Председательствующий: Пичерских М.С.
Дело № 33-5568/2024
55RS0011-01-2024-000253-32
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Омск |
11 сентября 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Чернышевой И.В., судей Павловой Е.В., Григорец Т.К., при секретаре Ляхове Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-214/2024 по апелляционной жалобе муниципального предприятия Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области «Тепловодоканал» на решение Горьковского районного суда Омской области от 10 июня 2024 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.В.,
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МП «Тепловодоканал», Администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области, указав, что в соответствии с результатами выездной проверки МП «Тепловодоканал» выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, не контролируется качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, также в местах водозабора наружной и внутренней распределительных сетей, протоколы испытаний питьевой воды за 2023 г. не представлены. Вода источника (водохранилище), отобранная 29.02.2024, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается протоколом испытаний воды от 11.03.2024, экспертным заключением от 21.03.2024, у ответчика МП «Тепловодоканал» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, отсутствует проект зон санитарной охраны водозабора, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект. Данная вода используется для централизованного водоснабжения жилых домов р.п. Горьковское Горьковского района, в том числе для социально значимых объектов, по результатам внеплановой проверки МП «Тепловодоканал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 28.03.2024, постановлением по делу об административном правонарушении от 09.04.2024 МП «Тепловодоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.5 КоАП РФ. Бездействие привело к нарушению обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С учетом уточнения заявленных требований просили обязать МП «Тепловодоканал» в срок до 10.03.2025 в соответствии с требованиями законодательства организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой питьевой воды в р.п. Горьковское в соответствии с программой производственного контроля, контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, также в местах водозабора наружной и внутренней распределительных сетей в аккредитованных лабораториях в соответствии с количеством и периодичностью, установленными приложением 4 (по микробиологическим, органолептическим, радиологическим, обобщенным показателям, неорганическим веществам), принять меры по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (водохранилище) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения р.п. Горьковское Горьковского района Омской области, разработать проект зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения р.п. Горьковское Горьковского района Омской области, принять меры по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения на проект, проводить определение остаточного хлора в водопроводной воде перед поступлением в сеть на насосно-фильтровальную станцию р.п. Горьковское Горьковского района Омской области в лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения испытаний, также обязать МП «Тепловодоканал», Администрацию Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области в срок до 10.03.2025 провести мероприятия по приведению качества воды в источнике (водохранилище) по биохимическому потреблению кислорода, массовой концентрации железа, массовой концентрации марганца в соответствие с требованиями п. 91 главы V СанПиН 2.1.3684-21, таблица 3.3, таблица 3.13 Главы III СанПиН 1.2.3685-21.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Загоскин А.В. поддержал заявленные уточненные требования, указал, что нарушения не были устранены ответчиками до момента рассмотрения дела в суде, с предложенным специалистом Первых В.Д. способом приведения качества воды в источнике (водохранилище) по биохимическому потреблению кислорода, массовой концентрации железа, массовой концентрации марганца в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 согласился.
Представитель ответчика МП «Тепловодоканал» Лапин А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования признал частично, пояснил, что согласен с требованиями истца о возложении обязанностей организовать проведение производственного контроля за качеством подаваемой питьевой воды в р.п. Горьковское в соответствии с программой производственного контроля, контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, также в местах водозабора наружной и внутренней распределительных сетей в аккредитованных лабораториях в соответствии с количеством и периодичностью, установленными приложением 4 (по микробиологическим, органолептическим, радиологическим, обобщенным показателям, неорганическим веществам), проводить определение остаточного хлора в водопроводной воде перед поступлением в сеть на насосно-фильтровальную станцию р.п. Горьковское Горьковского района Омской области в лаборатории, аккредитованной на право выполнения данных испытаний. При этом подтвердил, что МП «Тепловодоканал» осуществляет забор воды для нужд населения р.п. Горьковское именно из водохранилища, расположенного по <...> в р.п. Горьковское Горьковского муниципального района Омской области, в настоящее время вода, поставляемая из систем питьевого водоснабжения в р.п. Горьковское, не соответствует требованиям СанПиН, ведутся работы по устранению нарушений, посредством установки дополнительных очистных сооружений.
Представитель ответчика Администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области Тюгаев В.Н. уточненные исковые требования не признал, пояснив, что у администрации отсутствуют свободные денежные средства для оплаты работ по приведению качества воды в водохранилище, из которого осуществляется водоснабжение р.п. Горьковское, в соответствие с требованиями СанПиН. Также указал, что в настоящее время принимаются меры по оформлению водохранилища в собственность городского поселения.
Судом постановлено решение, которым уточненные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МП «Тепловодоканал» просит решение суда отменить в части обязания МП «Тепловодоканал» в срок до 10.03.2025 провести мероприятия по приведению качества воды в источнике (водохранилище) с кадастровым номером <...>, по биохимическому потреблению кислорода, массовой концентрации железа, массовой концентрации марганца в соответствие с требованиями п. 91 главы V СанПиН 2.1.3684-21, таблица 3.3, таблица 3.13 главы III СанПиН 1.2.3685-21, путем очистки донной части водохранилища от илистых отложений, очистки надводной береговой линии от мусора, скашивания растительности на расстоянии 30 м от водохранилища, установки ограждения по периметру водохранилища, с целью ограничения доступа к нему посторонних лиц и животных, в части обязания МП «Тепловодоканал» принять меры по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (водохранилище) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения р.п. Горьковское Горьковского района Омской области, разработать проект зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения, принять меры по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения на проект, принять по делу новое решение об отказе в иске, в обоснование указывая, что ответчиками исполнены возложенные ранее решением суда обязанности по установке дополнительных очистных сооружений, поставляемая из систем центрального водоснабжения вода соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, 1.2.3685-21, что подтверждается протоколом испытаний от 02.07.2024 и заключением к нему от 05.07.2024, которые отсутствовали на момент рассмотрения настоящего дела, поскольку работы по установке дополнительных очистных сооружений еще не были закончены, судом не принято во внимание, что МП «Тепловодоканал» не является собственником источника водоснабжения, водохранилище является прудом и собственностью поселений, городских округов.
Апелляционная жалоба Администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области определением районного суда от 22.07.2024 возвращена, определение суда не обжаловано.
В возражении на апелляционную жалобу МП «Тепловодоканал» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность решения суда, оценив совокупность имеющихся доказательств, рассмотрев приведенные в обжалование судебного постановления доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра невступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм права.
Согласно п. 1.3 устава МП Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области «Тепловодоканал» учредителем предприятия является Администрация Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области, которая осуществляет полномочия собственника предприятия в части наделения имуществом. В соответствии с п.п. «а» п. 6 типового договора о предоставлении коммунальных услуг МП «Тепловодоканал» ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять предоставление коммунальных услуг потребителю в необходимых для него объемах надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства и настоящего договора. Как установлено судом, на территории Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области имеются водопроводные сооружения, обеспечивающие централизованное водоснабжение жилых домов р.п. Горьковское Горьковского района.
Согласно решению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе о проведении плановой выездной проверки от 24.01.2024 № <...>, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе проведена плановая выездная проверка деятельности МП «Тепловодоканал», расположенного по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское, ул. <...>, по результатам проверки выявлены нарушения.
Установлено, что МП «Тепловодоканал», осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию систем холодного водоснабжения в р.п. Горьковское, не осуществляется производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, а именно, не контролируется качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, также в местах водозабора наружной и внутренней распределительных сетей в аккредитованных лабораториях в соответствии с количеством и периодичностью, установленными приложением 4 (по микробиологическим, органолептическим, радиологическим, обобщенным показателям, неорганическим веществам) СанПиН 2.1.3684-21, протоколы испытаний питьевой воды за 2023 г. не представлены, непроведение производственного контроля качества воды на эксплуатируемых системах холодного водоснабжения не позволяет своевременно выявлять результаты лабораторных исследований, не соответствующих гигиеническим нормативам, что препятствует немедленному принятию мер по устранению ситуаций в случае выявления такого несоответствия, и не исключает возникновение угрозы и причинения вреда здоровью населения.
Как следует из акта выездной плановой проверки от 28.03.2024 № <...>, вода источника (водохранилище), отобранная 29.02.2024 в р.п. Горьковское, ул. <...>, не соответствует требованиям СанПиН по биохимическому потреблению кислорода (фактически 4,83 мгО2/дм3, при нормативном значении не более 2 мгО2/дм3), массовой концентрации железа (фактически 1,16 мг/дм3, при нормативном значении не более 0,3 мг/дм3), массовой концентрации марганца (фактически 0,16 мг/дм3, при нормативном значении не более 0,1 мг/дм3), что подтверждается протоколом испытаний воды № <...> от 11.03.2024, экспертным заключением № <...> <...> от 21.03.2024 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе» и является нарушением п. 91 главы V СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.3, табл. 3.13 главы III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (водохранилище) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в р.п. Горьковское, что является нарушением п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». На момент проверки у МП «Тепловодоканал» отсутствует проект зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения р.п. Горьковское, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект, что является нарушением требований п. 105 СанПиН 2.1.3684-21, п.п. 1.3-1.6, п.п. 1.11, 1.13, 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, п. 5 ст. 18, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определение остаточного хлора в водопроводной воде перед поступлением в сеть р.п. Горьковское проводится в лаборатории, не аккредитованной в установленном порядке на право выполнения данных испытаний, что является нарушением п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, п. 19 Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды». Данная вода используется для централизованного водоснабжения жилых домов р.п. Горьковское Горьковского района, в том числе для социально значимых объектов (образовательные и медицинские организации).
По результатам проверки МП «Тепловодоканал» выдано предписание № <...> об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.03.2024.
В связи с указанными нарушениями, постановлением по делу об административном правонарушении от 09.04.2024 № <...> МП «Тепловодоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20000 руб. Сторона ответчиков не отрицала наличие указанных нарушений, в том числе на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Первых В.Д. показал, что является директором ООО «Сибирская экологическая компания», одним из видов деятельности которого торговля промышленными химикатами, научные исследования и разработки в области естественных наук, на профессиональной основе более 10 лет занимается установкой очистных сооружений для воды, также имеет опыт работы по очистке водоемов, в настоящее время его организация занимается установкой фильтров в централизованную систему водоснабжения р.п. Горьковское, однако указанные фильтры не будут эффективны, и будут иметь меньший ресурс, чем предусмотрено изготовителем, так как вода, поступающая из водохранилища в систему водоснабжения поселка, не соответствует требуемым параметрам. Организацией обследовано водохранилище, а также прилегающая к нему территория, и установлено, что очисткой водохранилища и прилегающей территории длительное время не занимались, чтобы привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 воду в источнике (водохранилище), расположенном по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское, ул. <...>, по биохимическому потреблению кислорода, массовой концентрации железа, массовой концентрации марганца необходимо провести очитку донной части водохранилища от накопившихся илистых отложений, которые представляют собой биомассу, способствующих цветению воды, также необходимо провести очистку надводной береговой линии от мусора, скашивание растительности на расстоянии 30 м от водохранилища, чтобы исключить попадание биомассы в водохранилище, кроме того, необходимо установить ограждение по периметру водохранилища, с целью ограничения доступа к нему посторонних лиц и животных.
В судебном заседании стороны не представили возражений относительно способов, предложенных специалистом, по приведению качества воды в водохранилище в соответствие с требованиями СанПиН, ходатайств о назначении соответствующих судебных экспертиз, несмотря на разъяснения суда, не заявлено.
Удовлетворяя заявленные уточненные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению по делу правовыми нормами, на основании положений ст. 43 Водного кодекса РФ, ст.ст. 2, 8, 32, 39, 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 6, 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 14, 17, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, п.п. 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, п.п. 5, 11, 13 СанПиН 3.3686-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, учитывая фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.ст. 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что факт нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обеспечения населения р.п. Горьковское Горьковского муниципального района Омской области питьевой водой надлежащего качества подтвержден материалами дела, в связи с чем правомерно постановил, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению.
С учетом характера и объема необходимых к выполнению работ по устранению выявленных нарушений, также необходимости соблюдения баланса интересов ответной стороны и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции установил срок совершения действий по устранению нарушений до 10.03.2025.
Установив совокупность вышеизложенных обстоятельств дела, приняв во внимание в том числе положения ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», суд первой инстанции возложил обязанность по устранению соответствующих конкретных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе на МП «Тепловодоканал».
Проверив выводы районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы МП «Тепловодоканал», судебная коллегия не усматривает оснований отмены или изменения решения суда.
В апелляционной жалобе МП «Тепловодоканал» наличие выявленных Управлением Роспотребнадзора по Омской области нарушений не оспаривает, при этом ссылается на тот факт, что МП «Тепловодоканал» не является собственником источника водоснабжения, указанный объект за предприятием не закреплялся, между тем, указанные доводы признаны состоятельными в целях отмены решения суда быть не могут и не свидетельствуют о необоснованности судебного акта.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждому гарантировано право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
По смыслу п. 1 ст. 39 названного закона, на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно ст. 11 и п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Питьевая вода согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч. 3).
В силу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» общим принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение (ч. 1.1 ст. 6).
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 утверждены СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в соответствии с указанными правилами на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения, включающая разработку соответствующих проектов (п. 1.3).
Как следует из п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект разрабатывается специально. Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий поясов зоны санитарной охраны (п. 1.6 Правил).
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны, организаций, индивидуальных предпринимателей, от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 утверждены Санитарные правила и нормы 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», которые разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Согласно п. 11 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разработать и утвердить программу производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, и обеспечить его выполнение.
Согласно п. 13 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения населения обязаны обеспечить соответствие качества воды установленным требованиям.
В силу п. 1896 СанПиН 3.3686-21 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства и осуществлять производственный контроль, в том числе с использованием лабораторных исследований.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению качества подаваемой населению питьевой воды возложена на соответствующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ» под «водоснабжением» понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Под «питьевой водой» понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
Как указано, из материалов дела следует, согласно п. 1.3 устава МП «Тепловодоканал» его учредителем является Администрация Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области. Согласно п. 1.2 устава МП «Тепловодоканал» предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей централизованное водоснабжение р.п. Горьковское, коммерческой организацией, унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. В соответствии с п.п. «а» п. 6 типового договора о предоставлении коммунальных услуг МП «Тепловодоканал» ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять предоставление коммунальных услуг потребителю в необходимых для него объемах надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства и настоящего договора.
Питьевое водоснабжение р.п. Горьковское организовано из поверхностного водоисточника (водохранилище), общей площадью <...> кв.м, имеющего кадастровый номер <...>, правообладателем значится Администрация горьковского городского поселения Горьковского муниципального района, принятого на учет, как бесхозяйный объект недвижимости, иные источники водоснабжения отсутствуют и для водоснабжения населения не используются. Из материалов дела также следует, что на основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом № <...> от 01.10.2020 МП «Тепловодоканал» на пять лет на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество для осуществления уставной деятельности, состоящее из объектов, сооружений и иного имущества для оказания услуг водоснабжения по месту нахождения водохранилища, в том числе согласно перечню муниципального имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения за МП «Тепловодоканал», акту приема-передачи (приложения №№ <...> к договору), насосно-фильтровальная станция, водонапорная башня, водопроводные сети, резервуар для чистой воды, модуль очистки воды, локальная станция очистки воды, оборудование для очистки и доочистки воды, водопровод, необходимые для осуществления деятельности МП «Тепловодоканал».
Как следует из п.п. 1.6, 2.2.1 устава МП «Тепловодоканал», предприятие является юридическим лицом, предметом деятельности предприятия является осуществление деятельности в целях решения социальных задач – обеспечение потребителей коммунальными услугами по регулируемым ценам.
Согласно п. 2.3.1 устава МП «Тепловодоканал» осуществляет в установленном законодательством порядке забор, очистку и распределение воды, имущество предприятия находится в собственности Горьковского сельского поселения Горьковского муниципального района, источниками формирования имущества предприятия являются имущество, переданное по решению учредителя, средства целевого бюджетного финансирования (п. 4.13 устава).
Судебная коллегия, учитывая фактические обстоятельства дела, на основании приведенных правовых положений, анализируя доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что суд первой инстанции, установив, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе проведения проверки Управления Роспотребнадзора по Омской области, не устранены, правомерно исходил из наличия оснований удовлетворения иска, выводы суда первой инстанции постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по спору, выводы суда мотивированы, оснований их переоценки не установлено.
Таким образом, постановленный вывод суда о наличии оснований удовлетворения иска в том числе следует из установленного по делу обстоятельства того, что имеется нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую ситуацию, поскольку в нарушение требований п.п. 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.3-1.6, 1.11, 1.13, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», эксплуатируемый источник (водохранилище), расположенный по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское, ул. <...>, в <...> м по направлению на запад от здания <...>, не соответствует приведенным санитарным требованиям, при этом также вода в источнике не соответствует установленным требованиям, фактическое значение массовой концентрации марганца, железа, биохимического потребления кислорода превышает допустимые значения, установленные табл. 3.3, табл. 3.13 главы III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», что подтверждено материалами дела, представленными доказательствами, протоколом испытаний воды, экспертным заключением, материалами выездной плановой проверки.
В адрес МП «Тепловодоканал» вынесено предписание об устранении соответствующих выявленных нарушений от 28.03.2024, постановлением от 09.04.2024 предприятию назначено административное наказание по ст.ст. 6.3, 6.5 КоАП РФ.
С учетом подлежащих применению правовых положений и фактических обстоятельств дела судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований отмены решения суда, спорный водный объект используется для централизованного водоснабжения жилых домов р.п. Горьковское Горьковского района, в том числе для социально значимых объектов, предусмотренные законодательством санитарные мероприятия в силу приведенных правовых норм должны проводится, учитывая эксплуатацию водного объекта в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с учетом изложенного доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Вместе с тем, апеллянт ссылается на фактическое устранение нарушений путем представления дополнительных доказательств в виде протокола испытаний воды от 02.07.2024 № <...> с датой отбора проб 28.06.2024, заключения от 05.07.2024 № <...> по указанному протоколу испытания, исходя из которых проба воды по нормируемым показателям массовой концентрации железа, массовой концентрации марганца, биохимического потребления кислорода соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 (раздел IV п. 75), СанПиН 1.2.3685-21 (раздел III, таблица 3.13).
Между тем, указанные протокол, заключение подготовлены в отношении проб воды, взятых после вынесения судебного решения, в связи с чем представленные материалы не свидетельствуют о незаконности либо необоснованности оспариваемого судебного акта, в данной связи заявленное апеллянтом обстоятельство того, что соответствующие подтверждения отсутствовали на момент рассмотрения дела, поскольку работы по установке дополнительных очистных сооружений еще не были закончены, не может повлечь отмену либо изменение решения суда, в том числе со ссылками на решение Горьковского районного суда Омской области от 02.05.2024 № <...>, которое на момент рассмотрения настоящего дела исполнено не было, имело другой предмет спора, при этом в суде первой инстанции с учетом пояснений руководителя ООО «Сибирская экологическая компания» установлено, что установка исключительно очистных сооружений без комплекса иных требуемых мероприятий не сможет в полной мере обеспечить качество воды (протокол судебного заседания от 06.06.2024).
При этом согласно п. 77 вышеуказанных СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с приложениями №№ 2-4 к Санитарным правилам. Пунктом 3 приложения № 2 к СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, являющиеся водопользователями, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды источника (источников) питьевого водоснабжения по перечню химических веществ, которые потенциально могут присутствовать в источнике водоснабжения. Согласно п. 5 указанного приложения минимальное количество исследуемых проб воды, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве воды в течение года, принимается для поверхностных источников - 12 проб в год, отбираемых ежемесячно. Приложением № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 установлены Правила выбора периодичности и количества проб питьевой воды при проведении лабораторных исследований качества питьевой воды в рамках производственного контроля. Согласно Правилам количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора устанавливаются с учетом таблицы 1 Приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21. Вместе с тем, как следует из материалов дела, представленных возражений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области с приложением протоколов испытаний воды от 14.05.2024 № <...> с заключением от 07.06.2024 № <...>, от 20.05.2024 № <...> с заключением от 07.06.2024 № <...>, исследованных судебной коллегией в порядке проверки доводов апелляционной жалобы согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателю массовой концентрации железа (табл. 3.13, п. 556), массовой концентрации марганца (табл. 3.13, п. 717), также показателям цветности, мутности, перманганатной окисляемости (табл. 3.1, п.п. 3, 5, табл. 3.3 п. 4).
В указанной связи с учетом фактических обстоятельств дела возложенная судом обязанность по организации проведения производственного контроля за качеством питьевой воды в соответствии с программой производственного контроля не может быть признана в полной мере исполненной лишь на основании представленных протокола испытаний от 02.07.2024 и заключения к нему от 05.07.2024, что свидетельствует о единичном анализе проб по конкретному ряду показателей, осуществленном после вынесения оспариваемого судебного решения, наличие данных документов с учетом изложенного при установленных обстоятельствах само по себе не может являться основанием вывода о надлежащем исполнении обязанностей по снабжению питьевой водой населения на момент рассмотрения иска и достаточности мер, принимаемых в сфере обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества, также при иных указанных установленных нарушениях.
Кроме того, участвующим в деле лицам судом в судебном заседании разъяснено право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, соответствующее ходатайство суду не заявлено, при этом суд выяснил мнение сторон относительно установленных способов устранения нарушений, какие-либо возражения от участвующих в деле лиц относительно определенного судом способа устранения нарушений в указанной части не поступили, каких-либо доводов апелляционной жалобы по данному основанию апеллянтом не приведено (протоколы судебных заседаний от 06,10.06.2024).
При изложенных обстоятельствах, принимая также во внимание, что в целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения. Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Горьковского районного суда Омской области от 10 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Горьковский районный суд Омской области в срок, не превышающий трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2024 года
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи_________Павлова Е.В. секретарь судебного заседания ___________________ (подпись) «23» сентября 2024 года |