Дело № 2-27/2020
УИД № 02RS0010-01-2020-000017-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2020 года с. Чоя
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыдыева А.В.,
при секретаре Субботиной М.В.,
с участием помощника прокурора района Головина А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к КУ РА «Чойское лесничество» об устранении нарушений лесного законодательства и возложении обязанности проведения осмотра лесосеки,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к КУ РА "Чойское лесничество" об устранении нарушений лесного законодательства и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе № квартала № Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой Бахмутовой Ф.А. произведена рубка лесных насаждений.
В обоснование иска указано, проведенной проверкой установлено, что между ответчиком и Бахмутовой Ф.А. 24.01.2018 г. заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных в выделе № квартала № Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, со сроком действия договора до ДД.ММ.ГГГГ По условиям договора покупатель обязался осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, а также после завершения работ по заготовке древесины в течение 3 дней, но не позднее окончания срока действия настоящего договора, информировать продавца об окончании указанных работ и необходимости проведения осмотра лесосеки. В нарушение требований закона КУ РА "Чойское лесничество" осмотр лесосеки не осуществлен.
На основании статей 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации; статей 1, 11, 16, 51, 50.7, 96 Лесного кодекса Российской Федерации; Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417; Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 474; Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607; Закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай» №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать КУ РА «Чойское лесничество» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе № квартала № Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой ФИО7 произведена рубка лесных насаждений.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>, участвующий в деле по поручению, ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить на указанных в заявлении основаниях.
Представитель ответчика КУ РА «Чойского лесничество» по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, указав, что на запрос Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что акт осмотра лесосек по договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО7 не составлялся. В январе 2020 года участковый лесничий ФИО4 сообщил, что он обнаружил акт осмотра данной лесосеки, датированный ДД.ММ.ГГГГ и дал письменные объяснения по данному поводу.
Третье лицо ФИО7 в судебном заседании пояснила, что действительно заключала договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки дрова, от ее имени по доверенности действовал сын ФИО5, который выезжал на деляну и производил заготовку дров, все необходимые документы от ее имени подписывал сын. Про акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ может пояснить, что на деляну лично не выезжала, ездил ее сын ФИО9, в акте подпись принадлежит ей, точно не помнит, но возможно распалась в нем в феврале 2019 года, когда сын принес данный акт ей на подпись.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно с ст. 1 ЛК РФ основными принципами регулируемых лесным законодательством лесных отношений являются устойчивое управление лесами, повышение их потенциала, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов.
Частью 2 статьи 11 ЛК РФ установлено, что граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 предусмотрено, что данным правовым актом установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п.п. «к» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 474 при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с абз. 2 п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.
Статьей 5 Закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай» №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Заготовка древесины представляет собой рубку лесных насаждений, их трелевку, частичную переработку, хранение и вывоз из леса древесины (ч. 1). Граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд в соответствии с правилами заготовки древесины, установленными федеральным законодательством (ч. 2).
Из положений частей 2, 3 статьи 50.7 ЛК РФ следует что охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (ч. 2). Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства.
Из положений частей 2, 2.1 указанной статьи следует, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 21-33 приложения № постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 215 "Об утверждении перечней должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Республики Алтай, признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай и внесении изменений в некоторые постановления правительства <адрес>" утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Республики Алтай, в который входят: директор, инженер по лесопользованию, инженер по охране, защите леса, инженер по лесовосстановлению КУ РА "Чойское лесничество"; участковый лесничий, помощник участкового лесничего, мастер леса Чойского участкового лесничества КУ РА "Чойское лесничество"; участковый лесничий, помощник участкового лесничего, мастер леса Саракокшинского участкового лесничества КУ РА "Чойское лесничество"; участковый лесничий, помощник участкового лесничего, мастер леса Паспаульского участкового лесничества КУ РА "Чойское лесничество".
В силу п. 2 Постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай "О реорганизации Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай" предметом деятельности казенных учреждений являются осуществление в границах лесничества, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, организации использования лесов, их охраны, защиты воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала, удовлетворение потребностей общества в лесах и лесных ресурсах на основе многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Республики Алтай.
Согласно ч. 3 ст. 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; 2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; 13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
Из положений пункта 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 367 (приложение 4 указанного приказа) следует, что осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора купли-продажи лесных насаждений, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Согласно пункту 6 Порядка осмотра лесосеки в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
В судебном заседании установлено, что между Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений в лице директора КУ РА «Чойское лесничество» Пещерского НА. и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных в выделе № квартала № Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества. Срок действия данного договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями договора купли-продажи лесных насаждений покупатель обязан осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (подпункт «ж» пункт 15), а так же после завершения работ по заготовке древесины в течении 3 дней, но не позднее окончания срока действия настоящего договора, информировать продавца об окончании указанных работ (подпункт «к» пункта 15).
Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона КУ РА «Чойское лесничество» осмотр лесосеки до настоящего времени не осуществлен.
Свидетель ФИО4 судебном заседании пояснил, что работает участковым лесничим в КУ РА «Чойское лесничество». По акту осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ может пояснить следующее, действительно в феврале 2019 года выезжал на осмотр деляны, которая предоставлена ФИО7 для заготовки дров. От имени ФИО7 действовал ее сын ФИО5 по доверенности, с участием последнего произвел осмотр деляны, при этом ФИО5 предоставил необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте с использованием компьютерной техники составил акт осмотра лесосеки и расписался в нем, для получения подписи ФИО7 отложил данный документ и впоследствии забыл об этом. Вспомнил о том, что данный акт необходимо оформить в установленном порядке, то есть поставить подпись ФИО7 лишь в декабре 2019 года – январе 2020 года. После чего данный документ передал ФИО5, который вернул акт осмотра с подписью ФИО7, затем акт передал ответственному работнику КУ РА «Чойское лесничество». Таким образом, на момент подготовки ответа межрайонному природоохранному прокурору акт осмотра лесосеки не был подписан в установленном порядке и соответственно не имел юридическую силу, то есть фактически лесосека не была осмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, поскольку вследствие бездействия КУ РА «Чойское лесничество», выразившегося в не проведении проверки исполнения требований лесного законодательства ФИО7 допускается возможность наступления негативных последствий, вызванных в результате деятельности лесопользователя, а именно, захламление территории лесосеки мусором, порубочными остатками, рубкой деревьев сверх, установленного договором объёма (незаконной рубкой) или же не осуществление вывоза заготовленной древесины. В результате нарушаются требования правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, направленные на принятие мер по предупреждению лесных пожаров, обеспечение охраны и защиты лесов.
Таким образом, суд считает, что Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском.
В связи с вышеизложенным суд считает необходимым требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к КУ РА «Чойское лесничество» о возложении обязанности произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе № квартала № Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой ФИО7 произведена рубка лесных насаждений удовлетворить, с установлением срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ в силу положений ст. 206 ГПК РФ, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к КУ РА «Чойское лесничество» удовлетворить.
Возложить на КУ РА «Чойское лесничество» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе № квартала № Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой ФИО7 произведена рубка лесных насаждений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.
Судья А.В. Кыдыев
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.