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 23 ноября 2016 года составляет 691000 (шестьсот девяносто одна тысяча) рублей.
Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена на основании материалов дела.
При определении рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> эксперт применила сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. При определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> эксперт применила затратный подход с использованием метода сравнительной единицы по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. В отчете изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования доходного подхода к оценке.
В ходе применения затратного подхода экспертом была произведена оценка стоимости воспроизводства или замещения объекта недвижимости, за вычетом износа. В ходе применения сравнительного подхода экспертом был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости с аналогичными характеристиками, как у оцениваемых объектов недвижимости, подобран ряд аналогов. Информация об объектах-аналогах проанализирована экспертом и приведена в расчетных таблицах. Эксперт проанализировала каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвела необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привела подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в экспертном заключении выводами и полагает, что рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1591000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 23 ноября 2016 года составляет 691000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 527000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 208000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 847000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 541000 рублей.
Доказательств того, что рыночная стоимость указанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> является иной, чем отражено в экспертном заключении судебной экспертизы, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.
Учитывая изложенное, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> руководствоваться заключением судебной экспертизы.
Суд не находит оснований для установления рыночной стоимости указанных объектов недвижимости в размере, определенном в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 29 декабря 2017 года № 01/12/17, № 02/12/17, № 03/12/17, № 04/12/17, № 05/12/17, № 06/12/17, составленных ИП П. А.Н., поскольку, как обоснованно указано в заключении судебной экспертизы, в отчетах выявлены ошибки, отчеты не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы права, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и учитывая названное экспертное заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1591000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 ноября 2016 года в размере 691000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 527000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 208000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 847000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 541000 рублей.
В силу части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Частью шестой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку на момент обращения с административным иском действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания, то на основании статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», установленная в размере рыночной кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит применению на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости очередных результатов определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Муталиева Хаваж-Багаудина Идрисовича в лице представителя Горелкина Алексея Рюриковича к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 1591000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 691000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 527000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 208000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 847000 рублей; объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 541000 рублей, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1591000 (один миллион пятьсот девяносто одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 ноября 2016 года в размере 691000 (шестьсот девяносто одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 527000 (пятьсот двадцать семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 208000 (двести восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 847000 (восемьсот сорок семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 541000 (пятьсот сорок одна тысяча) рублей.
Датой подачи заявления Муталиева Хаваж-Багаудина Идрисовича о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2020 года.
Судья - А.В. Кондратюк
Копия верна: судья - А.В. Кондратюк