Решение по делу № 2-161/2021 от 11.01.2021

№2-161/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года                                                    г.Фокино Приморского края

Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующей судьи Калистратовой Е.Р.,

при секретаре судебного заседания Петровой Я.М.,

с участием помощника военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона Кокоева А.А.,

представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Родиной Е.А.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Черномора В.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по закупке и обеспечению работника средствами индивидуальной защиты и специальной одеждой,

УСТАНОВИЛ

Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона, в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в интересах Черномора В.С., обратился в суд с названным иском, указав, что по результатам проведенной в Жилищно-коммунальном отделе №2 Приморский край г.Фокино филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунального управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Тихоокеанскому флоту) (далее – ЖКС №2 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ТОФ) проверки требований трудового законодательства в сфере охраны труда и производственного травматизма установлено, что в нарушение ст.ст.212, 221 ТК РФ, ответчик, являясь работодателем Черномора В.С., не обеспечил последнего средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, отсутствие которых создает угрозу жизни истца, в ходе производственного процесса на котельной - причиняет вред здоровью, и тем самым существенно нарушил его трудовые права. Просит обязать ответчика осуществить закупку и выдать Черномору В.С. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу средства индивидуальной защиты, предусмотренные п.56 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 № 997н, а именно: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур – 1 шт., перчатки с полимерным покрытием – 12 пар, перчатки для защиты от повышенных температур – 2 пары; щиток защитный лицевой или очки защитные – 1 шт.; каску защитную - 1шт.; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее – 1шт.; фартук из полимерных материалов с нагрудником – 1 шт.

Помощник военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона Кокоев А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Истец Черномор В.С. в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика по доверенности Родина Е.А. в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которым выводы прокурора о том, что учреждение не обеспечило исполнение приказа №997н, необъективны. Подготовка к эксплуатации котельной, ее эксплуатация, в том числе индивидуальная безопасность работников, требует значительных временных затрат и привлечения значительного объема денежных средств из бюджета РФ. Оперативное осуществление данных мероприятий недавно созданному Учреждению в сложившейся ситуации и общем неудовлетворительном состоянии переданных объектов, крайне сложно ввиду того, что Учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета, который, в свою очередь, формируется на будущий год. Собственные источники финансирования отсутствуют, и в отсутствие денежного финансирования и выделения денежных средств из государственного бюджета, выполнить в полном объеме действия, указанные в исковом заявлении, невозможно. Меры по надлежащему обеспечению работника средствами индивидуальной защиты принимались в пределах выделенных средств, о чем свидетельствует личная карточка работника.

Выслушав помощника военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона, представителя ответчика, исследовав представленные допустимые и относимые доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Установлено и документально подтверждено, что во исполнение приказа Министра Обороны Российской Федерации №155 от 02.03.2017 «О создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения «Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы» создано указанное учреждение, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил РФ.

На основании приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ проведена реорганизация учреждения путем преобразования жилищно-коммунальных отделов филиалов учреждения в жилищно-коммунальные службы, соответствующие жилищно-коммунальные службы филиалов – в производственные участки.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ и трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Черномор В.С. в указанный день принят на работу в структурное подразделение жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел (<адрес>) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ТОФ (далее - ЖЭ(К)ОС ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ТОФ) - Жилищно-эксплуатационная служба «Николаевка» Тепловое хозяйство Котельная в/г инв. (<адрес>) на должность машиниста (кочегара) котельной).

Паспорт котельной военный городок , производственный участок <адрес> и карта специальной оценки условий труда машиниста (кочегара) котельной свидетельствуют, что используемым сырьем на котельной является уголь.

Приказом начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных в него изменений приказом от ДД.ММ.ГГГГ), на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.10.2088 №543н, и приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н, утверждены и введены в действие нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств, в соответствии с «Положением о выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств», обязанность по организации заказа и выдаче СИЗ возложена на руководителей структурных подразделений.

Согласно положениям ч.3 ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Право работника на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя предусмотрено абз.6 ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В соответствии с абз.8 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно ст.221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Данной статьёй работодателю предоставлено право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников. При этом улучшенные нормы могут быть установлены с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно подпункту 5.2.31 пункта 5.2 которого к полномочиям указанного федерального органа исполнительной власти относится принятие типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением установлены приказом Минтруда России от 09.12.2014 №997н.

