24OS0000-01-2021-000222-05 Дело № 3А-37/2022
015а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,
с участием представителя министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцевой О.А., представителей общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» Александровой М.Д., Яценко А.С., публичного акционерного общества «Россети Сибирь» Ткач С.Д., прокурора Даценко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-37/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Энергия Сибири» о признании не действующими пункт 4 приложения № 2 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 67-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № 565-п «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» в части установления необходимой валовой выручки для ООО «Энергия Сибири»; пунктов 25, 26, 61, 62, 65, 66, 187, 188, 189, 190 приложения к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 4-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»); приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 64-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей» (в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 1-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей», приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 11 февраля 2021 года № 9-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей»); приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 65-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 406-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей» (в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 2-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 65-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 406-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей»); возложении обязанности на министерство тарифной политики Красноярского края принять замещающие нормативные правовые акты.
У С Т А Н О В И Л:
29 декабря 2020 года министерством тарифной политики Красноярского края принят приказом № 67-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № 565-п «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» (далее – Приказ от 29 декабря 2020 года № 67-э), пунктом 4 приложения № 2 которого для общества с ограниченной ответственностью «Энергия Сибири» (далее - ООО «Энергия Сибири») утверждена необходимая валовая выручка на 2021 год в размере 7 978,97 тыс. руб.
Приказ от 29 декабря 2020 года № 67-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с 2 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее – Приказ от 29 декабря 2020 года № 66-э) утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.
Приказ от 29 декабря 2020 года № 66-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 20 января 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 3. В соответствии с 3 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 4-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее - Приказ от 28 января 2021 года № 4-э) в Приказ от 29 декабря 2020 года № 66-э внесены изменения.
Пунктами 25, 26, 61, 62, 65, 66, 187, 188, 189, 190 приложения к Приказу от 28 января 2021 года № 4-э (приложение № 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п) на 2021-2025 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края: с одной стороны обществом с ограниченной ответственностью «Энергия Сибири», с другой стороны - обществом с ограниченной ответственностью «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» (пункты 25-26), обществом с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (пункты 61-62), муниципальным предприятием электрических сетей города Зеленогорска (пункты 65-66), филиалом «Красноярскэнерго» публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (пункты 187-188), акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания» (пункты 189-190).
Приказ от 28 января 2021 года № 4-э опубликован 2 февраля 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 10 февраля 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 9. В соответствии с 4 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие со дня вступления в силу Приказа от 29 декабря 2020 года № 66-э.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 64-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей» (далее – Приказ от 29 декабря 2020 года № 64-э) на период 2021-2025 годы установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой прочим потребителям.
Приказ от 29 декабря 2020 года № 64-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 20 января 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 3. В соответствии с 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 1-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей» (далее – Приказ от 28 января 2021 года № 1-э), а также Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11 февраля 2021 года № 9-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей» (далее – Приказ от 11 февраля 2021 года № 9-э) в Приказ от 29 декабря 2020 года № 64-э внесены изменения.
Приказ от 28 января 2021 года № 1-э и Приказ от 11 февраля 2021 года № 9-э опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru соответственно 2 февраля 2021 года и 17 февраля 2021 года, а также в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» соответственно в № 9 от 10 февраля 2021 года и в № 16 от 10 марта 2021 года. В соответствии с пунктами 3 данных Приказов они вступили в силу в день, следующий за днем их официального опубликования, и распространяют свое действие на отношения, возникшие со дня вступления в силу Приказа от 29 декабря 2020 года № 64-э.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 65-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 406-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей» (далее – Приказ от 29 декабря 2020 года № 65-э) на период 2021-2025 годы установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Приказ от 29 декабря 2020 года № 65-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 20 января 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 3. В соответствии с 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2021 года № 2-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 65-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 406-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей «Население и приравненные к нему категории потребителей» в Приказ от 29 декабря 2020 года № 65-э внесены изменения.
Приказ от 28 января 2021 года № 2-э опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru 2 февраля 2021 года и 10 февраля 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 9. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, и распространяет свое действие на отношения, возникшие со дня вступления в силу Приказа от 29 декабря 2020 года № 65-э.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 03 апреля 2018 года № 232-р «О реорганизации органа исполнительной власти Красноярского края» постановлено преобразовать Региональную энергетическую комиссию Красноярского края в министерство тарифной политики Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года № 380-п утверждено Положение о министерстве тарифной политики Красноярского края, а 16 июля 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - министерства тарифной политики Красноярского края путем реорганизации в форме преобразования Региональной энергетической комиссии Красноярского края.
ООО «Энергия Сибири» обратилось с административным исковым заявлением (с учетом уточнений и дополнений) о признании не действующими со дня принятия пункт 4 приложения № 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 67-э в части установления для ООО «Энергия Сибири» необходимой валовой выручки на 2021 год в размере 7 978,97 тыс. руб.; пунктов 25, 26, 61, 62, 65, 66, 187, 188, 189, 190 приложения к Приказу от 29 декабря 2020 года № 66-э (в редакции Приказа от 28 января 2021 года № 4-э); Приказа от 29 декабря 2020 года № 64-э (в редакции Приказа от 28 января 2021 года № 1-э, Приказа от 11 февраля 2021 года № 9-э); Приказа от 29 декабря 2020 года № 65-э (в редакции Приказа от 28 января 2021 года № 2-э); возложении обязанности на министерство тарифной политики Красноярского края в течении 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу принять замещающие нормативные правовые акты.
Требования (с учетом дополнений и уточнений) мотивированы тем, что органом регулирования при определении необходимой валовой выручки ООО «Энергия Сибири» на 2021 год, в нарушение требований Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э, приняты в экономически необоснованном размере расходы ООО «Энергия Сибири» по статьям затрат «Подконтрольные расходы», «Плата за аренду имущества в лизинг», «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов со знаком «плюс» или незапланированного избытка со знаком «минус»». Министерством неверно определены плановые объемы отпуска электроэнергии. В результате неправомерного уменьшения расходов ООО «Энергия Сибири» и неверного определения объема отпуска электроэнергии была неправомерно уменьшена необходимая валовая выручка ООО «Энергия Сибири», что повлекло установление котловых и индивидуальных тарифов в экономически необоснованном размере.
Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) Ленивцева О.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на необоснованность доводов административного истца, а также на то, что оспариваемые приказы полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Представители общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (далее – ООО «РСК») Яценко А.С., Александровой М.Д., действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность доводов административного истца, а также на то, что в результате представления ООО «Энергия Сибири» в Министерство договоров аренды имущества, часть из которых были расторгнуты либо прекратили свое действие, при расчете необходимой валовой выручки расходы ООО «Энергия Сибири» учтены в большем размере.
Представитель публичного акционерного общества «Россети Сибирь» Ткач С.Д., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы Министерства.
Административный истец ООО «Энергия Сибири», заинтересованные лица общество с ограниченной ответственностью «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО», Муниципальное предприятие электрических сетей города Зеленогорска, акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А. в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетике в части государственного регулирования тарифов.
Пунктом 3.6 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Поскольку необходимая валовая выручка является одним из основных экономических показателей, учитываемых при формировании единого (котлового) тарифа и индивидуальных тарифов, оспариваемый Приказ от 29 декабря 2020 года № 67-э обладает признаками нормативного правового акта, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемые нормативные правовые акты приняты и оформлены приказами, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, порядку опубликования и вступления в силу.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеприведенных положений федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).
При государственном регулировании цен (тарифов), в числе прочих, должны соблюдаться принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов); принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Пунктом 12 Основ ценообразования установлены методы регулирования цен (тарифов), одним из которых является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
Под НВВ понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, определяются в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац 16 пункта 38 Основ ценообразования).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 и (или) пунктом 38 Основ ценообразования (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний индивидуальный тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования.
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Согласно материалам дела, ООО «Энергия Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.
Регулирование тарифов на вышеуказанные услуги ООО «Энергия Сибири» осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ.
Основанием для принятия оспариваемых Приказов явилось предложение ООО «Энергия Сибири» (с дополнениями) о корректировке на 2021 год тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, установленных ранее на долгосрочный период регулирования.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования тарифным органом определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе размер активов регулируемой организации.
Анализируя представленные материалы, Министерство исключило из расчета условных единиц оборудование по спорным объектам электросетевого хозяйства, уменьшив количество условных единиц до 997,44 относительно предлагаемых ООО «Энергия Сибири» 1 234,64.
В частности, Министерством не принят к расчету договор аренды оборудования № 35-17/2017-эсх от 21 ноября 2017 года между ООО «Крастехснаб-Капитал» и ООО «Энергия Сибири» по тем основаниям, что указанное в данном договоре электрооборудование перешло в пользование ООО «СтройТрейд» по договору аренды электрооборудования № 3 от 1 октября 2019 года, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, и картографии в Красноярском крае.
Также к расчету не принят договор аренды электрооборудования № 03- 07/2020-эсх. от 7 июля 2020 года между ООО СК «Реставрация» и ООО «Энергия Сибири» по тем основаниям, что указанное в данном договоре электрооборудование используется ООО «Крассети» на основании договора аренды нежилого здания и электрооборудования № КС-40/16 от 1 июня 2016 года, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Красноярском крае.
ООО «Энергия Сибири» указало в своем расчете размера активов указало договоры с ДНТ «Любимое», Волобуевым, Степановым, которые фактически в материалы тарифного дела не представило, в связи с чем данные договоры правомерно не учтены Министерством при расчете условных единиц.
Судом отклоняются доводы административного истца о неправомерном уменьшении органом регулирования расходов по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг».
Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
В силу подпункта 4 пункта 4 Приложения № 7 к Основам ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 27 Основ ценообразования при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Министерством обоснованно полностью исключены расходы на аренду по вышеуказанным договорам аренды, не принятым к расчету активов ООО «Энергия Сибири» на 2021 год.
Расчет остаточной стоимости других арендуемых объектов правомерно произведен Министерством в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства в сфере тарифного регулирования на основании данных о годе ввода объекта в эксплуатацию, исходя из максимальных сроков полезного использования в рамках амортизационной группы, а нормы амортизации - исходя из максимальных сроков полезного использования в рамках амортизационной группы.
Учитывая, что ООО «Энергия Сибири» по 16 договорам аренды неверно произвело расчет остаточной стоимости объектов электросетевого хозяйства, а по 2 договорам - расчет амортизации по налогу на имущество, Министерство обоснованно снизило расходы по арендной плате по данным договорам на основании собственного расчтеа, который признается судом правильным.
ООО «Энергия Сибири» предложило по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком минус)» учесть расходы в размере 20 204.86 тыс, руб., которые включают в себя корректировку подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов - (-) 5 429.10 тыс, руб.; корректировку неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра - 2 415.07 тыс, руб.; корректировку НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности - (-) 7 450.34 тыс. руб.; корректировку НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию - (-) 211,90 тыс, руб.; величину распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования
В соответствии с формулой 4 Методических указаний, корректировка подконтрольных расходов не определяется для случаев, если год (i-2) является первым годом долгосрочного периода регулирования.
Поскольку период регулирования ООО «Энергия Сибири» 2019-2022 годы, корректировка подконтрольных расходов правомерно была определена Министерством в размере 0,00 тыс, руб.
ООО «Энергия Сибири» для корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра, не представило в Министерство материалы, подтверждающие фактические расходы за 2019 на уплату налогов, начисленной амортизации основных средств, материалы, подтверждающие фактические отчисления на социальные нужды, а также материалы, подтверждающих фактические расходов на арендную плату.
В этой связи орган регулирования определил фактические расходы на уровне плановых и на основании формулы 7 Методически указаний определил корректировку неподконтрольных расходов в размере 0,00 тыс, руб.
Орган регулирования правомерно произвел корректировку НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности с применением формулы 7.1 Методических указаний и с учетом фактической выручки за услуги по передаче электрической энергии, информация о которой представлена ПАО «Красноярскэнергосбыт» и Филиалом «Красноярскэнерго» ПАО «Россети Сибирь». С учетом индексов потребительских цен, опубликованных Министерством экономического развития Российской Федерации, в соответствии с формулой 3 Методических указаний расходы определены Министерством в размере (-) 15 939,56 тыс, руб.
Расходы, учтенные для корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, были правомерно определены Министерством в соответствии с формулой 3 Методических указаний, увеличены на индексы потребительских цен (2020 год - 1,03; 2021 год - 1,036), и учтены в размере (-) 296,78 тыс, руб.
Обращает на себя внимание тот факт, что ООО «Энергия Сибири» дважды указало в предложенном к утверждению размере НВВ величину распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов в размере (+) 27 591,71 тыс, руб,, повторно указав ее в качестве расходов по статье «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования».
При этом, предложение ООО «Энергия Сибири» расходов по статье «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования» представлено без учета положений данного пункта, по смыслу которого учету и возмещению подлежат реально понесенные расходы на цели, указанные в абзаце 9 пункта 87 Основ ценообразования
Поскольку ООО «Энергия Сибири» не представило документальное подтверждение несения расходов на вышеуказанные цели, Министерство правомерно отклонило предложенные расходы в полном размере.
Министерством правомерно исключена сумма 3 899,83 тыс. руб. по невыполненным ремонтным программам за период 2017-2019 годы, поскольку в письме от 5 ноября 2020 года № 432-11/2020 об исполнении ремонтной программы 2020 года, не имеется сведений по исполнению ремонтных работ за целый (календарный) 2020 год.
Расходы по исполнению ремонтных работ в 2020 году подлежат учету, при предоставлении годовых отчетных форм, при корректировке тарифов на 2022 год.
Документы, представленные письмом от 16 ноября 2020 года № 468-11/2020 не учтены в расчетах в связи с неразмещением сведений в системе Единой информационной аналитической системе «Региональная система. Контроль отчетности» (далее - ЕИАС).
Статьей 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» на сетевые организации возлагается обязанность по самостоятельному раскрытию соответствующей информации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 года № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», которая (информация) подлежит размещению в Единой информационной аналитической системе «Региональная система. Контроль отчетности» (далее - ЕИАС) на сайте ФАС России. При этом, раскрытие информации осуществляется, в том числе, с целью обеспечения доступа к ней неограниченного круга лиц.
Согласно данным из ЕИАС сведения о затратах на ремонт за 2017-2019 годы по Форме раскрытия информации о структуре и объемах затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевыми организациями, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденной Приказом ФСТ России от 24 октября 2014 года № 1831-э, ООО «Энергия Сибири» не представлены.
Учитывая предусмотренную законом обязанность сетевых организаций по раскрытию информации, сведения ЕИАС, полученные Министерством из официального общедоступного источника, являются достаточными для тарифного регулирования. В этой связи судом отклоняются доводы ООО «Энергия Сибири» об обязанности Министерства запросить сведения о выполнении ремонтных программ.
Определением Красноярского краевого суда от 13 сентября 2021 года по ходатайству ООО «Энергия Сибири» по делу назначена судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза, производство которой поручено ООО «ЭнергоАудит».
Согласно экспертному заключению от 21 февраля 2022 года, количество условных единиц по статье «Подконтрольные расходы», подлежащих учету при корректировке НВВ на 2021 год согласно данным бухгалтерской отчетности и финансово-экономическими документам ООО «Энергия Сибири», представленным в Министерство, составляет 997,44, что соответствует количеству определенному Министерству.
Размер расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг», подлежащих учету при корректировке НВВ на 2021 год согласно данным бухгалтерской отчетности и финансово-экономическими документам ООО «Энергия Сибири», представленным в Министерство, составляет 8079,097 тыс. руб., что меньше величины рассчитанной Министерством 9133,08 тыс. руб. и, соответственно, в данной части органом регулирования права административного истца не нарушены.
Размер избытка по статье «Расходы, связанные с компенсацией полученного избытка (со знаком минус)», подлежащего компенсации при корректировке НВВ на 2021 год согласно данным бухгалтерской отчетности и финансово-экономическими документам ООО «Энергия Сибири», представленным в Министерство, составляет (-) 23696,339 тыс. руб. Министерством размер избытка определен в размере (-) 23711,62 тыс. руб., однако вышеуказанная разница обусловлена тем, что экспертом в расчетах были использован запрошенные им дополнительные материалы, которые ранее не были представлены ООО «Энергия Сибири» в Министерство. При этом, указанная разница крайне незначительная и не влияет на величину котловых и индивидуальных тарифов.
Недополученные доходы за предыдущие периоды регулирования по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком плюс)» согласно данным бухгалтерской отчетности и финансово-экономическими документам ООО «Энергия Сибири», представленным в Министерство, отсутствуют.
Экспертное заключение подтверждает правомерность определения органом регулирования величины НВВ и тарифов на 2021 год. Участвующими в деле лицами данное заключение не оспорено, доводов о несогласии с ним не приведено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что НВВ на 2021 год, а также размер устанавливаемых на ее основании котловых и индивидуальных тарифов для ООО «Энергия Сибири» определены Министерством в соответствии с требованиями Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку пункт 4 приложения № 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 67-э, пункты 25, 26, 61, 62, 65, 66, 187, 188, 189, 190 приложения к Приказу от 29 декабря 2020 года № 66-э (в редакции Приказа от 28 января 2021 года № 4-э), Приказ от 29 декабря 2020 года № 64-э (в редакции Приказа от 28 января 2021 года № 1-э, Приказа от 11 февраля 2021 года № 9-э), Приказ от 29 декабря 2020 года № 65-э (в редакции Приказа от 28 января 2021 года № 2-э) в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
По мнению суда, по настоящему делу не имеется предусмотренных частью 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для вынесения частного определения.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении административного дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия
Суд также не усматривает оснований для направления подобного сообщения в органы дознания или предварительного следствия по факту представления ООО «Энергия Сибири» в Министерство договоров аренды, обоснованность учета расходов по которым в составе НВВ на 2021 год оспорена в рамках настоящего дела ООО «РСК».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Энергия Сибири» – отказать.
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 11 апреля 2022 года