Решение по делу № 12-140/2021 от 01.07.2021

УИД 11MS0017-01-2021-001716-40

Дело №12-140/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Шибакова Т.А.,

при секретаре Поповой Е.Г., с участием помощника прокурора Карповой Н.В.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Орловского В.В., его защитника Собяниной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре **.**.** года жалобу директора Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара Орловского Виталия Васильевича на постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района
г. Сыктывкара Республики Коми от **.**.** о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от 22.06.2021 директор Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
г. Сыктывкара Орловский В.В. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми, Орловский В.В. выражает несогласие с приведенным постановлением, ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Орловский В.В., его защитник Собянина С.А. на доводах, изложенных в жалобе, настаивали, указали, что воспитанники Государственного учреждения Республики Коми «Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» г. Сыктывкара, проходят обучение в Государственном общеобразовательном учреждении Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара не более 2-х часов по специальной индивидуальной программе развития, с проведением занятий продолжительностью не более 15 минут и не более 4-х занятий в день, в связи с чем обеспечиваются питанием по месту постоянного пребывания.

Прокурор Карпова Н.В. полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным, жалобу Орловского В.В. подлежащей оставлению без удовлетворения.

Законный представитель потерпевших - Государственное учреждение Республики Коми «Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
г. Сыктывкара, извещен в установленном порядке о рассмотрении дела, в судебном заседании участие не принимал, и.о. директора Макаровой О.П. заявлено о рассмотрении дела об административном правонарушении без участия представителя учреждения.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о месте и времени рассмотрения жалобы, в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена при имеющейся явке.

Выслушав объяснения Орловского В.В., позицию его защитника Собяниной С.А., заключение прокурора Карповой Н.В., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании решения прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** №... в период с **.**.** по **.**.** проведена проверка деятельности Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара, в ходе которой установлено, что директор Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара Орловский В.В. в нарушение ст.37, ч.7 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) не организовал воспитанникам Государственного учреждения Республики Коми «Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» г. Сыктывкара бесплатное питание в период нахождения и обучения в образовательной организации, чем допустил дискриминацию детей по принципу наличия статуса воспитанника детского дома.

По результатам проверки постановлением прокурора Эжвинского района г.Сыктывкара от **.**.** в отношении директора Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
г. Сыктывкара Орловского В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи от **.**.** директор Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
г. Сыктывкара Орловский В.В. признан виновным и привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой, за то, что не организовал воспитанникам детского дома с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание в период нахождения и обучения в образовательной организации.

С выводами мирового судьи согласиться нельзя в связи со следующим.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образуют деяния, выразившиеся в нарушении или незаконном ограничении прав и свобод обучающихся образовательных организаций, предусмотренных законодательством об образовании, либо нарушении установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Перечень основных прав обучающихся закреплен в ч.1 ст.34 Федерального закона.

Между тем обеспечение обучающихся питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, отнесено п.2 ч.2 ст.34 Федерального закона №273-ФЗ к мерам социальной поддержки.

Статьей 37 этого же Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Статья 79 Федерального закона №273-ФЗ устанавливает особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Частями 1 и 2 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Положения Федерального закона №273-ФЗ относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в п.15 ч.3 ст.28 названного Федерального закона.

Пунктом 2 ч.1 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

В п.2 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

В силу п.3 ч.4 этой статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ).

В силу ст.11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ).

Как следует из материалов дела, воспитанники Государственного учреждения Республики Коми «Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» г. Сыктывкара получают 6-разовое питание в данном учреждении, организованное согласно приказу от 07.07.2020 №127«р» (л.д. 28-30).

Воспитанникам Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара также установлен 6-разовый прием пищи, график и меню которого предусмотрены приказом учреждения от 31.08.2020 №363 (л.д. 31-37), отчасти положением о столовой, утвержденным приказом учреждения от 04.09.2018 №273 (л.д. 42-46).

Организация питания воспитанников обоих учреждений осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием их здоровья, а также на основании утвержденных государственных санитарных норм.

Так, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 №32 утверждены СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», разделом VIII которых предусмотрено, что для обеспечения детей питанием разрабатывается рацион питания, на основании которого разрабатывается и составляется примерное меню на период не менее двух недель; питание детей должно быть организовано 5-6 разовое в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п.8.1.2.8).

Как следует из п. 1.9, 3.4.3, 3.9.5 санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, в профессиональной образовательной организации должно быть организовано двухразовое горячее питание для обучающихся; при нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания.

В соответствии с п.п. 10, 15 Методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России №213н, Минобрнауки России №178 от 11.03.2012, п.6.8 письма Минобрнауки России от 12.04.2012 №06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед); интервалы между приемами пищи обучающихся рекомендуется составлять не менее 2-3 часов и не более 4-5 часов.

Обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда в зависимости от режима (смены) обучения, а также ответственность общеобразовательной организации за организацию и качество горячего питания обучающихся закреплены в п. 2.2, 4.1 рекомендаций «МР 2.4.0179-20. 2.4. Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020.

Воспитанники Государственного учреждения Республики Коми «Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» г. Сыктывкара ... (дети с ограниченными возможностями здоровья, сложными сочетанными диагнозами) обучаются по специальным индивидуальным программам развития; коррекционно-развивающие занятия с ними проводятся в Государственном общеобразовательном учреждении Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара по времени не более 15 минут и не более 4-х занятий в день.

При таком интервале занятий названные дети находятся на обучении в Государственном общеобразовательном учреждении Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара не более 2-х часов.

Из приведенных в обжалуемом постановлении мирового судьи от 22.06.2021 объяснений директора Государственного учреждения Республики Коми «Специальный (коррекционный) детский дом №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» г. Сыктывкара Островской В.Н. следует, что при направлении указанных детей на обучение в образовательную организацию - Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара, второй завтрак, предусмотренный в меню в виде сока, им выдается с собой.

Тем самым питание (второй прием пищи) детей обеспечивалось детским домом посредством выдачи продуктов в таре при направлении на обучение в образовательное учреждение, что не предусмотрено санитарно-эпидемиологическим требованиями к условиям воспитания и обучения детей.

По убеждению судьи, в рассматриваемом случае в рамках проверки установлено, что в дни проведения учебных занятий в образовательном учреждении не обеспечивается выполнение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания (продуктовый набор вместо полноценного питания) с учетом времени пребывания детей в образовательном учреждении, режима обучения и интервалов для приема пищи, подробно регламентированных СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 2.4.3648-20 и рекомендациями Главного государственного санитарного врача РФ, что свидетельствует о не соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей в такой организации. Данный вывод также следует из информации Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми от 20.08.2021 и от 02.09.2021, содержащей разъяснения по питанию детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе пребывающих в образовательной организации меньше количества часов, позволяющих обеспечить двухразовое питание.

Частью 1 ст.28 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Нарушение требований, установленных данной нормой, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, в том числе к организации питания в образовательном учреждении.

Тем самым, действия (бездействие) директора Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
г. Сыктывкара Орловского В.В. квалифицированы неправильно.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.5.57 и ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере образования и общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Возможность переквалификации деяния с ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч.1 ст.6.7 названного Кодекса исключена.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от **.**.** в отношении директора Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара Орловского В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии директора Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара Орловского В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 названного Кодекса.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу директора Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара Орловского Виталия Васильевича удовлетворить.

Постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от 22.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
г. Сыктывкара Орловского Виталия Васильевича отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ГОУ РК «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара» Орловского Виталия Васильевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Т.А. Шибакова

12-140/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Орловский Виталий Васильевич
Другие
ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Сыктывкара"
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Шибакова Татьяна Андреевна
Статьи

5.57

Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
01.07.2021Материалы переданы в производство судье
16.07.2021Истребованы материалы
19.07.2021Поступили истребованные материалы
19.07.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее