УИД 28RS0006-01-2021-000767-61
Дело № 2а-465/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Беленикиной Е.Д.,
с участием
представителя административного истца ФИО7, действующего на основании доверенности от 14 июля 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к МКУ Администрации рабочего поселка Новобурейский о признании незаконным отказа в переселении семьи административного истца из аварийного жилого помещения - <адрес>, о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
12 июля 2021 года административный истец ФИО3 обратилась в Бурейский районный суд с настоящим административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению Администрации рабочего посёлка <адрес> (далее - МКУ Администрации рп.Новобурейский).
В обоснование административного искового заявления суду пояснив, что она на основании договора купли-продажи от 11 апреля 1996 года, являюсь собственником трехкомнатной <адрес>, общей площадью 41,4 квадратных метров, расположенной в двухквартирном деревянном <адрес> года постройки, находящейся по адресу: <адрес>.
22 июня 2021 года Межведомственная жилищная комиссия при МКУ Администрация рабочего поселка Новобурейский, учитывая выводы специалиста, изложенные в экспертном заключении по результатам обследования технического состояния двухквартирного жилого дома, вынесла комиссионное заключение о признании данного жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Основанием для такого заключения, явился категорический вывод специалистов о том, что существует опасность для жизни и здоровья людей, проживающих в данном жилом помещении.
На основании данного заключения, 22 июня 2021 года главой рабочего поселка Новобурейский вынесено постановление № 229 «О включении жилого помещения в реестр жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания», о чем 25 июня 2021 года, ей было направлено письменное уведомление исх. №55/1886.
Она обратилась с письменным заявлением о предоставлении ей иного жилого помещения в рамках переселения из квартиры, проживание в которой представляет реальную опасность.
29 июня 2021 года, административный ответчик, исх. № 1909, уведомил её о невозможности удовлетворить её требования, поскольку в муниципальном образовании отсутствуют жилые помещения маневренного фонда, в бюджете отсутствуют материальные средства на приобретение вторичного жилья и поставил совершенно незаконное кабальное условие, в соответствии с которым она, совместно с собственником квартиры № 1 заключила договор с независимым экспертом на изготовление экспертного заключения по обследованию двухквартирного дома на предмет аварийности и только в этом случае дом будет включен в будущую Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда после 2025 года, с последующим расселением граждан, проживающих в данном доме. При этом было подчеркнуто, что в подобные программы могут быть включены только многоквартирные жилые дома, а отдельное жилое помещение в вышеуказанную программу не может быть включено. По логике административного ответчика, она, как собственник изолированного жилого помещения должна находиться в опасных для здоровья и самой жизни условиях до тех пор, пока не уговорит соседа, помочь ей признать весь дом аварийным. Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Просила суд признать незаконным отказ административного ответчика в переселении её семьи из аварийного жилого помещения - <адрес>, возложить обязанность на административного ответчика, предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца ФИО3, извещённой надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившейся, просившей суд рассмотреть дело в её отсутствие, с участием её представителя.
Представитель административного истца ФИО3 - ФИО7 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объёме. Привел доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в порядке статьи 227 КАС РФ усматривается нарушение статьи 40 Конституции РФ гарантирующей право на жилище, которая выражается в предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ праве собственника жилого помещения на улучшения жилищных условий путем бесплатного предоставления ему в собственность иного жилого помещения, такой же площади в черте того же муниципального образования, взамен жилого помещения признанного в установленном порядке аварийным. Просил административные исковые требования удовлетворить в полном объёме, как законные и обоснованные.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика МКУ Администрации рп.Новобурейский, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах не явки суду не сообщившего.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованных лиц: ФИО4, ФИО2, ФИО1, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание неявившихся, о причинах неявки суду не сообщивших.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Администрации Бурейского район, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, просившего суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Бурейского района, Межведомственной комиссии при Администрации рп.Новобурейский, Государственной жилищной инспекции Амурской области, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщивших.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред.3 июля 2018 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Законом Амурской области от 18 ноября 2005 года № 92-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Бурейского района и муниципальных образований в его составе» установлено, что улица Комсомольская входит в состав муниципального образования рп. (пгт) Новобурейский Бурейского района Амурской области.
Уставом Муниципального образования рп. (пгт) Новобурейский (в редакции решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от 21 января 2011 года №36/144) (в редакции от 23 мая 2019 года № 12/52) (далее - Устав), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, подтверждено, что муниципальное образование рабочий поселок (поселок городского типа) Новобурейский Бурейского района Амурской области наделено статусом городского поселения Законом Амурской области от 18 ноября 2005 года № 92-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Бурейского района и муниципальных образований в его составе; что сокращенное наименование муниципального образования - рабочий поселок Новобурейский (далее - рп. Новобурейский); что территорию рп. Новобурейский составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов: рп. Новобурейский и село Николаевка, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; что административным центром муниципального образования рп. Новобурейский является рп. Новобурейский; что территория поселения входит в состав территории Бурейского района; что МКУ Администрация рп. Новобурейский - исполнительно-распорядительный орган поселения, обладает правами юридического лица и является Муниципальным казенным учреждением (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 30 Устава).
Из пункта 6 статьи 5 Устава следует, что к вопросам местного значения рп.Новобурейский относятся, в том числе и обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Администрация рп. Новобурейский осуществляет полномочия, в том числе: управляет муниципальной собственностью поселения, организует и осуществляет муниципальный контроль на территории муниципального образования, осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством (ст. 31 Устава).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред.3 июля 2018 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Пунктами 1 и 3 статьи 239.2 ГК РФ, установлено, что отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Приведенные правовые нормы связывают возможность изъятия недвижимого имущества только при предоставлении правообладателю соответствующего возмещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи данного кодекса.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд. Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Соблюдение предусмотренной частями 2-4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным.
Из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года)), в том числе и по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции.
Адресными справками от 21 июля 2021 года ОВД МО МВД России «Бурейский», адресными справками УВД УМВД России по <адрес> доказано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ горда рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Выписками из ЕГРНП от 10 июля 2021 года на земельный участок, от 29 июля 2021 года на помещение доказано, что истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, имеющая постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, является собственником жилого помещения - <адрес> жилом <адрес>, по адресу: <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м., кадастровый №, земельного участка общей площадью 1249,0 кв.м., кадастровый №, на основании договора купли - продажи от 11 апреля 1996 года.
Справкой о составе семьи выданной Администрацией рп Новобурейский доказано, что семья ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит из двух человек, в том числе включает супруга - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Выписками из ЕГРНП от 17 июля 2021 года №КУВИ002/2021-89906992 на земельный участок, №КУВИ-002/2021-89906062 на помещение, доказано, что сособственниками жилого помещения - <адрес> жилом <адрес>, по адресу: <адрес>, общей площадью 40,7 кв.м., кадастровый №, земельного участка общей площадью 1046,0 кв.м., кадастровый №, являются ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ горда рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированные по адресу: <адрес>, с долями в праве собственности 1/2.
Актом обследования многоквартирного дома от 22 июня 2021 года № 15, заключением Межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 22 июня 2021 года № 15, экспертным заключением от 2021 подтверждается, что <адрес> двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> признана непригодной для постоянного проживания.
Постановлением главы рабочего посёлка Новобурейский от 22 июня 2021 года № 229 доказано, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес> признана непригодной для постоянного проживания, на основании заключения межведомственной комиссии от 22 июня 2021 года № 15, и включена в реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания.
Ответом от 30 июля 2021 года № 2.6/2233 Администрации рабочего поселка Новобурейский на судебный запрос доказано, что двухквартирный жилой <адрес> в <адрес> не признан в установленном порядке аварийным, в Программу переселения граждан из аварийного жилого фонда не включен, так как не является аварийным. Квартира № 2 в двухквартирном жилом <адрес> в <адрес> признана непригодной для проживания.
Заявлением ФИО3 от 21 июня 2021 года подтверждается, что административный истец ФИО3 обратилась в МКУ Администрацию рп.Новобурейский с заявлением о предоставлении ей жилья в связи с признанием её квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании заключения эксперта, аварийной.
Ответом МКУ Администрации п.Новобурейский от 29 июня 2021 года №5.5/1909 доказано, что административному истцу ФИО3 отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения, так как её <адрес> двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> признана непригодной для постоянного проживания. Двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном порядке аварийным не признан. В случае признания его таковым он будет включен в Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда после 2025 года, с последующим расселением граждан проживающих в данном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Ответ МКУ Администрации п.Новобурейский от 29 июня 2021 года №5.5/1909 на заявление административного истца ФИО3 от 21 июня 2021 года доказано, что срок для обжалования в суд административным истцом не пропущен.
Обращаясь с административным иском, административный истец ссылалась на то, что её квартира признана авариной и не пригодной для постоянного проживания, а ответчиком до настоящего времени не принято решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения (квартиры), взамен аварийной. По мнению административного истца, административным ответчиком нарушается статьи 40 Конституции РФ гарантирующая право на жилище, которая выражается в предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ праве собственника жилого помещения на улучшения жилищных условий путем бесплатного предоставления ему в собственность иного жилого помещения.
Суд приходит к выводу, что такой вывод административного истца основан на неправильно толковании норм материального права.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Пунктами 1 и 3 статьи 239.2 ГК РФ, установлено, что отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Приведенные правовые нормы связывают возможность изъятия недвижимого имущества только при предоставлении правообладателю соответствующего возмещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи данного кодекса.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд. Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Соблюдение предусмотренной частями 2-4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным.
Из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года)), в том числе и по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции.
Учитывая, что двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> установленном порядке не признан аварийным, то суд не усматривает оснований для признания незаконным отказа административного ответчика МКУ Администрации рп. Новобурейский в переселении ФИО3 и членов её семьи из <адрес> (принадлежащей на праве собственности ФИО3) в <адрес> в <адрес>.
В силу положений части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставленного жилого помещения в выкупную цену.
Суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решения об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что квартира, принадлежащая административному истцу на праве собственности, признана в установленном законом порядке непригодной для проживания, однако решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашение о предоставлении административному истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Суд приходит к выводу, что действия административного ответчика соответствуют действующим нормативным правовым актам и отсутствует нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика, то есть отсутствуют оба основания, установленные ст. 227 КАС РФ для признания действий административного ответчика незаконными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права административного истца административным ответчиком не нарушены.
Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к МКУ Администрации рп.Новобурейский о признании незаконным отказа в переселении семьи административного истца из аварийного жилого помещения - <адрес>, о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к МКУ Администрации рабочего поселка Новобурейский о признании незаконным отказа в переселении семьи административного истца из аварийного жилого помещения - <адрес>, о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме составлено 10 августа 2021 года.