В соответствии с п.56 Типовых норм, установленных приказом Минтруда России от 09.12.2014 №997н машинист (кочегар) котельной должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом для защиты от повышенных температур (1 шт. в год), перчатками с полимерным покрытием (12 пар в год), перчатками для защиты от повышенных температур (2 пары в год), щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа), каской защитной (1 шт. на 2 года), средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим (до износа). При работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе дополнительно - фартуком из полимерных материалов с нагрудником (1 шт. в год).

Согласно требованиям постановления Минтруда РФ от 31.12.1997 №70 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики» Приморский край относится ко второму климатическому поясу, в котором работникам подлежат бесплатной выдаче куртка и брюки на утепляющей прокладке, валенки.

Аналогичные нормы закреплены и в п.12 приложения к Положению, утвержденному приказом начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ «О нормах выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств» (с изменениями, внесёнными приказом от ДД.ММ.ГГГГ ), при этом также предусмотрена выдача дополнительно ботинок кожаных с защитным подноском или сапог кожаных с защитным подноском 1 пары в год, подшлемника под каску - 1 шт. на 2 года, наушников противошумных – до износа. При выполнении наружных работ зимой: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке – по поясам, рукавицы утепленные – 4 пары на год, ботинки кожанные утепленные с защитным подноском или сапоги кожанные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом – по поясам.

В ходе проведенной 75 военной прокуратурой гарнизона по заявлению Черномора В.С. проверки исполнения должностными лицами ЖКС №2 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ТОФ требований трудового законодательства в сфере охраны труда и производственного травматизма, установлено, что в нарушение вышеприведенных норм истец в полном объеме средствами индивидуальной защиты обеспечен не был, что подтверждается в том числе карточкой выдачи средств индивидуальной защиты , согласно которой Черномору В.С. выдавались: рукавицы кирзовые и ботинки юфтеровые по 1 паре (дата не выдачи не указана), ДД.ММ.ГГГГ - рукавицы кирзовые – 1 пара; ДД.ММ.ГГГГ – перчатки кирзовые 1 пара; ДД.ММ.ГГГГ - костюм летний х/б – 1 шт., ДД.ММ.ГГГГ костюм летний - 1 шт., костюм зимний – 1 шт., ДД.ММ.ГГГГ – шапка ушанка 1 шт. и валенки с резиновым носком – 1 пара, ДД.ММ.ГГГГ - рукавицы кирзовые - 1 пара.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, а также устранения нарушений на день рассмотрения дела, суду не представлено.

Поскольку обязанность по обеспечению работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты установлена государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, и не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансовой обеспеченности, личного усмотрения работодателя, суд отклоняет доводы стороны ответчика о принятии работодателем мер по надлежащему обеспечению работника средствами индивидуальной защиты в пределах выделенных из федерального бюджета денежных средств. Доводы о вмешательстве прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность учреждения возложением обязанности осуществить закупку, которое влечет за собой совершение финансово-хозяйственных операций и расходование бюджетных средств, основаны на неверном толковании норм закона, также подлежат отклонению.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиком обязательств, по обеспечению Черномора В.С. указанными в иске средствами индивидуальной защиты, влечет нарушение прав истца, создает угрозу его жизни, в ходе производственного процесса на котельной причиняет вред здоровью. В этой связи, требования военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона суд признает законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Черномора В.С. удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить закупку и обеспечить Черномора В.С., машиниста (кочегара) котельной военного городка Жилищно-эксплуатационной службы «<адрес>» Жилищно-коммунальной службы (<адрес>) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Тихоокеанскому флоту) средствами индивидуальной защиты и специальной одеждой: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом для защиты от повышенных температур - 1 шт.; перчатками с полимерным покрытием – 12 парами; перчатками для защиты от повышенных температур – 2 парами; щитком защитным лицевым или очками защитными – 1 шт., средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим – 1 шт., фартуком из полимерных материалов с нагрудником - 1 шт.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд.

Дата изготовления мотивированного решения – 4 марта 2021 года.

Председательствующая судья                                               Е.Р. Калистратова

2-161/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона
Черномор Вячеслав Сергеевич
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Фокинский городской суд Приморского края
Судья
Калистратова Елена Руслановна
Дело на сайте суда
fokinsky.prm.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее