РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснокаменск 15 декабря 2016 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Салбукова К.В.,
при секретаре Дымочко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Ковылинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным, обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения «Ковылинское» законодательства о теплоснабжении, при этом установлено, что котельная п. Ковыли Краснокаменского района и котельная ст. Арамогойтуй находятся в эксплуатации и собственности сельского поселения «Ковылинское» и осуществляют централизованное теплоснабжение и водоснабжение населения сельского поселения «Ковылинское». Вместе с тем, находящиеся в эксплуатации администрации сельского поселения «Ковылинское» котельные не обеспечены необходимым количеством топлива для безаварийного и стабильного прохождения отопительного сезона 2016-2017 годов. В связи с чем, Краснокаменский межрайонный прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Ковылинское» выразившееся в непринятии мер к созданию и поддержанию в течение отопительного сезона 2016-2017 годов нормативного эксплуатационного запаса топлива для котельной поселка Ковыли и котельной станции Арамогойтуй, осуществляющих теплоснабжение населения на территории муниципального образования – сельского поселения «Ковылинское», в размере рассчитанном в соответствии с приказом Минэнерго Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 377; обязать Администрацию сельского поселения «Ковылинское» в течение отопительного сезона 2016-2017 годов организовать надежное теплоснабжение на территории сельского поселения «Ковылинское» путем обеспечения создания нормативного эксплуатационного запаса топлива для котельной поселка Ковыли и котельной станции Арамогойтуй, осуществляющих теплоснабжение населения на территории муниципального образования – сельского поселения «Ковылинское», в размере рассчитанном в соответствии с приказом Минэнерго Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 377; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании заместитель Краснокаменского межрайонного прокурора Солдатова О.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, дала пояснения аналогичные содержанию иска, обратила внимание суда, что необходимые денежные средства для приобретения и подвоза угля имелись на счетах администрации сельского поселения.
В судебном заседании представитель ответчика глава сельского поселения «Ковылинское» Убушаев С.В., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что действительно котельная п. Ковыли и котельная ст. Арамогойтуй находятся в эксплуатации и собственности сельского поселения «Ковылинское», при этом договора с ресурсоснабжающей организацией не имеется, договоры на поставку тепла заключаются непосредственно администрацией с жителями сельского поселения. Также не отрицает факта отсутствия на указанных котельных необходимого объема неснижаемого нормативного запаса топлива. Вместе с тем, незаконного бездействия со стороны администрации сельского поселения не имелось, поскольку в спорный период в администрации сельского поселения уволился бухгалтер, нового работника найти не удалось, а поскольку все платежи за поставляемые товары и услуги проводятся через систему государственных закупок, то без бухгалтера заключить договоры на покупку и подвоз угля не имелось возможности.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Давтян О.П., действующая на основании доверенности, полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктов 11, 12 данного Порядка, НЭЗТ (нормативный эксплуатационный запас топлива) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Пунктом 21 вышеуказанного Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 года N 377 установлено, для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток.
Согласно справке администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», к началу отопительного сезона администрацией сельского поселения «Ковылинское» было приобретено 500 тонн угля, вывоз с угольного разреза «<данные изъяты>» не организован, договор на доставку угля с перевозчиками не заключался, ДД.ММ.ГГГГ. администрацией сельского поселения оплачено только 99,7 тонн угля. В целях предотвращения срыва отопительного сезона выделено из резерва ГОиЧС 167 тонн угля, подвоз угля котельным сельского поселения осуществляется транспортом администрации муниципального района. <данные изъяты>
Согласно информации администрации сельского поселения «Ковылинское», на ДД.ММ.ГГГГ. запасы угля по котельным п. Ковыли (47 тонн) и ст. Арамогойтуй (38 тонн) составляют совместно 85 тонн (запас на 7 дней), нормативный запас топлива на 45 суток не создан <данные изъяты>
Свидетель ФИО6 суду показал, что работает в должности <данные изъяты> «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», в его должностные обязанности входят <данные изъяты> Со стороны администрации сельского поселения «Ковылинское» имело место ненадлежащее исполнение своих обязанностей, поскольку, несмотря на наличие денежных средств, администрацией сельского поселения не были заключены договоры на приобретение и поставку угля в котельные. В июле 2016 года теплоснабжающая организация прекратила оказания услуг, в связи с чем, для котельных, находящихся в собственности сельского поселения, региональной службой по тарифам и ценообразования были установлены тарифы именно для администрации сельского поселения «Ковылинское», как для организации осуществляющей поставки тепловой энергии. Вместе с тем, действия по заключению договоров на приобретение и поставку угля не были администрацией поселения совершены, со ссылкой на отсутствие в штате бухгалтерского работника.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Устава сельского поселения «Ковылинское»
за сельским поселением могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно соглашению о передаче полномочий № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией сельского поселения «Ковылинское» и администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», администрации сельского поселения передана часть полномочий в том числе по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. При этом предусмотрен порядок и объем предоставления межбюджетных трансфертов, необходимых для исполнения передаваемых полномочий <данные изъяты>
Таким образом суд приходит к выводу, что в настоящем случае, с учетом распределения полномочий между органами местного самоуправления, вопросы теплоснабжения сельского поселения «Ковылинское» находятся в ведении администрации указанного поселения.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Согласно материалов дела, пояснений участников судебного процесса, в ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающая организация ООО «Теплосети» отказалась от исполнения обязательств, в связи с чем, находящееся у данной организации в доверительном управлении имущество, в том числе котельная п. Ковыли и котельная ст. Арамогойтуй, были переданы администрации сельского поселения «Ковылинское» <данные изъяты>
Кроме того, согласно приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-НПА, установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую администрацией сельского поселения «Ковылинское» потребителям на территории муниципального образования <данные изъяты>
Как следует из представленных в ходе судебного заседания договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых домов, указанные договоры заключаются между администрацией сельского поселения «Ковылинское» и собственниками жилых помещений сельского поселения на поставку коммунальных услуг, в том числе и услуги теплоснабжения, что в свою очередь свидетельствует о том, что в отсутствие теплоснабжающей организации ее функции осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
Как разъяснил Конституционный суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 N 22-П, хотя муниципальные образования в силу своей природы и статуса как участника гражданского оборота не занимаются предпринимательской деятельностью, решение вопросов местного значения в ряде случаев предполагает предоставление муниципального имущества хозяйствующим субъектам не муниципальной формы собственности (с сохранением права муниципальной собственности) для оказания тех или иных услуг, связанных с жизнеобеспечением населения. В таких случаях нахождение конкретного объекта в публичной собственности выступает гарантией того, что - вне зависимости от воли субъекта экономической деятельности, свободного в принятии решения о ее прекращении по собственному желанию в любое время, - население муниципального образования не лишится возможности получения этих услуг из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры.
При таком положении, при отсутствии теплоснабжающей организации требования административного иска заявлены к надлежащему ответчику, органу местного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие вопросы.
В обоснование отсутствия вины администрации сельского поселения, глава администрации Убушаев С.В. ссылался на увольнение бухгалтера, а как следствие, невозможность заключить договоры на покупку и подвоз угля, поскольку все платежи проводятся через казначейство.
Суд находит данные доводы необоснованными, поскольку, увольнение работника осуществляющего бухгалтерские функции, не освобождает орган местного самоуправления от надлежащего исполнения возложенных на него законом и Уставом обязанностей и не влечет отсутствия вины при таком бездействии.
При этом, судом принимается во внимание, что денежные средства для приобретения и подвоза угля на котельные у ответчика имелись, поскольку, согласно справке председателя Комитета по финансам администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» от ДД.ММ.ГГГГ, остатки денежных средств на лицевом счете сельского поселения «Ковылинское» на ДД.ММ.ГГГГ. составили <данные изъяты> рублей, в том числе и районные трансферы, в соответствии с соглашением о передаче полномочий № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Краснокаменский межрайонный прокурор заявил в иске соответствующее ходатайство, в связи с чем, суд полагает, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для собственников жилых помещений в сельском поселении «Ковылинское», вследствие отсутствия теплоснабжения в зимний период.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2016-2017 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ № 377.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2016-2017 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ № 377.
░░ ░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 212 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.