ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2-893/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                22 мая 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена        21 мая 2020 года.

    Определение в полном объеме изготовлено        22 мая 2020 года.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:

председательствующего Харитонова А.С.,

судей Жогина О.В., Хаянян Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 июня 2019 года (судья Благодатная Е.Ю.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 октября 2019 года (судьи Лозовой С.В., Кузнецова Е.А., Гоцкалюк В.Д.) по иску прокурора города Симферополя Республики Крым в интересах Новиковой Л.В., Новикова А.Г., Новиковой Ю.А., Новикова К.А. к Администрации города Симферополя Республики Крым об обязании предоставить Новиковой Л.В., Новикову А.Г., Новиковой Ю.А., Новикову К.А. другое благоустроенное жилое помещение, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Совета Министров Республики Крым, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Межведомственной комиссии по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, иным архитектурно-строительным вопросам, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Кириенко А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

установил:

прокурор Центрального района города Симферополя обратился в Центральный районный суд города Симферополя в интересах Новиковой Л.В., Новикова А.Г., Новиковой Ю.А., Новикова К.А. с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым с уточненными требованиями об обязании Администрации города Симферополя предоставить Новиковой Л.В., Новикову А.Г., Новиковой Ю.А., Новикову К.А. другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последними в данный момент, расположенного по адресу: ул. Мате Залки, 1а, г. Симферополь, Республика Крым, Республика Крым не менее 30,4 кв.м, находящееся в черте города Симферополя.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 июня 2019 года иск прокурора города Симферополя Республики Крым в интересах Новиковой Л.В., Новикова А.Г., Новиковой Ю.А., Новикова К.А. удовлетворен.

Администрация города Симферополя Республики Крым обязана предоставить Новиковой Л.В., Новикову А.Г., Новиковой Ю.А., Новикову К.А. другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последними в данный момент, расположенного по адресу: ул. Мате Залки, 1а, г. Симферополь, Республика Крым не менее 30,4 кв.м, находящееся в черте города Симферополя. С Администрации города Симферополя взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 октября 2019 года решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 июня 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Симферополя в интересах Новиковой Л.В., Новиковой Ю.А Новикова А.Г., Новикова К.А. в полном объеме.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что при рассмотрении дела суды не учли, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решения о сносе дома. Судами не были проверено в достаточной мере доводы ответчика, не была дана надлежащая правовая оценка предоставленным доказательствам, в результате чего суды пришли к преждевременному и неправильному выводу о доказанности изложенных в исковом заявлении обстоятельств, приняв судебное постановление с существенным нарушением норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов муниципального образования городской округ Симферополь, что в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений.

В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.

Информация о движении дела была размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. Кассационный суд полагает, что лица, участвующие в деле обязаны отслеживать информацию о его движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Как следует из материалов дела, Новиковой Л.В., Новикову А.Г., Новиковой Ю.А., Новикову К.А. принадлежит на праве общей собственности квартира, общей площадью 30,4 кв.м, расположенная по адресу: ул. Мате Залки, 1а, г. Симферополь, Республика Крым.

Новикова Л.В., Новиков А.Г., Новикова Ю.А., Новиков К.А. в указанной квартире проживают с 2001 года.

Постановлением Администрации города Симферополя №1480 от 27 июня 2016 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. М. Залки, 1а, признан аварийным и подлежащим сносу.

7 сентября 2018 года к прокурору города Симферополя Республики Крым обратилась Новикова Л.В. с заявлением о принятии мер реагирования.

Новиков А.Г., Новикова Ю.А., Новиков К.А. также дали свои пояснения и обратились с заявлениями о принятии мер реагирования.

Постановлением Администрации г. Симферополя от 9 апреля 2019 года № 2038 внесены изменения в вышеуказанное постановление № 1480 от 27 июня 2016 года, установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления - до 31 декабря 2021 года.

Прокуратурой города Симферополя по обращению Новиковой Л.В. проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами администрации г. Симферополя требований жилищного законодательства.

Проверкой установлено, что Новикова Л.В., Новиков А.Г., Новикова Ю.А., Новиков К.А. в составе семьи из четырех человек на основании ордера на жилое помещение № 171, выданного 15 июня 2001 года исполнительным комитетом Симферопольского городского совета, вселены в жилую квартиру № 802 жилого многоквартирного дома № 1 по ул. Мате Залки в г. Симферополе. Вышеуказанная квартира, на основании свидетельства о праве собственности от 23 января 2003 года принадлежит им в равных долях. В ходе проверки также установлено, что согласно акту обследования помещения № 72 от 14 марта 2016 года и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 53 от 14 марта 2016 года, вышеуказанный многоквартирный дом является аварийным. Постановлением Администрации г. Симферополя от 27 июня 2016 года № 1480 он признан аварийным и подлежащим сносу. Вопреки требованиям действующего законодательства должностными лицами Администрации г. Симферополя до настоящего времени, что Новиковой Л.В., Новикову А.Г., Новиковой Ю.А., Новикову К.А. не предоставлено иное жилое помещение.

Ссылаясь на неисполнение Администрацией города Симферополя Республики Крым обязанности по предоставлению Новиковой Л.В., Новикову А.Г., Новиковой Ю.А., Новикову К.А. другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, взамен занимаемого, прокурор Центрального района города Симферополя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Новиковой Л.В., Новикова А.Г., Новиковой Ю.А., Новикова К.А. к Администрации города Симферополя Республики Крым обратился в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с настоящим иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно положениям статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 и частями 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В силу положений частей 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.

29 марта 2018 года Советом Министров Республики Крым принято постановление № 148 «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2019 годах на территории Республики Крым», согласно которому, с учетом постановления Совета министров Республики Крым от 15 августа 2018 года № 387 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года № 148», - срок реализации программы 2018-2019 годы.

Органы местного самоуправления обеспечивают принятие правовых актов, в которых указываются:

перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории муниципального образования;

условия изъятия жилых помещений у собственников и условия переселения граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в аварийных многоквартирных домах;

информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в Программе;

предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках, предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;

определение площадок для строительства нового жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов и их инженерная подготовка;

определение инвесторов-застройщиков жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;

формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации и обеспечение технологического присоединения к объектам инженерной инфраструктуры;

заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;

формирование целевых показателей в разрезе соответствующего муниципального образования (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства или приобретения по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;

выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;

организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;

переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов;

очередность и сроки сноса аварийных многоквартирных домов.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.

Таким образом, суд первой инстанции, принимая во внимание, что бездействие со стороны Администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по переселению истцов из аварийного жилья подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые ничем не опровергнуты бездействие Администрации г. Симферополя нарушает жилищные права, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, пришел к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым с выводами суда первой инстанции согласилась, при этом обоснованно указала, отклоняя доводы Администрации города Симферополя, основанные на постановлении Администрации г. Симферополя от 9 апреля 2019 года № 2038, которым внесены изменения в постановление № 1480 от 27 июня 2016 года и установлен срок отселения физических и юридических лиц из спорного многоквартирного дома - до 31 декабря 2021 года, что поскольку многоквартирный дом является аварийным, существует возможность разрушения конструкций и опасность для пребывания людей, предоставление Новиковой Л.В., Новикову А.Г., Новиковой Ю.А., Новикову К.А. другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя равнозначного по площади жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия плана реализации программы.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, которые соответствуют установленным обстоятельствам и правовым позициям, изложенным в разделах втором и третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, не опровергают выводов судов, а выражают несогласие с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, надлежащим образом исследованных судом и оцененных с учетом правил статьи 67 ГПК РФ.

Такие доводы не могут служить основанием к отмене обжалуемых постановлений, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по-своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.

На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                   ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░                                          ░.░. ░░░░░

     ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-4962/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Симферополь
Другие
Новикова Л.В,,Новикова А.Г., Новикова Ю.А. Новиков К.А.
МКУ Департамент городского хохзяйства Симферополля
Министерство ЖКХ республиким Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
07.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее