Решение по делу № 33-5378/2020 от 21.05.2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Потылицын А.В. 33-5378/2020

24RS0032-01-2019-002256-07

                                         2.111г

08 июля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Федоренко В.Б.

судей Ашихминой Е.Ю., Тихоновой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Постарнак Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю.

гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа №65 имени воина-интернационалиста Городного О.М.», Администрации г. Красноярска о возложении обязанности обеспечить охрану объектов сотрудниками частных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти,

по апелляционной жалобе администрации г. Красноярска

на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 20 февраля 2020 г., которым возложена обязанность на МБОУ «Средняя школа №65 имени воина-интернационалиста Городного О.М.» обеспечить охрану объектов по адресам: г<адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

Возложена обязанность на администрацию г. Красноярска по финансированию расходов МБОУ «Средняя школа №65 имени воина-интернационалиста Городного О.М.» по обеспечению охраны указанных объектов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ленинского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился к МБОУ «Средняя школа 65» о возложении обязанности обеспечить охрану объектов, ссылаясь в обоснование иска, что МБОУ «Средняя школа №65» в соответствии с паспортами безопасности объектов по адресам: г.<адрес> неотъемлемой частью которых являются акты обследования и категорирования объектов (территории), отнесена к объектам третьей категории опасности, и не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Такие обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов детей. Просил обязать ответчика обеспечить охрану объектов по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда к участию в деле соответчиком привлечена администрация г.Красноярска.

Судом постановлено приведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Красноярска просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что требования к антитеррористической защищенности объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, не распространяются на МБОУ «Средняя школа № 65», поскольку прокурором не представлено доказательств, подтверждающих отнесение органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования данной школы к объектам, подлежащим антитеррористической защите. Требования к антитеррористической защищенности объектов е содержат прямого указания на обязательность физического присутствия сотрудников частных охранных организаций в образовательном учреждении, тогда как возложение обязанности возможно только в случае, если она прямо предусмотрена законом. Кроме того, для осуществления полномочий органа местного самоуправления в сфере образования в структуре администрации города создан специально уполномоченный орган – главное управление образования администрации города Красноярска, которое является самостоятельным юридическим лицом, координирует деятельность муниципальных образовательных учреждений, в том числе, в части охраны жизни и здоровья обучающихся; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств, исполняет бюджетные полномочия. Администрация г. Красноярска как самостоятельное юридическое лицо не является финансовым органом МО г. Красноярск, не осуществляет распоряжение средствами бюджета города, в связи с чем, не может являться надлежащим ответчиком, на которого возложена обязанность по финансированию расходов МБОУ «Средняя школа №65» по обеспечению ее охраны.

В возражениях прокуратура Ленинского района г.Красноярска просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Признавая возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, судебная коллегия исходит из того, что в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг (ред. от 03.06.2020, 09.07.2020 г.) "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края", режим самоизоляции для граждан на территории края с 03.06.2020 г. носит рекомендательный характер и не распространяется на случаи посещения гражданами организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, к коим относятся суды общей юрисдикции.

Не явившиеся лица не заявили о невозможности явки в суд в связи с необходимостью соблюдения режима самоизоляции, либо по иным причинам, препятствующим явке в суд.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Андреева А.И., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами дела.

В силу п.7 ст.2, ч.3.1 ст.5 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 года "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пп."а" и "б" п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона N 35-ФЗ, правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно подп. «б» п. 25 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.

Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно пп.2 п. 15 ч.3 ст.28 указанного Закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Материалами дела установлено, что охрана МБОУ «Средняя школа №65» обеспечена силами сотрудников учреждения (вахтеры, охранники), а также оборудовано тревожной кнопкой вызова группы оперативного реагирования вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ.

01.01.2019 года между ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» (охрана) и МБОУ «Средняя школа №65» (заказчик) заключен контракт №848, по условиям которого охрана обязуется осуществлять реагирование нарядом группы задержания по сигналу «Тревога», поступающему с объектов заказчика – помещений школы МБОУ СШ №65, расположенных по адресу: : г.Красноярск, <адрес> для выяснения причин поступления сигнала «Тревога», а заказчик обязуется оплачивать услуги охраны.

24.01.2020 года руководителем Главного управления образования администрации г.Красноярска утверждены паспорта безопасности, в соответствии с которым объектам МБОУ «Средняя школа №65» по адресам: г.Красноярск, ул<адрес> присвоена третья категория опасности объекта.

Для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) привлекаются вахтер, сторож, вневедомственная охрана; используются следующие средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объектов – тревожная кнопка, при нажатии которой на объекты выезжает наряд УВО вооруженный табельным оружием, средствами ограничения подвижности, средствами бронезащиты, палкой специальной.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что на территории МБОУ «Средняя школа № 65» в целях обеспечения антитеррористической безопасности не организована охрана в соответствии с требованиями подп. «б» п. 25 Требований от 02.08.2019 N 1006, а именно: охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения обязанности обеспечить такую охрану.

Принимая решение о возложении на администрацию г.Красноярска обязанность обеспечить образовательному учреждению финансирование для устранения указанных нарушений требований по антитеррористической безопасности (охране объекта), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что МБОУ «Средняя школа №65» не имеет денежных средств на организацию охраны объекта в соответствии с Требованиями от 02.08.2019 N 1006, а также принял во внимание, что обязанность по финансированию расходов муниципальных учреждений законом возложена администрацию г. Красноярска, как на учредителя бюджетного образовательного учреждения.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что органом местного самоуправления, а также образовательным учреждением не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности спорного объекта образования, поскольку данный объект не обеспечен круглосуточной охраной путем привлечения сотрудников соответствующих охранных организаций, а администрацией г. Красноярска не принимаются меры для надлежащего финансирования в целях обеспечения антитеррористической защищенности спорного объекта и выполнения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые администрацией г. Красноярска в необходимом размере обеспечены не были, несмотря на то, что вышеуказанными Требованиями от 02.08.2019 N 1006 (и ранее действовавшими) прямо предусмотрена обязанность по обеспечению круглосуточной охраны объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, в данном случае – администрации г. Красноярска.

Невыполнение предусмотренных Требованиями от 02.08.2019 N 1006 мероприятий по обеспечению круглосуточной охраны объектов с привлечением сотрудников охранных организаций создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга граждан на жизнь, здоровье.

Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, чем создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения.

Все доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении толкования норм материального права, в связи с чем, не состоятельны и не являются основанием для отмены решения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 20 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения

Председательствующий                        В.Б.Федоренко

Судьи             Е.Ю.Ашихмина

            Т.В.Тихонова

33-5378/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Красноярска
Ответчики
МБОУ Средняя школа №65
Администраци г.Красноярска
Другие
Главное управление образования администрации г. Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Ашихмина Елизавета Юрьевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
08.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее