Решение по делу № 2-27/2020 от 10.01.2020

Дело № 2-27/2020

УИД № 02RS0010-01-2020-000017-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2020 года с. Чоя

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кыдыева А.В.,

при секретаре Субботиной М.В.,

с участием помощника прокурора района Головина А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к КУ РА «Чойское лесничество» об устранении нарушений лесного законодательства и возложении обязанности проведения осмотра лесосеки,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к КУ РА "Чойское лесничество" об устранении нарушений лесного законодательства и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе квартала Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой Бахмутовой Ф.А. произведена рубка лесных насаждений.

В обоснование иска указано, проведенной проверкой установлено, что между ответчиком и Бахмутовой Ф.А. 24.01.2018 г. заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных в выделе квартала Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, со сроком действия договора до ДД.ММ.ГГГГ По условиям договора покупатель обязался осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, а также после завершения работ по заготовке древесины в течение 3 дней, но не позднее окончания срока действия настоящего договора, информировать продавца об окончании указанных работ и необходимости проведения осмотра лесосеки. В нарушение требований закона КУ РА "Чойское лесничество" осмотр лесосеки не осуществлен.

На основании статей 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации; статей 1, 11, 16, 51, 50.7, 96 Лесного кодекса Российской Федерации; Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417; Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 474; Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607; Закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай» -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать КУ РА «Чойское лесничество» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе квартала Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой ФИО7 произведена рубка лесных насаждений.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>, участвующий в деле по поручению, ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить на указанных в заявлении основаниях.

Представитель ответчика КУ РА «Чойского лесничество» по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, указав, что на запрос Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что акт осмотра лесосек по договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО7 не составлялся. В январе 2020 года участковый лесничий ФИО4 сообщил, что он обнаружил акт осмотра данной лесосеки, датированный ДД.ММ.ГГГГ и дал письменные объяснения по данному поводу.

Третье лицо ФИО7 в судебном заседании пояснила, что действительно заключала договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки дрова, от ее имени по доверенности действовал сын ФИО5, который выезжал на деляну и производил заготовку дров, все необходимые документы от ее имени подписывал сын. Про акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ может пояснить, что на деляну лично не выезжала, ездил ее сын ФИО9, в акте подпись принадлежит ей, точно не помнит, но возможно распалась в нем в феврале 2019 года, когда сын принес данный акт ей на подпись.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно с ст. 1 ЛК РФ основными принципами регулируемых лесным законодательством лесных отношений являются устойчивое управление лесами, повышение их потенциала, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов.

Частью 2 статьи 11 ЛК РФ установлено, что граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 предусмотрено, что данным правовым актом установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно п.п. «к» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 474 при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

В соответствии с абз. 2 п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.

Статьей 5 Закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай» -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Заготовка древесины представляет собой рубку лесных насаждений, их трелевку, частичную переработку, хранение и вывоз из леса древесины (ч. 1). Граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд в соответствии с правилами заготовки древесины, установленными федеральным законодательством (ч. 2).

Из положений частей 2, 3 статьи 50.7 ЛК РФ следует что охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (ч. 2). Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3).

Согласно ч. 1 ст. 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства.

Из положений частей 2, 2.1 указанной статьи следует, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктами 21-33 приложения постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 215 "Об утверждении перечней должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Республики Алтай, признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай и внесении изменений в некоторые постановления правительства <адрес>" утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Республики Алтай, в который входят: директор, инженер по лесопользованию, инженер по охране, защите леса, инженер по лесовосстановлению КУ РА "Чойское лесничество"; участковый лесничий, помощник участкового лесничего, мастер леса Чойского участкового лесничества КУ РА "Чойское лесничество"; участковый лесничий, помощник участкового лесничего, мастер леса Саракокшинского участкового лесничества КУ РА "Чойское лесничество"; участковый лесничий, помощник участкового лесничего, мастер леса Паспаульского участкового лесничества КУ РА "Чойское лесничество".

В силу п. 2 Постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай "О реорганизации Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай" предметом деятельности казенных учреждений являются осуществление в границах лесничества, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, организации использования лесов, их охраны, защиты воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала, удовлетворение потребностей общества в лесах и лесных ресурсах на основе многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Республики Алтай.

Согласно ч. 3 ст. 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; 2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; 13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.

Из положений пункта 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 367 (приложение 4 указанного приказа) следует, что осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора купли-продажи лесных насаждений, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

Согласно пункту 6 Порядка осмотра лесосеки в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.

В судебном заседании установлено, что между Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений в лице директора КУ РА «Чойское лесничество» Пещерского НА. и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных в выделе квартала Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества. Срок действия данного договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с условиями договора купли-продажи лесных насаждений покупатель обязан осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (подпункт «ж» пункт 15), а так же после завершения работ по заготовке древесины в течении 3 дней, но не позднее окончания срока действия настоящего договора, информировать продавца об окончании указанных работ (подпункт «к» пункта 15).

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона КУ РА «Чойское лесничество» осмотр лесосеки до настоящего времени не осуществлен.

Свидетель ФИО4 судебном заседании пояснил, что работает участковым лесничим в КУ РА «Чойское лесничество». По акту осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ может пояснить следующее, действительно в феврале 2019 года выезжал на осмотр деляны, которая предоставлена ФИО7 для заготовки дров. От имени ФИО7 действовал ее сын ФИО5 по доверенности, с участием последнего произвел осмотр деляны, при этом ФИО5 предоставил необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте с использованием компьютерной техники составил акт осмотра лесосеки и расписался в нем, для получения подписи ФИО7 отложил данный документ и впоследствии забыл об этом. Вспомнил о том, что данный акт необходимо оформить в установленном порядке, то есть поставить подпись ФИО7 лишь в декабре 2019 года – январе 2020 года. После чего данный документ передал ФИО5, который вернул акт осмотра с подписью ФИО7, затем акт передал ответственному работнику КУ РА «Чойское лесничество». Таким образом, на момент подготовки ответа межрайонному природоохранному прокурору акт осмотра лесосеки не был подписан в установленном порядке и соответственно не имел юридическую силу, то есть фактически лесосека не была осмотрена.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, поскольку вследствие бездействия КУ РА «Чойское лесничество», выразившегося в не проведении проверки исполнения требований лесного законодательства ФИО7 допускается возможность наступления негативных последствий, вызванных в результате деятельности лесопользователя, а именно, захламление территории лесосеки мусором, порубочными остатками, рубкой деревьев сверх, установленного договором объёма (незаконной рубкой) или же не осуществление вывоза заготовленной древесины. В результате нарушаются требования правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, направленные на принятие мер по предупреждению лесных пожаров, обеспечение охраны и защиты лесов.

Таким образом, суд считает, что Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском.

В связи с вышеизложенным суд считает необходимым требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к КУ РА «Чойское лесничество» о возложении обязанности произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе квартала Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой ФИО7 произведена рубка лесных насаждений удовлетворить, с установлением срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ в силу положений ст. 206 ГПК РФ, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к КУ РА «Чойское лесничество» удовлетворить.

Возложить на КУ РА «Чойское лесничество» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести осмотр лесосеки, расположенной в выделе квартала Саракокшинского участкового лесничества Чойского лесничества, на которой ФИО7 произведена рубка лесных насаждений.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья А.В. Кыдыев

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-27/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
КУ РА "Чойское лесничество"
Другие
Бахмутова Фаина Александровна
Балахнина Марина Валерьевна
Суд
Чойский районный суд Республики Алтай
Судья
Кыдыев Аржан Валерьевич
Дело на странице суда
choisky.ralt.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2020Передача материалов судье
13.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее